Home / Слово пастырю / Почему так тяжело молиться

Почему так тяжело молиться

Что является одним из самых трудных деланий в жизни христианина? Вероятно, любой без труда ответит на этот вопрос так: молитва! Трудно молиться внимательно, с сокрушённым сердцем, вдумчиво. Но в то же время именно молитва является основой духовной жизни. Без молитвы остальной труд – чтение духовных книг, доброделание и прочее – малополезен. Каким должно быть наше молитвенное правило, как правильно сосредотачивать внимание на молитве, что есть молитва покаяния? Об этом мы говорим с кандидатом богословия, настоятелем храма равноапостольных Владимира и Ольги в Обнинске протоиереем Дмитрием Моисеевым.

Отец Дмитрий, почему во время поста Церковь сосредотачивает наше внимание именно на образе правильной молитвы?

– Потому что святые отцы говорят о том, что молитва, по сути, это основное делание для человека. Молитва – это способ общения с Богом. И поскольку человек сейчас на­ходится в падшем состоянии, его молитва должна быть, по преимуществу, молитвой по­каяния. Исходя из этого, мы должны понимать, что пост для нас должен быть инстру­ментом, пользуясь которым, мы должны усилить свою мо­литву. Пост – не самоцель. Задача Церкви не в том, что­ бы заставить нас что-­то не есть, поменьше есть, а в том, чтобы мы молились лучше.

Что такое молитва покаяния, о которой вы сказали?

– Молитва покаяния – это осознание себя человеком падшим, греховным и, соответ­ственно, испрашивание у Бога прощения за свои грехи и по­мощи в борьбе с ними. В од­ном из своих писем святитель Игнатий (Брянчанинов) пи­шет, что человек немощен, но Господь обещает ему Свою помощь, как сказано в Писа­нии: «Господь крепость людям Своим даст». А кто такие для Господа свои люди? Святи­тель Игнатий говорит, что своими Господь считает тех людей, которые хранят Ему верность в произволении, но нарушают эту верность в дея­ниях по своей немощи. Задача человека – хранить своё произволение постоянно направленным к Богу. Но наше произволение и наши действия, к сожалению, не все­гда совпадают. Как говорит апостол Павел, «доброго, кото­рого хочу, не делаю, а злое, ко­торого не хочу, делаю».

Если мы в своём произволе­нии всегда будем стремиться хранить Богу верность, будем обращать внимание на несоот­ветствие своих действий сво­ему произволению, мы будем находиться в состоянии пока­яния перед Богом. Отсутствие покаяния будет говорить либо о том, что у нас нет произво­ления быть с Богом, либо о том, что мы не обращаем вни­мания на свои действия, не видим их несоответствия на­шему произволению.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что к молитве нужно понуждение в течение всей жизни. Действительно, почему почти всегда молиться трудно?

– Потому, что молитва – это духовный труд, и он встре­чает противодействие со стороны тёмных сил, которые ре­ально находятся вокруг нас. Чем серьёзнее наше намере­ние помолиться, тем большее противодействие мы встре­чаем.

Человеку в падшем со­ стоянии свойственно стрем­ление к развлечению, удо­вольствиям. Человек готов потерпеть какой-­то труд, если он увидит его результа­ты достаточно быстро. А предпринять труд, результа­тов которого не увидеть дол­го, для человека тяжело. Но для того, чтобы достичь состояния святости, когда мо­литва будет в радость и ког­да духовные плоды от неё че­ловек будет чувствовать, нужен подвиг всей жизни. Святитель Игнатий пишет, что не все великие подвижники этого достигали, а только не­которым Господь давал дар благодати почувствовать сла­дость молитвы. Большинство людей не достигают этого со­стояния в земной жизни.

По­этому молитва – такой тяжелый труд для человека.

Чтение Евангелия и святых отцов – тоже духовный труд. Но он не требует такого принуждения себя.

– Да, это тоже духовный труд, но он меньше. Молитва в том виде, в котором мы при­выкли её совершать, то есть в качестве молитвенного пра­вила, нам трудна ещё и пото­му, что наши чувства не соот­ветствуют тем словам, кото­рые мы произносим. Мы, к сожалению, не видим себя столь грешными, как об этом говорят святые отцы, и не готовы в полном смысле слова примерить на себя все те эпитеты, которые произно­сим во время молитвы. Исхо­дя из того, что наши представления не соответствуют сло­вам, которые мы произносим, нам трудно сосредоточиться и трудно молиться вниматель­но.

А вот если мы молимся о себе в каких-­то экстремаль­ных ситуациях и о каких-­то нуждах, молитва идёт доста­точно горячо. Поскольку на­мерения человека полностью соответствуют тому, что он произносит.

Все святые отцы призывают нас молиться внимательно. Но внимание образуется там, где человек имеет дело с новой информацией. Когда изо дня в день повторяются те же молитвы, трудно удерживать внимание.

– Молитвенное правило, которое мы имеем в наших молитвословах, – изобретение довольно позднее. Изначаль­но читались вечером пове­черие, утром – полунощница, которая включает в себя ка­ноны, меняющиеся изо дня в день. Часть канонов связана с дневным циклом, и поскольку у нас восемь гласов, они по­вторяются раз в восемь не­дель. То есть если мы про­чтём канон понедельника пер­вого гласа, следующий раз мы его прочтём только через во­семь недель. Кроме того, добавляются некоторые молитвословия, которые связаны с годичным богослужебным кругом и со­вершаются раз в году. Цер­ковное богослужение как раз построено на том, чтобы да­вать человеку молитвосло­вия, которые по содержанию похожи, но, тем не менее, от­личаются словесным образом и не дают человеку совсем рассеивать своё внимание.

С другой стороны, у отцов, которые навыкли к молитвен­ному подвигу, нет никакого разнообразия – они творят Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» и во­обще отходят от псалмопения и других молитвословий, не­престанно молясь только од­ной этой молитвой. Им это не мешает хранить своё внима­ние. Речь идёт о том, что мы должны сначала научиться вниманию на разнообразных молитвословиях, постепенно приводя это ко всё большему единообразию.

В Слове преподобного Симеона Нового Богослова о трёх образах молитвы подробно говорится о том, как сохранять внимание во время молитвы…

– Для начала надо упомянуть, что это Слово, как считают исследователи, не принадлежит Симеону Новому Богослову. Однако оно известное и не входит в противоречие со святоотеческим учением.

В «Слове о трёх образах мо­литвы» автор говорит о том, что основой внимания, осно­вой борьбы со своими страс­тями, на которой строится мо­литва, является послушание духовному отцу и беспопечи­тельность. Это третий вид вни­мания. Автор отмечает, что первые два вида внимания несовершенны и могут при­вести человека в прелесть.

Первый вид – вообразитель­ная молитва. Этот стиль мо­литвы очень развит в католи­цизме: при молитве надо всё представлять себе, воображать разные картины. Наши святые отцы категорически запрещают это делать. Пото­му что, поступая так, можно начать молиться воображае­мому богу, по сути – мыслен­ному идолу, что приводит к прелести, о чём и сказано в этом Слове.

Второй образ внимания опи­сывается как борьба мыслей в голове молящегося. Когда человек во время молитвы хочет подавить плохие мысли хорошими.

Чем это плохо?

– Дело в том, что и наше пад­шее естество, и дьявол стара­ются помешать нашей молит­ве тем, что во время неё вкла­дывают в нас какие­-то другие помышления. Не всегда они греховны: вдруг во время молитвы человек вспомнил о каком-­то хорошем деле, кото­рое он забыл сделать десять лет назад, и почему­-то ему срочно надо это сделать. Или продумать что-­то важное. Причём не хотелось это де­лать до молитвы и сразу рас­хочется после, а в момент молитвы это кажется ему де­лом необычайной важности. Это искушения. И человек пытается бороться с подобны­ми мыслями. Не имея доста­точного духовного опыта и сил, он не может одержать верх в этой борьбе, чаще бывает побеждаем.

И святые отцы говорят о том, что лю­дям новоначальным вообще не следует вступать в такую борьбу. Нужно не с помысла­ми бороться, а стараться вер­нуть своё внимание к словам молитвы. На подобные же по­мыслы не обращать никакого внимания.

Третий образ молитвенного внимания автор называет верным. Расскажите о нём подробнее.

– Это состояние, при котором человек всё предаёт в руки Божии, всё происходящее вокруг него принимает как из руки Божией и занят исключительно своим сердцем. В монастыре это делать проще, в миру сложнее, поскольку житейских коллизий в миру намного больше, чем в монастыре. Для себя мы можем из этого образа взять беспопечительность, о которой говорит автор, – осознание того, что всё, что находится не в нашей власти, совершается исключительно по промыслу Божию. И всё то, что мы не в состоянии изменить в лучшую сторону, мы должны принять как наиболее для себя полезное и необходимое.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что внимание в молитве ведёт к трезвению. Это один из основных результатов молитвы…

– Трезвение – это внимание к себе, к своим мыслям, помыслам, которое должно быть присуще человеку не только во время молитвы, но и в повседневной жизни. Речь здесь идёт о том, чтобы мы всегда контролировали свой образ мышления.

Наш ум находится в состоянии рассеяния, то есть постоянно приходят какие-то помыслы, мечтания, воспоминания, желания. Владеть собой, своим умом, контролировать его – это и есть трезвение. Учиться этому нужно через приобретение внимания в молитве. Если мы научимся владеть собой во время молитвы, то через это рано или поздно научимся владеть собой и во все прочие моменты нашей жизни. Тогда мы сможем не мечтательно, а адекватно воспринимать реальность – то, что на самом деле происходит и внутри нас, и вокруг.

Почему апостол Павел заповедует нам непрестанно молиться?

– Потому что человеческий ум не может находиться в состоянии некой нирваны – абсолютного покоя. Он всегда настроен на какую-то деятельность. В идеале его деятельностью должно быть непрестанное Богообщение. Поэтому апостол Павел говорит: непрестанно молитесь. Те восточные практики, которые ведут к полному бездействию мозга, полному отсутствию каких-либо мыслей, являются ложными, потому что ведут не к той цели, для которой человек предназначен, – не к непрестанному Богообщению.

А если вместо молитвы произносить, к примеру, выученные наизусть слова Евангелия? Игумения Арсения (Себрякова) заучивала наизусть главы из Евангелия и произносила их про себя во время послушаний, чтобы ум не был праздным.

– Заучивание наизусть псалмов, Евангелия – это, скажем так, первый шаг. А молитва – это уже следующая, высшая ступень. Человек ограничивается короткой Иисусовой молитвой, чтобы не рассеиваться образами, которые присущи Евангелию и Псалтири.

Почему такое внимание уделяется именно Иисусовой молитве, если есть молитва, которую нам дал Сам Господь, – «Отче наш»? Кто-то из святых отцов говорил, что в этой молитве заключены всё Евангелие, весь закон Божий, все заповеди.

– Иисусова молитва тоже опирается на Евангелие – на молитву мытаря, которую Господь дал нам в качестве примера правильной молитвы: «Боже, милостив буди мне, грешному». По сути, Иисусова молитва – это та же молитва мытаря, только обращённая ко Христу. Отцы, говоря об Иисусовой молитве в её первоначальном варианте «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», ссылаются на апостола Павла, который писал, что предпочитает пять слов сказать умом, нежели тьму – языком. Слова «Сыне Божий», и в конце «помилуй мя, грешного» – добавки уже более поздние.

Известно, что молиться лучше поменьше, но повнимательнее. Но эти понятия «меньше – больше» очень относительны.

– Святитель Феофан Затворник говорил, что новоначальным лучше молиться чаще, но поменьше. К примеру, не двадцать минут непрерывно молиться, зная, что устанешь, отвлечёшься, а молиться десять или пять минут, потом сделать перерыв и ещё пять минут помолиться. Потому что цель, всё-таки, не весь объём текста прочесть, а помолиться как можно внимательнее.

Игумен Никон (Воробьёв), например, благословлял своих прихожан в девять вечера читать вечернее правило, пока есть силы и внимание. А потом можно заниматься своими делами: поесть, книжку почитать, ещё что-то сделать. И человеку будет спокойнее: правило он прочёл, а захотел спать – лёг. Важно же помолиться внимательно, это главное.

Подходит к концу Великий пост. Должно ли молитвенное делание в этот период каким-то образом изменяться?

– В это время, как правило, люди стремятся более усердно молиться, увеличить своё молитвенное правило именно по той причине, что Великий пост – время, когда человек призывается освободиться, насколько это возможно, от каких-то своих земных забот и попечений, то есть сократить всё, что возможно, и освободившееся время и силы занять молитвой. Понятно, что большинству людей, живущих в миру, не получается совершенно отстраниться от житейских забот, тем не менее, насколько возможно человеку в конкретных житейских обстоятельствах, это нужно делать и соответственно увеличивать молитвенное правило.

Поскольку это правило у каждого должно быть своё, соответствующее его силам, то и изменение его в Великий пост тоже должно быть индивидуально.

В то же время святитель Игнатий (Брянчанинов) своему родному брату, человеку в уже немалом возрасте, благословил молитвенное правило, достаточно короткое с нашей точки зрения: «Отче наш», 50-й псалом, Символ веры и «Богородице Дево, радуйся». И всё. При том, что брат святителя Игнатия тоже был человеком благочестивым, верующим, православным. Просто святитель хорошо его знал и дал ему тот совет, который наиболее подходил этому человеку в его жизненной ситуации.

Поэтому Церковь всегда говорит о том, что хорошо человеку выстроить своё молитвенное правило, во-первых, опираясь на видение себя, своих сил, своего состояния, а во-вторых, – с советом более опытного духовно человека, духовника или священника, который хорошо знает человека и может вместе с ним проанализировать его силы, возможности. Это позволит подобрать такое правило, которое будет приносить пользу, будет требовать от человека некоего труда, в то же время не станет для него чрезмерной нагрузкой и не приведёт, в итоге, к отвращению и забрасыванию правила вообще, что, к сожалению, иногда случается, если человек берет себе правило не по силам. Какое-то время он это правило «тащит», потом бросает любую молитву, даже перекреститься перед сном ему будет затруднительно. И выйти из этого состояния тоже очень тяжело, о чём святые отцы неоднократно предупреждают.

Поэтому ко всему надо подходить с рассуждением.

Беседовала Юлия БЕЛКИНА

Публикация газеты «Наша вера»
(Калужская митрополия)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *