Животный мир столь разнообразен вокруг нас, что как ни закрывай глаза, в какой-то момент мы начинаем задаваться вопросами о том, как нам относиться к животным, что происходит с ними после смерти. Тем более, что порой в современном мире отношение к «братьям меньшим» принимает экзотические формы: им оставляют наследства и даже оформляют брачные отношения. В преддверии дня памяти святых мучеников Флора и Лавра, которых почитают как покровителей домашнего скота и вообще домашних животных, поговорим о животных и человеке с клириком Вознесенского архиерейского подворья города Набережные Челны иереем Валерием Матвеевым.
Отец Валерий, первостепенный вопрос: для чего Господь создал животных?
– Мнение о том, что животные созданы исключительно для нужд человека, ошибочно. Потому что первоначально, до грехопадения, поедание одного живого существа другим было в принципе невозможно, поскольку это связано со смертью. Человек мог употреблять в пищу всякую траву и плоды деревьев (Быт. 1. 29-30), хищников Бог не создавал. Из этого следует, что смерти не было ни для человека, ни для любой иной твари, имеющей «душу живую». Благословение Божие человеку (Быт. 1. 28) «…наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» имеет другое очень важно значение: Бог поставил созданного Им и по Его образу человека владыкой земли и всего, что наполняет ее, для того чтобы дать человеку все возможности уподобиться своему Творцу.
Отличается ли чем-то душа животного от души человека?
– Животный мир был создан благодаря творческой силе земли. В отличие от животного мира, душа человека была сотворена Самим Богом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). Душа – не частица Бога, но действие Пресвятого Духа, Который сотворил душу, но Сам не стал ею. Вообще же можно сказать, что душа в человеке – это образ Божий, «образные отражения» Святой Троицы в человеке. Она обладает тремя силами: умом, разумом и духом. Подобно тому, как Бог триедин.
Животные же совершенно лишены ума и разума. Сравнивая душу животных с человеческой душою, святитель Григорий Палама говорит, что животные имеют душу как энергию, но не как сущность. Душа каждого бессловесного животного – это жизнь «его одушевленного тела, и они обладают этой жизнью не как сущностью, но как энергией, поскольку она пребывает в теле, а не в душе».
Если исходить из того, что Господь создал животных для нужд человека, то получается, что христианин может свободно заниматься охотой и рыбалкой?
– После грехопадения взаимоотношения человека и живой природы меняется. Человек страшится Бога, а животные боятся человека (Ис. 8. 12-13). Бог отдает человеку в пищу все, что живет (Быт. 9. 3). Кровь животных можно было проливать для определенных целей: во время принесения жертв Богу. Появляется институт жертвоприношений (Лев. 17. 11), который имеет прямое отношение к искупительному делу Христа (Евр. 9. 14, 22). Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер. В наше же время человек использует животных исключительно только для своих личных нужд.
Возможно ли в Царствии Небесном наличие животных?
– Библия не дает конкретного ответа, есть ли душа у животных, и попадают ли они в рай. Тем не менее, опираясь на общие библейские принципы, мы можем сделать определенные выводы по этой теме. Животные имеют «душу живую». Главное различие между человеком и животным –в том, что человек был создан по образу и подобию Божьему (Быт. 1. 26-27). Это означает, что человек похож на Бога: он способен к духовности, владеет разумом и волей, а также аспектом бытия, которое будет продолжаться после смерти. Если животные и обладают «душой» или какой-либо другой нематериальной субстанцией, то она должна существенно отличаться от человеческой души. Это различие, возможно, значит, что существование «душ» животных не продолжается после смерти.
В этом, наверное, главное отличие человеческой души от душ животных. У животных жизнь души полностью сводится к жизни тела, ею одушевленного. Функции душ животных сводятся к тому, чтобы одушевлять тело и управлять им. При этом души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие.
Другой аспект этого вопроса в том, что Бог создал животных как часть процесса творения, описанного в книге Бытия. Он создал животных и сказал, что это хорошо (Бытие 1. 25). Поэтому мы можем предположить, что и на Новой Земле будут обитать животные (Откр. 21. 1). Животные точно будут присутствовать и во время Тысячелетнего царства (Ис. 11. 6; 65. 25). Нельзя точно сказать, будут ли среди них наши домашние любимцы или нет, но мы точно знаем, что Бог справедлив, и когда мы попадем в рай, то полностью согласимся с Его решением этого вопроса, каким бы оно ни было.
Однозначного соборного решения по этому поводу нет?
– Соборного решения по этому поводу Церковь никогда не выносила. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны.
Часто можно слышать, что держать в квартире собаку – грех. Это правда?
– Нет, не грех.
Существуют ли в христианстве какие-то молитвы о животных, или молиться о них нельзя? Например, если животное потерялось или болеет…
– Безусловно, можно, хотя и не так, как о человеке. Издревле в деревнях молились святым мученикам Флору и Лавру, Власию о здоровье коров, лошадей и других животных. Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх. 23. 10-12). Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12. 10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского – о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского – о медведях и др.
Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем, но молиться о них, как о людях, или устраивать траур в случае их смерти – грех. Просто можно сказать: «Помоги, Господи, этому животному» – думаю, такой просьбы будет достаточно.
Подавать записки за животных в храме — кощунство. Существует «Молитва на благословение стада»:
«Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякие твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя) и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящы, и избави е от насилия диавола, и от иноплеменник, и от всякого навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительного недуга: огради е святыми ангелы Твоими, всякую немощь, всякую зависть, и искушение, чаровства же и волшебства, от действа находящыя диавольского, отгоняя от него: яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»
(Полный сборник молитв, СПб., 1914).
Наше внимание к животным, попечение о них не должны ни на минуту отвлекать наше нравственное сознание от главнейшей заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 39).
Разрешается ли пребывание животных в помещении православного храма?
– Храм создан для молитвы людей, и пребывание животных там неуместно. Но в каждом правиле есть и исключения. Например, есть животные, которые могут подселиться в помещение храма, при этом никакими запретами их выгнать не удастся. Я говорю о мышах. Для того, чтобы их вывести из храма, нужно другое животное – кошка, наверное, единственное животное, пребывание которого в храме вызывает наименьшую антипатию.
На этот вопрос разрешите привести цитату из высказывания Святейшего Патриарха Кирилла в пору его пребывания на Смоленской кафедре: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».
На следующий вопрос, конечно, ответить однозначно сложно. Но все-таки, почему животные страдают в этом мире? Вследствие нашей греховности?
– В наказание за грех люди смертны (Быт. 3. 19) так же, как и животные (ст. 18-20). Вся земля, «вся тварь», погубленная в результате грехопадения, жаждет воскресения и восстановления (Рим. 8. 20-22). «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего», — говорит апостол Павел.
Беседовала Вероника ВЯТКИНА
Публикация сайта «Православное Заволжье»