Home / Слово пастырю / Сначала – твой ход

Сначала – твой ход

Некоторое время назад вышел фильм «Джокер», и в нашем обществе началась почти массовая истерия: многие нашли в главном герое себя, начали сравнивать произведение с романами Достоевского и прочих классиков. Кто-то даже увидел в нем пророчество о грядущем кризисе современной цивилизации.

Один священник, как только вышел из кинозала, написал мне: «Иди обязательно, тебе понравится». Я сходил — и мне…. НЕ понравилось. Надо сказать, что с точки зрения режиссуры, монтажа, звука, стиля и подбора актеров все просто прекрасно, не к чему придраться. Но главный смысл этого фильма, его «месседж»!..

Он настолько громадный, что в контексте общей идеи фильма – «выпусти своего демона, и будь что будет» – каждый видит что-то свое. Кто-то говорит о болезнях общества, кто-то о необходимости сбросить оковы личных страхов. Часто молодые люди говорят: «О! Это вот я! И раз ему можно «выпускать демонов» (и он же себя почувствовал хорошо), то и мне можно». А это самое страшное: понятие справедливости субъективно, здесь же именно субъективность, субъективная справедливость возносится в абсолют.

Именно в этом контексте понятно, почему большое число школьников в США начинают стрелять в одноклассников, почему наши учащиеся хамят учителям: в неокрепших умах такие фильмы стирают границы морали. Её просто теперь не существует: мне можно все, что я хочу. А кто мне будет это запрещать, тот враг, а врагов надо уничтожать.

Кто «виноват» во всех бедах героя? Мама. Он не помнит всю любовь ее, всю заботу. Она враг, потому что не дала ему что-то другое. А во что другое – не уточняется. То есть реальность героя не устраивает, а как хотелось бы – непонятно.

Второй аспект – симпатия к главному герою. Спору нет, он привлекательный. Он очень привлекательный сумасшедший. Вот об этом забывать нельзя. Это НЕ нормальный человек. И брать его в качестве примера для подражания – нельзя. Никому. Никогда. Какие бы у тебя в жизни ни были ужасные условия. Никогда. Никому. И точка.

Третье: общество порождает таких монстров – это тоже один из подспудных выводов фильма. Да. Но общество — это не что-то где-то. Общество – это мы. И тогда мы (и ты, дорогой читатель, и я) ответственны за всех нас. Пример из реальной жизни. Известно, что коммунисты убивали священников в начале ХХ века. А кто такие коммунисты? Это соседи, кумовья этих самых священников. Не инопланетяне, не интервенты.

А в фильме всю ответственность сгрузили на «кого-то там»: элиту, политиков. Это же очень удобно – сказать, что виноваты абстрактные «они». Пользуясь этой уловкой, к примеру, Гитлер поднял из руин Германию и миллионами уничтожал мнимых врагов. То есть этот посыл фильма, мягко говоря, странный и страшный.

Еще одна сложность – восприятие фильма социумом.

Люди делятся на лагеря защитников, обвинителей и лояльных. И то, чем они все похожи, так это обвинением оппонента в полнейшем недопонимании картины.

«Вы просто не видите глубинной сути, истинного смысла этого гениального произведения современности», – доказывали мне собеседники, вышедшие из кинозала в восторге и с воодушевлением. Причем особенную активность проявляют те, кто в той или иной мере были притесняемы, и неважно, реальна была угроза или вымышлена. Здесь звучит и сравнение с Раскольниковым, и вновь и вновь слова о социуме, порождающем монстров.

Только давайте будем честны: вникать в глубину идей «Джокера» будет вовсе не каждый. Способны на это взрослые, да и то далеко не все. А при том, что категория фильма «18+», на сеансы, тем не менее, в бо́льшей мере идут подростки (хотя бы и с родителями). Фильм же основан на комиксах. Будут ли потом эти ребята «копать» и искать смыслы, когда на поверхности увидят все тот же лозунг: «Кто против меня – тот мне враг»? Скорее всего, нет.

Очень многие видят в главном герое себя, забывая о том, что у героя-то как раз были серьезные (серьзнейшие) и неразрешимые проблемы, в то время как у большинства подростков – третьесортные неприятности из разряда «сменку перевесили на пятый «Б»».

Итог: фильм качественный с точки зрения кинематографа, но со вполне демоническим ядром, дающий разрешение на вымещение собственного зла на окружающих. «Пусть они все почувствуют, как мне плохо». Это для нормального человека неприемлемо, а для христианина – вообще вектор в обратную сторону от Христа: в Евангелии все наоборот.

Золотое правило Нового Завета можно сформулировать так: как ты хочешь, чтобы мир относился к тебе, так и ты относись к нему. То есть смысл в том, что сначала надо привнести в мир что-то, не ожидая ответной реакции. Сначала – твой ход. Ты первый люби этот мир, невзирая на негатив.

Священник Павел КОНЬКОВ,
руководитель молодежного отдела Рязанской епархии

Публикация газеты «Логосъ»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *