Ситуация, знакомая многим верующим людям: ты борешься с каким-то грехом, искренне каешься в нем на исповеди, решаешь навсегда покончить с ним, но прошло непродолжительное время, и тот же грех снова отягощает твою совесть, и уже стыдно вновь идти к священнику его исповедовать перед Крестом и Евангелием. Своими суждениями о том, что делать в такой ситуации, делится священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма в селе Криворожье на Донбассе.
Спокойно, всё нормально!
Что делать человеку, который повторно совершил грех, в котором каялся? Прежде всего, осознать, что это нормальная ситуация, знакомая большинству христиан. Она знакома и мне, потому что я тоже регулярно совершаю грехи, в которых каялся. Именно по этой причине считаю, что у меня нет морального права обличать кого-либо в таком положении. Мы все грешны, и потому никуда не деться от того, что снова и снова впадаем в тот или иной грех. Если бы так просто было не повторять всё то, в чём мы искренне каялись, все давно бы уже были святыми. Но в том-то и проблема, что избавиться от греха очень сложно.
Если человек совершил грех, это значит, что он поступал неправильно и по отношению к себе, и по отношению к окружающим, потому что грех, как и добродетель, – это не только личное дело каждого, но и дело всей Церкви, ведь мы все – её члены: «Вы тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12. 27). Если болит какая-то часть тела или орган, страдает весь человек. Если болеет один человек, плохо и Церкви.
Мы все такие, но расслабляться не стоит
В утешение человеку, который согрешил снова, я хочу напомнить, что и святые грешили. Вспомним, что писал апостол Павел: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи«» (2 Кор. 12. 7-9). Иногда Господь попускает нам впасть в тот или иной грех повторно, даже если мы в нём очень искренне каялись, чтобы мы не осуждали других за их слабости, чтобы не уподоблялись людям, которые сучок в чужом глазу видят, а в своём и бревна не замечают.
Человек грешен по своей природе, идти по пути, который заповедал нам Христос, трудно. Апостол Павел так писал о себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7. 19). Однако эти слова не должны быть оправданием духовной лени. Есть в святоотеческой литературе случай, касающийся нашей сегодняшней темы. К одному старцу пришёл послушник и говорит: «Авва, я согрешил!» На это учитель ответил ему: «Брат, вставай и иди». Проходит время, и молодой человек приходит снова со словами: «Авва, я опять впал в тот же грех». На это старец опять отвечает: «Вставай и иди». Так происходило несколько раз, и наконец ученик спросил: «Авва, доколе мне падать и вставать?» – и наставник ответил: «До смерти».
Надо принять тот факт, что есть грехи, в которые мы будем впадать до самой кончины, и есть такие, которые удастся преодолеть с Божьей помощью. Здесь всё зависит от нашего рассуждения. Один человек может сказать: «Если я грешен, то буду грешить, что с меня взять?» Другой же вопреки падениям будет бороться с грехом, прося у Бога сил на эту борьбу, а снова упадёт – будет снова каяться и просить у Господа прощения, говоря: «Господи, видишь? Я старался, я хотел, но не смог. Пожалуйста, прости меня!» Бог не будет нас наказывать за те грехи, в которых мы раскаиваемся, даже если впадаем в них опять. Он спросит за то, в чём не хотели каяться.
Нужно помнить, что Господь – это любящий Отец, который ищет, за что нас оправдать и погладить по голове, а не за что наказать. Он милостив, а потому, по словам святого Иоанна Златоуста, «и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит». Нужно понимать, что добродетель – это не закон, который просто дан извне. Это закон, который помогает каждому из нас жить лучше и безболезненней. Главное, чего нельзя допускать, если впадаешь в один и тот же грех, – это уныние. Его надо преодолевать.
Что делать, если снова совершил грех, в котором каялся? Снова каяться! Взять себе в пример апостола Павла, который мёртвых мог воскрешать, но тоже падал. Апостол понимал, что это дано ему для того, чтобы не забыть, что он только человек. Не грешит тот, кто в земле лежит. Все остальные имеют возможность каяться в содеянном, возвращаясь к миру душевному и счастью.
Сразу ли идти на исповедь
после того, как согрешил повторно?
Всё зависит от греха, от священника, к которому вы ходите, и от вашего рассуждения. Например: я решил перейти на здоровый образ жизни, а потом взял и съел две лишние конфеты – надо ли об этом говорить священнику? Конечно, нет. Священник занимается духовными вопросами, к нему нужно обращаться в связи с ними. Лишние конфеты – это нарушение данного себе обещания, которое никак на мою жизнь и жизнь окружающих не повлияет; с этим можно самостоятельно разобраться.
Важно понимать вот какой важный момент: покаяние – это не исповедь. Покаяние предваряет исповедь. Главное – не надо бояться снова идти в храм и исповедовать то, в чём уже исповедовались. Не надо страшиться, что батюшка вас осудит. Я прочитал у одного современного священника мысль, с которой полностью согласен: чем больше исповедуешь людей, тем больше ими восхищаешься, невзирая на то, с какими грехами они пришли. Эти люди думают о себе плохо, но они замечательные. Я уверен, что каждый священник, который пытается сопереживать человеку и слышит его, будет настроен так же.
Это ведь такая радость, если христианин искренне кается, не желая жить с грехом на душе! Поэтому ничего не бойтесь, не стесняйтесь, вы ведь хотите быть с Богом – это самое прекрасное, что может быть.
Беседовала Екатерина ЩЕРБАКОВА
Публикация сайта Горловской епархии