Давно замечено: если порыться в газетах и журналах прежних времен, выяснится, что не так уж много нового в нашем «новом» времени, а что-то из старого окажется вовсе не таким уж и ветхим. Итак, о чем нам могут рассказать епархиальные ведомости вековой давности?
С миру по колоску…
«Волынские епархиальные ведомости» пишут о примере приходского попечительства. Хорошо поставлено дело в одном приходе: там прихожане жертвуют каждый год, каждый домохозяин –по одному снопу с копны ржи. И так как в приходе есть землевладельцы-собственники и некоторые многоземельные, то собирается много хлеба, на что устроена прекрасная церковно-приходская школа, ремонтируется всегда храм и даже начато распространение храма и уделяется на пособие бедным прихожанам».
О времена, о нравы…
«Как же тяжко грешат те христиане, которые рассеянно, без молитвенного настроения вступают в святые врата обители, а некоторые даже курят здесь табак, пропитываясь сами и заражая воздух зловонием, нимало не разумея, куда и зачем они пришли. Другие, по рассеянности, уходя от церковной службы, курят табак вблизи самого храма Божия, а в летнее время – на кладбище, собравшись иногда в компании, в кучки, превращая преддверие святого храма и место упокоения православных в какое-то сборище курильщиков и безобразников. Делают это и молодые, и пожилые люди, и даже седые старики.
Какая неблагопристойность, какое невежество, какое унижение и оскорбление священных мест! Даже язычники не делают этого, — и те почитают свои кумирни и кладбища покойников… Разве можно курить зловонный табак на кладбище вблизи храмов Божиих и в ограде монастырской?! Здесь воскуряется Господу благовонный фимиам, здесь возносятся молитвы ко Всевышнему о всех и за вся».
Повелением Петра Великого
«Плата за требы (историческая справка). В объяснительной записке к синодальной смете об увеличении содержания духовенству приводятся очень интересные данные из прошлого этого вопроса. Оказывается, что еще Петр Великий хотел воспретить плату за требоисправление и заменить ее жалованием, для которого все прихожане должны были облагаться известным налогом. Пока же им была утверждена следующая любопытная такса за требоисправление: за молитву роженице – 32 копеек, за крестины – 3 копейки, за венчание – 10 копеек и погребение – 3 копейки. За исповедь и причастие брать деньги воспрещалось. При императоре Александре Павловиче такса эта, ввиду вздорожания жизни, была удвоена. Закона об отмене этой таксы не последовало, таким образом, юридическую силу сия такса имеет и поныне».
Предшественники «Белого братства»
«В Петербурге, как это ни странно, все еще замечается, в особенности в средних и нижних классах населения, большая склонность ко всевозможным суеверным бредням. Этим пользуются разные «дошлые» люди, обман процветает на почве суеверия в самой грубой форме. Еще на этих днях в городе оперировали с успехом среди семей зажиточных торговцев и ремесленников одна женщина, кощунственно выдававшая себя за «богородицу», и сообщник ее, которого она вводила в дома своих жертв в качестве святого Николая Чудотворца. Мошенники теперь разыскиваются полицией ввиду жалоб и заявлений многих пострадавших. Теперь установлено, что выдававшая себя за «богородицу» особа неоднократно судилась за различные преступления».
Новые технологии на службе миссии
«Сведения о народных чтениях при церковно-приходской школе Григориево-Бизюкова монастыря за 1903 год. Церковно-приходская кола при монастыре в этом году одинаково привлекала народ устраиваемыми здесь воскресными чтениями, местом для которых служил довольно просторный класс. Дети и взрослые, учащие и учившиеся, грамотные и неграмотные, простолюдины даже принадлежащие к составу братии монастыря – все одинаково стремились быть на религиозно-нравственных чтениях, дабы почерпнуть себе «воды живой»…
Насколько чтения были привлекательны не только внешней своей стороной (демонстрацией духовно-нравственных картин), но и внутренним содержанием (духовной своей частью), видно уже из того, что некоторые слушатели состояли всегдашними посетителями чтений более пяти лет… И так во все время чтений почти всегда школьное помещение было полно народа, искавшего здесь духовно-нравственной услады, назидания и утешения.
…В 1903 году чтений состоялось семнадцать, теневых картин за все время показано девяносто, посетителей – взрослых и детей – насчитано 1375».
Крестики для школьников
«Попечитель Казанской и Михаило-Архангельской городских церковно-приходских школ г. Астрахани, потомственный почетный гражданин Семен Иванович Захаров препроводил в распоряжение Астраханского епархиального наблюдателя церковных школ несколько сот сребропозлащенных шейных крестиков всего на сумму 40 рублей 20 копеек для раздачи во время ревизии школ в школах и деревнях учащимся, не имеющим на себе крестов и по бедности не могущих приобрести таковые…
Пожертвование Захарова имеет большую цену, если принять во внимание, что некоторые учащиеся в сельских церковных школах затрудняются приобрести для себя сребропозлащенный крестик и, к сожалению, приходят в школу без креста, как о сем свидетельствует епархиальный наблюдатель в своем годичном отчете о состоянии церковных школ.
Журнальный зал для семинаристов
«Новостью в жизни Могилевской духовной семинарии является открытие семинарским правлением, с разрешения Преосвященного, читальни для воспитанников. В читальне находится большинство духовных журналов и некоторые светские журналы и газеты патриотического направления… В рекреационном зале поставлен уже длинный, со множеством ящиков стол, на котором и находятся журналы и газеты. Назначены особые часы для чтения и особые дежурные для хранения журналов и газет. По справедливому мнению семинарского начальства, читальня отвлечет воспитанников от праздного шатания в свободное время, даст разумное чтение, устранив надобность добывать книги со стороны и без контроля и удовлетворит запросам юной души в наше тревожное, тяжелое время».
Встреча выпускников
«9 июня 1904 года в Вологде происходило весьма редкое в жизни духовенства собрание товарищей, окончивших курс в Вологодской духовной семинарии в 1894 году, после десятилетней разлуки друг с другом. По окончании семинарского курса они дали обещание, скрепленное подписями на особом листе, прибыть в Вологду и устроить товарищеское свидание под сенью родной семинарии. Днем свидания был назначен храмовый праздник семинарской церкви. Обещание было выполнено. На товарищеский съезд явилось 29 человек, многих не остановили ни дальность расстояния, ни трудность пути. Из числа приехавших было 18 священников и 11 светских…
…последовало единогласное решение: через десять лет вновь собраться в Вологде, а в ознаменование первого десятилетнего свидания основать при Вологодском попечительстве о бедных воспитанниках семинарии полную стипендию из процентов с капитала, имеющего накопиться в продолжение нескольких лет посредством взносов каждым из товарищей не менее трех рублей в год. Тут же был произведен денежный сбор (до 200 рублей с лишком) для основания фонда на стипендию, которой впоследствии будет пользоваться воспитанник семинарии – сын беднейшего из товарищей курса».
Сестры милосердия – в больницах и на войне
«В общине сестер милосердия Красного Креста… открываются четырехмесячные ускоренные практические и теоретические курсы по уходу за больными. Принимаются исключительно лица, окончившие не менее шести классов гимназии, полный курс института или епархиального училища… От общины полагается полное содержание, форменное обмундирование и постельное белье. При отправлении на войну все форменное обмундирование делается за счет общины и ежемесячно выдается по десять рублей на мелкие расходы при готовом содержании. Поступившие должны подчиняться всем правилам общины».
Подборку подготовила Наталия БУБЕНЦОВА
Использованы материалы Национальной электронной библиотеки