Вроде бы, столько времени прошло после эпохи государственного атеизма, но и сейчас в очных беседах или сетевых дискуссиях при общении с людьми неверующими обнаруживаешь, что они готовы вылить на тебя целый ушат давно знакомых обвинений и стереотипов. Впрочем, к этому еще добавляются почерпнутые в художественных и совсем не художественных фильмах аргументы конспирологического порядка – мол, что-то вы прячете, что-то недоговариваете, а где-то есть что-то, что, несомненно, опровергнет вашу веру. О том, в чем разница между верующими и атеистами, что можно ответить на их привычные заявления, будто умные люди верить не могут, без чего обращение неверующего к Богу невозможно – эти вопросы затронул на встрече с прихожанами минского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» настоятель прихода протоиерей Игорь Коростелев.
«Я был такой, как вы»
Прежде всего, отец Игорь подчеркнул, что всегда в этой земной жизни будут люди, которые не живут верой. «Мы предупреждены, что будем «малым стадом», что никогда нас не будет много», – сказал священник. Он напомнил, что даже когда существовали православные империи – Византийская, Российская, все равно имелось немалое число тех, кто ходил в храм, просто исполняя некую обязанность.
– Мы же знаем, что до революции смотрели, чтобы один раз в год человек исповедовался и причащался в церкви. И те, кого таким образом «загоняли» в храм, не ощущали жизненной необходимости в этом. Для них притекать в церковь к Телу и Крови Христовым не было как воздухом дышать, воду пить или кушать. Поэтому не стоит удивляться тому, что есть много людей неверующих.
Отец Игорь поделился со слушателями, что ему неоднократно доводилось беседовать с атеистами, в том числе выступать перед очень большими аудиториями, в которых большинство составляли неверующие:
– Разговаривая с ними, я лично упор делаю на одно: «Я был такой, как вы». Я точно так же не воспринимал то, что Церковь существует, чему и как она учит.
«Образовательный ценз»
Сейчас у атеистов опять стало модным кивать на мнимую необразованность верующих людей. Во время беседы они приводят такой, казалось бы, непобиваемый аргумент: в наше время, когда наука многого достигла, когда есть столько людей с высшим образованием, кто из них пойдет в церковь? Батюшка подчеркнул, что подобные заявления – вовсе не новость; они, скорее, являются рудиментами пропагандистских штампов еще советского времени.
– Тогда говорили, мол, необразованные бабушки в храм ходят, а человек образованный никогда в церковь не пойдет. Вы прекрасно знаете, что все совсем по-другому. Национальная академия наук Беларуси предоставила статистику, согласно которой прихожане православных храмов – это в основном жители городов. До революции паствой Церкви было по большей части сельское население, в связи с чем основном это были люди с невысоким образованием. Сейчас же городские люди, составляющие большую часть прихожан, обычно имеют как минимум полное среднее образование, а очень многие закончили и высшее учебное заведение.
Священник также упомянул любопытные данные, полученные при проведении социологического опроса в Москве: оказалось, что там большинство людей, имеющих два высших образования, являются верующими.
– Я могу сказать атеисту, что если он человек умный, а не просто желает возвышаться над другими, ему бы следовало заинтересовался, почему, например, Юра ходит в церковь. Он бы задал себе вопрос: «Может быть, я что-то недопонимаю, чего-то не знаю, может быть, не доучился чему-то и т.д.?» Человек непредвзятый задал бы вопрос, почему в наше время столь большое количество людей все-таки в церковь ходит. Я не вижу храмов, где всего лишь по три человека было бы в воскресные дни – наоборот, они все заполнены. А ведь храмов сейчас стало гораздо больше. Такой человек мог бы задать себе вопрос, почему люди туда ходят. Но, конечно, легче всего просто отмахнуться и сказать: «Ах, Юра необразованный, глупый, ему что-то наговорили попы, а он, бедный, поверил».
А что же такого могли бы наговорить эти «люди в черном», чтобы привлечь людей со средним и высшим образованием ходить в храм? Те, кто выступает с такими обвинениями, обычно не задумываются, чему на самом деле посвящены проповеди, звучащие с амвона. Проповеди разъясняют ту или иную заповедь, притчу, те или иные слова Спасителя. Отец Игорь призвал задуматься, разве это заинтересовало бы того, кто еще не обрел веру, кому Господь не открыл духовные очи?
Зияющая разница
В чем же основная разница между верующим и неверующим? Протоиерей Игорь Коростелев отвечает:
– Верующие говорят, что со смертью человека личность его никуда не исчезает. А атеисты говорят, что нет у него души. Мы говорим, что существует вечная жизнь души и потом будет общее воскресение, а они утверждают: человек умер – и все: он превратился в прах земной, на этом все заканчивается.
В этой предельности выбора, распространяющегося за границы человеческой жизни, и состоит зияющая разница между тем, кто верит, и атеистом. При этом зачастую на «принципиально неверующих» не действуют попытки собеседника предложить аргументы рационального плана. «На ссылки атеистов, будто только глупые люди могут верить, нам давно уже надоело перечислять величайших ученых верующих – все равно это как об стенку горох. Когда говоришь, что вот этот, этот, этот ученый – они все верующие были, атеистов это не трогает», – поделился отец Игорь. Священник напомнил слова из евангельской притчи о богаче и Лазаре о том, что если сердце человека закрыто, то он не поверит, даже если мертвые придут и скажут ему о том, что есть за порогом смерти.
О том, что значит, когда по воле Божией открывается сердце, могут сказать верующие люди. «А у нас с вами что получилось – очи духовные открылись, мы стали другими людьми. Не знаю, как вы об этом думаете, но я именно так себя ощущаю», – поделился батюшка.
Нетайные апокрифы
В последние годы на различных зарубежных телеканалах, особенно тех, которые себя позиционируют как развлекательно-познавательные, стало популярным предлагать зрителям захватывающие дух «расследования» о неких скрытых в недрах Ватикана или в других местах свидетельствах и документах, которые якобы опровергают христианское вероучение. Для тех, кто не знает ничего о текстах, не вошедших в корпус канонических библейских книг, слово «апокриф» звучит многозначительно и заставляет задуматься: а может, именно в отвергнутых Церковью апокрифических книгах таится «нечто такое»?
Комментируя подобные конспирологические версии, протоиерей Игорь Коростелев сказал:
– Мысль, взятая с потолка, может быть произнесена очень многозначительно и таинственно, мол, вы знаете, а там что-то скрывают… Если же ты хоть немного знаешь о вере и церковной истории, то когда смотришь такие антихристианские программы, легко замечаешь, как они врут и людей обманывают… Например, таинственным голосом в передаче тебе говорят что Православная или Католическая Церковь скрывают «Евангелие от такого-то» и чьи-то послания, которые не вошли в наш канон. Да ничего мы не скрываем! Все эти апокрифы изданы, мы их изучаем. У меня даже на полке стоят книги апокрифические – пожалуйста, доставай и читай, изучай. Если бы не было правды на нашей стороне, мы, может быть, и боялись бы, скрывали что-то. Но мы обладаем истиной, которая дана нам свыше.
Кто стучится в сердце
– Просто так человека неверующего не «сагитируешь» – в наших силах только молиться: «Господи, вразуми ты его!» Потому что Господь рядом с каждым человеком, и в течение его жизни Бог неоднократно стучится в сердце человека, – рассказывает отец Игорь. – Я действительно это пережил и могу основываться на личном опыте, пусть и скудном. Я смотрел на себя в течение жизни, и мне открылось, что вот в этом году в такое время и таких обстоятельствах Господь стучал мне в сердце, а я никак не ответил, и вот тут то же самое случилось, и вот еще, а я не отреагировал никак. А в какой-то момент получилось, что так сильно потянуло в церковь – как будто Господь за шкирку взял и привел…
Материал подготовлен Валентиной ГОРОДНИЧЕВОЙ
на основе видео информационного портала «Собор.by»