Порой старая книга может рассказать больше, чем то, что вложил в нее автор. Историю книги продолжает читатель, и оставленные рукописные заметки, экслибрисы (штампы, удостоверяющие владельца), даже закладки свидетельствуют, кем были те, кто прежде листал эти страницы. О неожиданных открытиях, которые можно сделать в монастырской библиотеке, рассказала Елена Николаевна Долматова, создатель справочника «Православные храмы и монастыри Ахтубинской епархии», заведующая отделом электронных ресурсов Областной библиотеки имени Н. Крупской.
Считается, что в начале XX века Иоанно-Предтеченский монастырь Астрахани обладал довольно крупным книжным собранием. К сожалению, после упразднения монастыря в 20-х гг. XX века библиотека была разорена и следы её утеряны.
В 90-х гг. XX в. монастырь стал возрождаться, а вместе с ним – и его библиотека. Как и много лет назад, одним из источников формирования книжного фонда стало дарение. На сегодняшний день в библиотеке насчитывается более 4 тысяч экземпляров изданий. Есть среди них и такие, которые принято называть редкими и ценными. И ценность их зачастую определяется не годом издания, особенностью переплёта или стоимостью в антикварной лавке, а тем, что они содержат в себе дух времени, тепло рук читавших когда-то их людей.
Вот ничем внешне не примечательная книга «Богослужебные указания на 1953 год», изданная в 1952 г. Но открываем ее – и видим на форзаце запись ее владельца: «Сия Служебная Книжка Принадлежит Священнику О. Илии Ермакову, Село Солёное Займище Черноярского района Астраханской области Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы 1953 года Января 1 дня. Священник Ермаков». У нас даже имеются фотографии о. Илии, но о нём самом известно немного: стал священником в преклонном возрасте (после 70 лет), жил один (семья осталась в Кизляре), умер в 1959 году. А ведь наверняка в селе Солёное Займище до сих пор живут люди, которые помнят его и могут рассказать о нём.
А вот еще одна удивительная книга, напомнившая нам сразу о двух людях: «Практическое руководство для священнослужителей, или систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав» П.И. Нечаева (1907 г.). Принадлежала она диакону Алексею Карповичу Ельцову, о чем свидетельствует экслибрис на форзаце и титульном листе.
Алексей Карпович служил в храме Иоанна Богослова с. Вязовка Черноярского района. В 1930 году был осуждён по 58-й статье, в этом же году расстрелян. Реабилитирован в 1989 г. Другими сведениями об А.Е. Ельцове мы пока не располагаем. Еще в книге, принадлежавшей А.К. Ельцову, лежала открытка (посланная не ранее 1968 г.), которая была адресована Рябухину Якову Н. Священник Иаков Николаевич Рябухин, родившийся в селе Грачи Енотаевского района, в юности духовно окормлялся у протоиерея Николая Ситкина (с. Никольское Енотаевского района) и протоиерея Сампсона Полетаева (Ахтубинск). В 1957 г. рукоположен в диакона, а затем священника митрополитом Саратовским, известным миссионером и духовным писателем, Вениамином (Федченковым). С 1959 по 1968 г. служил в храмах Черного Яра, Солёного Займища, Ахтубинска и Пироговки. Последним местом его служения стал Покровский собор г. Астрахани. Обе фамилии есть в списке священнослужителей в вышедшем в 2014 г. справочнике «Православные храмы и монастыри Ахтубинской епархии Астраханской митрополии».
Обратили мы внимание и на книгу В.А. Мякотина «Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность» (1906 г.), имеющую многочисленно проставленный штамп «Дар Георгия Зиновьевича Косова». Наверно, мало кто теперь знает, что Г.З. Косов – крупный астраханский рыбопромышленник конца XIX – начала XX вв., благотворитель. Он был одним из учредителей и пожизненным членом Общества Садоводства и Огородничества. Благодаря ему было построено здание городской четырехклассной торговой школы (после революции в нём размещались различные образовательные учреждения, последнее из них – педагогическое училище). Он обеспечил новое учебное заведение мебелью, учебниками, на его средства осуществлялась плата за обучение самых бедных учеников.
В 1905 году Г.З. Косов, по одним данным, выстроил, по другим – произвёл капитальный ремонт здания детского приюта в Воскресенско-Мироносицком монастыре, а его жена М.С. Косова обеспечила его кроватями, постельными принадлежностями и пр. Об этом есть упоминание в книге Н.Н Пальмова «Воскресенско-Мироносицкий женский общежительный монастырь в Астраханской губернии вблизи г. Чёрного Яра: краткое историческое описание».
Или вот еще книга «Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями», вышедшая в Санкт-Петербурге в 1889 году. Судя по всему, издание известного миссионера, писателя и публициста Павла Прусского было учебным пособием в Астраханской духовной семинарии (имеется штамп ее библиотеки), и учащиеся семинарии, пользовавшиеся этой книгой, оставляли на ней свои фамилии. И мы теперь знаем, что этой книгой пользовался ученик 5-го класса (1897/98 гг.) Александр Иконицкий. Можно предположить, что это внук (или другой близкий родственник) известного протоиерея Александра Андреевича Иконицкого, настоятеля Троицкого собора Енотаевска, прослужившего в нём 40 лет. У него было четыре сына. Все стали священниками, служили в разных храмах Астраханской епархии.
Второй ученик семинарии, оставивший свой автограф, – В. Севастьянов (1893/4). Вероятнее всего, это Василий Севастьянов, определённый после окончания семинарии в 1895 г. на вакансию диакона к Покровской церкви села Ремонтное Черноярского уезда (ныне – Ростовская область).
Изучение фонда Иоанно-Предтеченского монастыря только началось. И, возможно, случится, что книги из монастырской библиотеки откроют еще не одну интересную страницу истории Ахтубинской епархии.
Елена ДОЛМАТОВА
Публикация сайта Ахтубинской епархии