Home / По страницам истории / ВОЗРОЖДЕНИЕ ФЕОДОРОВСКОГО СОБОРА — ЧУДО ХХI ВЕКА

ВОЗРОЖДЕНИЕ ФЕОДОРОВСКОГО СОБОРА — ЧУДО ХХI ВЕКА

В этом году исполняется 400 лет прославления Феодоровской иконы Божией Матери – этим образом из костромского собора великомученика Феодора Стратилата был благословлен на царство юный Михаил Феодорович Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование чудотворному образу 14 (27) марта. 

Во время празднования 300-летия царствующего Дома Романовых в Санкт-Петербурге состоялось освящение величественного собора Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, построенного по образцу древних русских храмов. В советское время его закрыли и полностью перестроили, так что в конце концов постройка даже внешне перестала походить на церковное здание. Замечательной истории восстановления собора была посвящена конференция, которая прошла на днях в северной столице. Сегодня, в день празднования Феодоровскому образу Царицы Небесной, предлагаем вниманию читателей репортаж с этой конференции.

Настоятель Князь-Владимирского собора, профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии протоиерей Владимир Сорокин, выступая на научно-практической конференции, посвященной 100-летию храма Феодоровской иконы Божией Матери, сказал: «Меня иногда спрашивают, бывают ли чудеса сегодня? И я с полной уверенностью отвечаю: да, бывают. Потому что возрождение Феодоровского храма в наши дни – это настоящее чудо ХХI века. Казалось бы, в прошлом веке люди сделали все, чтобы этого храма не было, но сегодня он снова стал украшением Петербурга, и его золотые купола снова встречают всякого человека, прибывающего в наш город по Московской железной дороге».

Протоиерей Владимир Сорокин, который в сложные 90-е годы ХХ века был благочинным городских храмов Петербурга и ректором Санкт-Петербургской Духовной  Академии, рассказал собравшимся о том, с чего начиналось возрождение храма, который на тот момент был почти разрушен, о появлении нового прихода и об истории восстановления Феодоровского собора. «В нашей православной традиции храм является живым организмом, и у каждого своя судьба. У Феодоровского собора судьба очень непростая, и она тесно связана с судьбой России, с именами святых царственных страстотерпцев, – сказал отец Владимир Сорокин. – Я уверен, что именно по их молитвам, с их помощью совершается это возрождение, свидетелями которого мы стали сегодня».

Пророческие слова

Показательно, что научно-практическая конференция на тему «Феодоровский собор – храм-памятник 300-летия династии Романовых» проходила в обновленном храме. Этот факт – действительно настоящее чудо, потому что еще несколько лет назад собор находился в плачевном состоянии. Протоиерей Владимир Сорокин вспоминает, что когда он в начале 90-х годов прошлого века впервые озвучил идею возвращения и восстановления Феодоровского собора в городском Комитете по охране памятников, на него посмотрели как на ненормального. В стране тогда не было самого необходимого, а состояние собора было таково, что вопрос о реставрации казался абсурдом, но отец Владимир, движимый каким-то внутренним душевным порывом, сказал: «Вот увидите, храм будет восстановлен к своему 100-летию в 2013 году».

Возвращение собора, в котором на тот момент размещался крупный  молокоперерабатывающий завод, оказалось делом очень непростым. Это было время нарождающейся демократии, которая стремилась к развитию всяческих рынков, и в том числе, как было сказано на одном из совещаний Малого совета Городского совета народных депутатов и мэра Анатолия Собчака, к развитию «рынка религиозных услуг».  Таким образом оказалось, что претендентов на помещения и территорию собора оказалось немало. В связи с этим протоиерей Владимир Сорокин оратился к возглавлявшему тогда Санкт-Петербургскую кафедру митрополиту Иоанну (Снычеву) с просьбой учредить и зарегистрировать приход Феодоровской иконы Божией Матери. Владыка без колебаний согласился и назначил отца Владимира настоятелем прихода. Так в ноябре 1992 года начался новый этап в судьбе Феодоровского собора, который много претерпел за свою историю.

Некогда этот собор был истинным украшением и гордостью Петербурга, это о нем 15 января 1914 года, в день освящения главного алтаря в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, император Николай II сделал запись в своем дневнике: «Храм производит отличное впечатление: он высок, светел, красив». 22 января 1914 года ему было присвоено официальное именование: «Соборный храм Феодоровской иконы Божией Матери и святого благоверного великого князя Александра Невского в память 300-летия царствования Дома Романовых».

Собор был освящен в честь иконы Божией Матери, которой инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова, благословила своего сына Михаила Феодоровича на царство. Этот чудотворный образ был одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей. Однако через непродолжительное время тяжелая судьба ждала храм-памятник, возведенный в честь ненавистного для советской власти события. И если в начале ХХ века храм восхищал своей красотой и величием, то в конце века это было мрачное грязно-серое промышленное строение за глухим бетонным забором, с многочисленными пристройками и надстройками и с дымящейся трубой сбоку. На его восстановление требовались огромные средства, и надеяться можно было разве что на чудо.

Сто лет назад

На научно-практической конференции, посвященной юбилейной дате Феодоровского собора, все доклады были не просто очень интересными, но глубоко содержательными. Ее организаторы – нынешний настоятель храма протоиерей Александр Сорокин и профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук М.В. Шкаровский – привлекли к участию в конференции историков, архивистов, реставраторов, которые представили много интересных фактов и документов о судьбе храма-памятника.

Конференция началась с молебна, а затем в течение нескольких часов присутствующие забыли о настоящем и окунулись в прошлое. Научный, глубоко обоснованный тон конференции задал главный специалист Российского государственного исторического архива Н.С. Крылов, рассказавший о строительстве Феодоровского собора.  Документы государственного исторического архива наглядно показывают, какой непростой была задача осуществления проекта строительства храма к 300-летию царствующей династии, который предстояло возвести вблизи Николаевского (ныне Московского) вокзала на небольшом участке подворья Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии.

Считается, что идея сооружения храма на территории этого подворья принадлежит императору Александру III, который на прошении о строительстве памятной молельни в честь знаменательных событий из жизни августейшей семьи написал: «А отчего не церковь?».  Государь вскоре скончался, и завет монарха-миротворца предстояло исполнить настоятелю Городецкого монастыря архимандриту Алексию (Яковлеву). Как показывает переписка отца Алексия, он проявил достойную восхищения изобретательность и предприимчивость, старательно «отвоевывая» максимально возможную территорию под строительство храма.

В 1909 году был выделен участок, на котором в течение пяти лет надлежало возвести монументальный собор. Из инициативных и влиятельных людей был создан Строительный комитет, и начался сбор средств на строительство храма. Самое первое пожертвование на строительство храма — 100 рублей — сделал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Одновременно со сбором средств был объявлен конкурс на составление эскизного проекта собора.  В июне 1910 года был выбран проект гражданского инженера Степана Кричинского. Об этом выдающемся архитекторе и его проекте подробно рассказала специалист КГИОП, реставратор Е.В. Исакова. Она представила обширный иллюстративный материал, позволяющий детально рассмотреть архитектурные приемы и декоративное убранство собора, который решен в национальном стиле. Проект Кричинского не был простым копированием старины, в нем гармонично сочетались традиционные формы древнерусского зодчества с новаторскими трактовками и новыми технологиями. Степан Кричинский был глубоко убежден, что русская архитектура особым образом влияет на сознание человека, меняет его восприятие и образ жизни. В основе архитектурного решения Феодоровского собора — памятники ростово-суздальского зодчества  XVII века, которые Кричинский считал наиболее лаконичным образцом русского стиля эпохи воцарения дома Романовых.

Новое начало

Таким же увлекательным и познавательным «путешествием» в прошлое были выступления и других докладчиков, но надо отметить, что и публика на конференции собралась заинтересованная и осведомленная, поэтому выступление буквально каждого докладчика вызывало массу вопросов и перерастало в оживленное обсуждение. Историк Борис Антонов поведал малоизвестные факты из жизни Петербурга в 1914 году, который стал переломным в судьбе России и всего мира, а доклад М.В. Шкаровского был посвящен подвижническим страницам истории прихода Феодоровского собора – репрессиям против причта и прихожан.

Революция резко изменила жизнь этого прихода, и для людей, которые были тесно связаны с Феодоровским собором, наступили трагические дни. Храм закрыли в 1932 году, в том же году в застенках Гулага был расстрелян настоятель Феодоровского собора архимандрит Лев (Егоров) — один из руководителей известного Александро-Невского братства, человек, по воспоминаниям современников, необычайно деятельный и инициативный, который никогда не прекращал миссионерскую и просветительскую деятельность. В 2003 году архимандрит Лев и прихожанки храма княжна Кира Иванова и Екатерина Арская, погибшие в сталинских лагерях, были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских.  Екатерине Андреевне Арской, удивительно мужественной женщине, был посвящен доклад настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Вячеслава Харинова.

Конференция завершилась презентацией книги протоиерея Александра Сорокина и Александра Зимина «Время разрушать и время строить». Прекрасно иллюстрированное издание, рассказывающее об истории Феодоровского собора, получили все участники конференции. В книге есть отдельная глава, посвященная трудам Попечительского совета, благодаря которому стало возможно восстановление храма. Совет был образован в конце 2006 года по инициативе Б.В. Грызлова, бывшего тогда председателем Государственной Думы Российской Федерации. Как и 100 лет назад, в Попечительский совет вошли инициативные и влиятельные люди. В июне 2007 года был дан старт реставрационным работам, которые за пять лет были в основном завершены.

Представленное на конференции издание – это первая книга трилогии. Вторая книга задумана как подробное описание собора прежнего и нынешнего, а третья книга будет целиком посвящена нижнему храму собора.

Галина Маликова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *