Home / Слово пастырю / Куда приводит вера

Куда приводит вера

В дальневосточных епархиях заметен сильный дефицит священнослужителей. К примеру, в Арсеньевской епархии на двадцать священников приходится более 60 приходов. Несколько лет назад по решению Синода выпускников семинарий Центральной России стали отправлять в двухлетнюю командировку на благо Церкви в дальние епархии, испытывающих нехватку клириков. Димитрий Селивановский стал вторым командированным выпускником духовных школ, кого принимала Арсеньевская епархия. Он прибыл в Арсеньев в августе 2017 года из Москвы, за плечами – учеба в педагогическом вузе, десять лет работы учителем обществознания в школе, Московская духовная семинария и академия, а также несколько лет работы в различных церковных образовательных учреждениях. Уже там, в Арсеньеве, он был рукоположен во диакона, а затем – во священника. И здесь, на Дальнем Востоке, он был не только священнослужителем, но и занимался педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, при храме вел также занятия для взрослых. В августе этого года время командировки отца Димитрия закончилось. В беседе перед отъездом он рассказал о своем пути к Богу, поделился размышлениями о разнице между советским и современном образованием и о том, какое направление в психологии наиболее полно рассматривает человеческую природу.

Оглашение от Достоевского

Каждая встреча человека с Богом – это тайна, и у каждого она происходит по-своему. Однажды блаженный Августин, будучи еще врагом христианства, встретился в императорском дворце со святым Амвросием, епископом Медиоланским, и тот сказал ему: «Не человек находит истину, а истина находит человека». И это действительно так: мы со своей человеческой стороны пытаемся познать истину, но едва ли это возможно без помощи Божией. Господь же, видя наше стремление, наше старание узнать истину, Сам открывается человеку. И таким образом человек приходит к Богу.

Сам я из нецерковной семьи, крестился в одиннадцатом классе. В юности увлекался спортом, хотел стать тренером, поэтому после окончания школы поступил на факультет физического воспитания.

К сожалению, я не воцерковился после крещения и оставался неразумным мирским человеком. В моем окружении о Боге никто не говорил. Только через несколько лет я обратился к вопросам о смысле жизни и устроении души. Полюбил творчество Федора Михайловича Достоевского, даже ездил в Санкт-Петербург посетить квартиру, где он умер. Через тексты его романов я впервые соприкоснулся со Священным Писанием: в них много отсылок к Евангелию, эпиграфов, и вообще они пропитаны православным духом. Можно сказать, Федор Михайлович провел огласительные беседы со мной.

Интерес к жизни души привел меня тогда на факультет психологии Оренбургского государственного педагогического университета. Через психологию я хотел познать себя, познать других людей. Меня очень интересовали вопросы мироустройства, происхождения Вселенной, происхождения жизни на земле, и конечно же, самое главное – происхождение и устроение внутреннего человека. В поисках ответов на эти вопросы я изучал разные современные концепции, обращался к разным философам: одни говорят одно, другие – другое, а где же истина?

И как раз в это время я уже более близко соприкоснулся со Священным Писанием. Когда читал его, вся моя душа кричала в сокрушении и радости: «Здесь Истина!!!» Поэтому я и сказал вначале, что не человек находит истину, а истина находит человека. Когда человек пытается найти истину, он доходит в своих поисках до какой-то черты, после которой Господь уже Сам открывается ему, касается его сердца, и дает ему сердечное успокоение в вере. Это очень болезненный процесс рождения. Пока у нас вера рассудочная, мы, подобно апостолу Петру, идущему по морю ко Христу, то вдохновленные верой идем, то, начиная принимать различные помыслы, колеблемся, сомневаемся в вере и тонем. Тогда надо кричать Господу о помощи и терпеть. Это тяжелое испытание, но этот момент имеет судьбоносное значение: мы или потонем, или спасемся. И вот тогда, когда мы уже захлебываемся, тонем и кричим о помощи Господу, Он приходит Сам и подает Свою руку. Происходит мистическая, таинственная встреча с Богом, и мы попадаем в пристань веры. Господь жив!!!

Тогда нам открывается, что самый страшный грех, непоправимая трагедия человека есть неверие. Иные люди верят в простоте сердца, как евангельские пастухи, а иные приходят через поиски ума, как волхвы. У каждого свой путь к Богу, свой путь к вере, и свои испытания.

Сейчас, оглядываясь назад, вспоминаю, какие напряженные дискуссии были у нас на факультете психологии, какая неравнодушная аудитория! Мы много спорили на разные мировоззренческие темы. Тогда я еще только-только формировал свое христианское мировоззрение, и очень часто было так: читаешь дома Священное Писание, святоотеческие творения, а потом приходишь на лекции и слышишь там совершенно противоположные и даже враждебные христианству учения. Происходит внутренний конфликт. Одно время я даже хотел из-за этого перевестись с факультета психологии, но по промыслу Божию остался учиться и очень много приобрел. В частности, некоторый иммунитет к различного рода учениям.

Сейчас, много лет спустя, я понимаю, насколько это важно, когда человек укрепляется в вере, в православном мировоззрении и может спокойно вникать в нерелигиозные учения, в какие-то еретические мнения. Вникать, но не принимать их. Увидеть их изнутри и помочь уже другим людям разобраться в них.

Ум ведет только до определенной точки

У святого Исаака Сирина есть слово о трех степенях познания. Первая ступень – это познание умом. А вот уже следующая ступень – это ступень веры. Умом человек ищет Бога, но ум без веры подобен морю волнующемуся. И в этом состоянии, когда море волнуется и штормит, если человек искренне хочет познать истину, то Господь открывается ему Сам. И не человек находит истину, а истина находит человека. В этот момент Господь прикасается к человеку, прикасается к его сердцу таинственным, мистическим образом. И человек удостоверяется в истине, и он уже переходит на другую ступень – ступень веры.

Как правильно подчинять себя Богу

После учебы я приехал в Свято-Троицкую Лавру, да так и остался в Сергиевом Посаде, уже не вернулся домой в Оренбург. Жил на одном из подворий Лавры в течение года, занимался разными сельскохозяйственными работами. Думаю, это время было мне дано для того, чтобы я мог остаться наедине с собой и разобраться в себе.

Важнейшим открытием этого этапа жизни стало для меня понимание соотношения двух воль – Божественной и человеческой. Мы не можем совлечься своей воли, избавиться от нее. Не бывает природы без воли, таково Божие устроение человека. Это богословие преподобного Максима Исповедника. И во Христе было две воли: воля Божественная и воля человеческая. Мы видим, как это проявлялось в Гефсиманском молении перед страданиями. Но Иисус Христос подчиняет Свою человеческую волю Божественной. Эта богословская истина имеет самое непосредственное отношение к нашей жизни: по природе, по устроению мы имеем свою волю, и мы должны научиться согласовывать ее с волей Божией. У святых отцов это называется «синергией», т.е. совместным действием.

Неожиданные повороты

Осознав это, я пошел работать по специальности – в православную гимназию в Сергиевом Посаде. Вначале занимался административной, организационной деятельностью, но довольно быстро понял, что это не мое. Тогда начал преподавать обществознание, и через уроки, через занятия у меня появилась возможность нести слово Божие детям. Обществознание я выбрал неслучайно: главная цель этого предмета – формирование мировоззрения учащихся. По содержанию он состоит из разделов психологии, философии, социологии, экономики, политологии и права. Первые три раздела открывают большие возможности для познания детьми Бога. Здесь важно, конечно, мировоззрение самого учителя.

Через какое-то время случился новый неожиданный для меня поворот в жизни: я стал студентом-заочником Ярославской духовной семинарии, а год спустя перевелся в Московскую духовную семинарию, на очное отделение. По окончании семинарии (бакалавриат) продолжил очное обучение на библейском отделении в Московской духовной академии (магистратура).

Затем я приехал на Дальний Восток, и два года назад епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий рукоположил меня во диакона, а потом во священника.

О советском и современном образовании

Занимаясь преподаванием, часто слышу жалобы на детей: вот, мол, совсем ужасные стали, кричат, не слушаются, невозможно ничего сказать.

В советской системе образования было очень много хорошего, но было и страшное: тема религии была полностью исключена. Не говорили детям о Боге ничего – ни плохого, ни хорошего. В таких условиях учился в школе и я в 1985-1995 годах. А то бывало и хуже: например, моя мама преподавала историю в школе, и на Пасху учителей посылали к кафедральному собору Оренбурга для того, чтобы записывать приходящих в храм детей. После этого их родители вызывались на родительские собрания, им делали выговор, пытаясь выбить все это «религиозное мракобесие».

Конечно, сейчас в этом смысле ситуация лучше: в нашей системе образования есть предмет «Основы православной культуры». Есть хорошие учебно-методические комплекты, разработанные верующими людьми. Есть хорошие учебники по истории, по литературе, по обществознанию (эти предметы оказывают особо важное значение на духовно-нравственную сферу детей). Учитель может совместно с администрацией школы выбрать тот или иной учебно-методический комплект и заниматься уже по нему. Благодарю Бога за то, что сейчас у меня и у других людей и, что особенно важно, у детишек есть возможность узнавать о Православии в школах и ходить в храм безбоязненно.

Но конечно, нельзя не сказать, что дети сейчас и правда стали другие: более рассеянные, легкомысленные. Но это связано не столько с системой образования, сколько с происшедшей на наших глазах информационной революцией. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры и смартфоны, объем доступной информации увеличился в десятки, сотни раз. Поэтому многие проблемы современной школы должны быть рассмотрены именно в свете наступления информационного века.

Важно понимать, что школа – это не какая-то закрытая система, это часть общества. Другое общество – другие ценности, другие проблемы. И все равно подавляющее большинство педагогов в современной школе – это труженики, которые самоотверженно работают за небольшую заработную плату и полностью отдают себя делу воспитания. Поэтому я очень ценю людей, которые трудятся в школе. Есть над чем работать, и без рассуждения вешать ярлыки «вот как сейчас все плохо, раньше было лучше», на мой взгляд, неправильно.

О современной психологии

В современной психологии много разрозненных учений. К примеру, Зигмунд Фрейд рассматривает человека с точки зрения полового влечения, бессознательных процессов, происходящих в человеке. Альфред Адлер, создатель системы индивидуальной психологии, считал, что главное в человеке – это стремление к превосходству. Представители московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) явились основоположниками так называемого деятельностного подхода, суть которого – в тезисе, что деятельность формирует психологию человека, бытие определяет сознание. Как в стихотворении Маршака «У каждой профессии запах особый, булочник пахнет хлебом и сдобой… только безделье не пахнет ничем». Есть и другие подходы: когнитивная психология, бихевиоризм, гештальт-терапия. Помимо этих учений, есть множество отдельных психологических техник, различные психологические практики. Представители всех этих направлений пытаются разобраться в том, как же устроен человек, объясняют поступки человека с той или иной позиции. И хотя во многом эти подходы верны, ни один из них не является всеобъемлющим, охватывающим все стороны человеческой жизни.

Подлинное же понимание всего многообразия душевной, духовной и телесной жизни человека открывается в свете православной антропологии – довольно простого в каких-то фундаментальных, принципиальных моментах учения. В этой простоте и кроется его мудрость, его всеобъемлющий масштаб. Лучше всего, на мой взгляд, православная антропология изложена в книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

Православная антропология учит, что человек есть существо телесно-душевно-духовное. Есть уровень тела, уровень души и уровень духа. В свою очередь, все многообразие душевной жизни разделяется на три составляющие: познавательные процессы, эмоциональные процессы и волевую сферу. Если говорить языком святоотеческим, это ум, воля и чувства. И все психологические направления могут уместиться в этой системе координат. Так когнитивная психология смотрит на человека из области познавательной сферы, Зигмунд Фрейд, психоанализ – из области телесной, области инстинктов, физиологических влечений, деятельностный подход – из области волевой сферы, гештальт-терапия – с точки зрения эмоциональной сферы, а святоотеческое учение дает возможность посмотреть на человека со всех возможных сторон сразу, посмотреть на него в целости.

У святителя Василия Великого есть слово к юношам о пользе изучения языческих творений. В нем он говорит, что мы должны уподобляться пчелам, которые перелетают с цветка на цветок и везде собирают нектар. Таким же образом можно сказать и о современной светской психологии: несмотря на то, что многие ее представители были враждебно настроены по отношению к христианству, из их наработок можно многое почерпнуть. На мой взгляд, хорошо, когда священник знаком с общей и возрастной психологией. Общая психология дает представление об устроении души, а возрастная психология помогает понимать и учитывать в своей деятельности возрастные особенности детей, взрослых и пожилых людей. Все это важно для священника.

Когда поступал на факультет психологии, я и подумать не мог, что впоследствии стану священником. Сейчас я остро чувствую, как необходимо священнику знать Священное Писание, святоотеческое предание, основы психологии. Весь мой опыт и знания Господь объединил в священническом служении. Поэтому я благодарю Бога за все, что со мной происходило.

Подготовила Екатерина ПРИДВОРОВА

В основе материала –
публикация сайта Арсеньевской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *