Home / По страницам истории / Поиск Истины. «Евангельский круг» Василия Поленова

Поиск Истины. «Евангельский круг» Василия Поленова

В этот день в 1895 году был издан указ об образовании Русского музея, важной частью коллекции которого является одна из известнейших картин В.Д. Поленова «Христос и грешница», которая первоначально называлась «Кто из вас без греха?». А какие еще картины входят в созданную им серию «Из жизни Христа»?

Три названия

В 1881 году Василий Дмитриевич Поленов начинает работу над центральным произведением своего библейского цикла «Христос и грешница», которому посвящает следующие шесть лет своей жизни. В этом же году он совершает путешествие на Восток: в Египет, Сирию, Палестину, Грецию. Эта поездка дала художнику возможность совершенно иными глазами смотреть на мир, по-иному воспринять Евангельскую историю. Он пишет множество этюдов, изучает характер местности, типы населения, архитектурные сооружения и их связь с окружающей природой. Палитра Поленова заиграла новыми звучными красками, новыми цветовыми отношениями. Он ощутил все своеобразие световоздушной среды Востока.

Зимой 1883-1884 годов В.Д. Поленов живет в Риме, прорабатывает эскизы, пишет местных жителей-евреев. Через год в усадьбе под Подольском исполняет угольный рисунок, а в 1886-1887 годах в Москве на Садово-Спасской улице пишет картину c авторским названием «Кто из вас без греха?». Картина была показана на XV передвижной выставке Товарищества в 1887 году.

Перед нами – острая и драматическая евангельская сцена, в которой толпа жаждет суда и расправы. Фарисеи привели к Иисусу изобличенную в прелюбодеянии испуганную женщину в надежде, что Он заступится за нее, нарушив закон Моисея, согласно которому блудницу забросают камнями. Ответ Христа разгневанной толпе: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8. 7) стал испытанием совести для каждого. В этом раскрывается смысл самой картины и отношения художника к Иисусу. Христос Поленова преисполнен мудрости, простоты, спокойствия, самоуглубленности и… прощения. Подобное мироощущение, основанное на осознании Истины, красоты и гармонии окружающего мира, присутствует во всех картинах художника.

Драматические события развиваются на фоне роскошного восточного храма. Композиция картины построена на противопоставлении Христа с учениками и толпы, желающей уличить его в нарушении Закона. Главный обвинитель суров в своем слепом желании обличить, унизить, расквитаться. Его жилистые руки энергично указывают на землю с камнями и на женщину, ведомую толпой. Лицо второго обвинителя за его спиной обезображено низменным желанием зрелища и ехидством. В.Д. Поленов очень точно выразил в пластике душевное состояние молодой женщины. Ее внутреннее сопротивление, противостояние зритель ощущает через сжатые кулаки и напряженные руки, через вытянутую, как струна, фигуру с центром тяжести в ногах. Взгляд девушки напуганный, но умный, внимательный и сильный.

Первоначально картина называлась «Кто из вас без греха?», но по настоянию цензуры ее переименовали, и теперь она известна всем под названием «Христос и грешница». После передвижной выставки работу вывесили в музее Александра III под названием «Блудная жена», против чего активно протестовал художник, говоривший, что «это совершенно противоречило евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина»¹.

В самом названии для художника заключался определенный смысл, связанный с идеей утверждения достоинства человека. Данная идея неизменно проводилась В.Д. Поленовым в исторических полотнах.

На фоне этих неотъемлемых человеческих черт, воплощенных в женщине, особенно безобразно, дико и варварски выглядят участники толпы, протягивающие камни, смеющиеся и жадно держащие преступницу. Человечный, сочувствующий и одновременно печальный взгляд Христа устремлен на испуганную женщину. Своим примером Он учит любви и прощению. Большое влияние на трактовку В.Д. Поленовым евангельского сюжета оказала книга Э.Ренана «Жизнь Иисуса», в которой Иисус воспринимается как реально живший человек.

Василий Дмитриевич глубоко изучал священные тексты, быт того времени, костюмы, архитектуру, пейзаж, чтобы исторически правдоподобно передать евангельские рассказы на полотнах. Оттого так интересно рассматривать разнообразные красочные ткани, одежду, украшения, детали утвари. Особое место в художественном языке его библейского цикла играет колорит и освещение. Гармоничная прекрасная южная природа, подернутая легкой дымкой предвечернего золотисто-лилового солнечного освещения, цветные мягкие переливы теней создают ощущение надмирного, вечного состояния. Все дышит покоем и умиротворенностью. Тот же покой и нравственная сила исходят от Христа. Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом?

«Повели на казнь»

Ответ вероятно находится в другой работе художника – «Повели на казнь».

Толпа в этой картине отличается от предыдущей тем, что она вооружена и организована. Однако отталкивающее безобразие здесь заменено пугающим бездушием. Символично, что событие разворачивается на фоне архитектурного совершенства: римская арка, архитектурный ордер. Люди окружены прекрасными достижениями человеческого ума и таланта, но так же ли высоки их духовные свершения? Данный контраст, который применил В.Д Поленов, особенно выразителен и драматичен.

П.П. Чистяков так отозвался об этой картине: «Оно, должно быть, так и было, без плащей, а в шлемах-то идут, народ стоит, женщина бежит, и не знаешь, что это такое, а это его ведут, Христа… Я угадал»².

В фигуре женщины присутствует трагический импульс. Ее беспомощность передана внутренним движением напряженности и сжатости, ее стремительность подчеркнута порывистой линией покрова. Рядом с легионом изображены простые люди, вероятно, есть среди них и сочувствующие последователи Христа, которые не в силах предотвратить свершающееся, но в силах своим путем доказать преданность Истине.

«Среди учителей»

В евангельском повествовании о начале земного пути Иисуса Христа мы читаем о том, как в отроческие годы Он в храме внимал речам мудрых учителей и задавал им вопросы. В основе сюжета картины «Среди учителей» (1896) лежит один «из сильнейших и захватывающих моментов жизни Христа… момент, когда все то, что еще только туманно грезилось ему, тут под впечатлением всего слышанного впервые, может быть, сознательно оформилось»³. Над этим произведением художник работал в Риме в 1894-1895 годы.

Центром композиции является двенадцатилетний Иисус, сидящий в притворе иерусалимского храма среди группы религиозных ученых. Здесь царит атмосфера глубокой сосредоточенности, которая проявляется в полумраке величественного храма, в красоте его архитектурных форм, в позах беседующих, размышляющих и слушающих людей, в образе отрока Иисуса, захваченного философией и рассуждениями о жизни. В храм входит Мария, молитвенно прижимая руки к груди. Наконец Она нашла Своего Сына, разговаривающего со старцами. За пределами храма открывается залитый солнцем пейзаж с Елеонской горой, покрытой масленичными рощами. Этот пейзаж проникает в пространство синагоги струями солнечного света, разрушающими полумрак интерьера, обогащая его цветовыми рефлексами.

Центральное место для художника в этих работах занимает осмысление Иисуса Христа, Его учения и создание Его земного исторического образа. В.Д. Поленов глубоко пережил поэзию Святой Земли не как драму, а именно как элегию. Приступая к работе над серией картин «Из жизни Христа», художник писал о стоящей перед ним задаче создании образа Христа: «Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о Нем. …В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа – Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»⁴.

«На горе»

В произведении «На горе» Христос изображен на фоне горного пейзажа, ясного неба, подернутого сиреневато-розовой дымкой. Образ Христа, раз найденный художником и проходящий через все картины цикла, играет в них, кажется, еще менее значительную роль, чем в первых работах евангельского цикла. Он как бы растворяется в окружающей его природе. И именно это производило на зрителей особое впечатление. В.Д. Поленов дает вариант решения вопроса о смысле жизни, пытаясь противопоставить страданиям и глубочайшим конфликтам, господствующим в человеческом обществе, красоту духовного совершенства человека, его созерцательного отношения к миру, его погруженности в природу, в своем уходе от действительности в мир чистой первозданной природы, в отказе от активного вмешательства в жизнь. «Сидит на скале, – и благородства много и чувствуешь, что это было давно-давно, но так и было… И театра нет, как бывает, когда делают в плащах»⁵.

«На Генисаретском озере»

В картине «На Генисаретском озере» (1888) – тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением (это именно лицо мудреца, а не пророка и страдальца), то же состояние самоуглубленности, которое здесь особенно соответствует сюжету картины. Собственно, сюжет как таковой отсутствует: изображен глубоко задумавшийся шагающий с посохом в руке путник. Его окружает пейзаж с покойным, тихим озером, окаймленным цепью доходящих до горизонта гор и древними камнями по берегу ближнего плана. Но этот пустынный безлюдный пейзаж дышит такой величественной умиротворенной красотой, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всем отсутствии сюжета у зрителя не остается сомнения в значительности происходящего.

Эта красота – в удивительной согласованности красок предвечернего освещения, окутывающего серебристо-розовой поволокой мягко очерченные зеленовато-коричневые горы, зеленовато-голубую с нежными дымчато-розовыми переливами гладь озера и контрастирующие с ней серовато-коричневые с зелеными вкраплениями фактурные камни, в гармонии цветовой соотнесенности дальних и ближних планов и в том, как естественно и просто вписываются в пейзаж фигура Христа, словно ставшей частью этого прекрасного мира.

«Олива в Гефсиманском саду»

Эмоциональность отличает работу «Олива в Гефсиманском саду» (1882), где причудливо разросшееся дерево будто воплощает древнюю историю палестинской земли. Величественное дерево становится главным героем со своей историей, историей вечности. Мощную и сильную кору, пышно разросшуюся крону древа оттеняют изящные апельсиновые настурции, цветущие у корней. Вдаль расходятся живописными лентами тропинки.

В.Д. Поленов сам восхищается этими видами, оттого столько чистой красоты, солнечного, пронизывающего света, ощущение древности и счастья в его евангельских пейзажах. Подобное впечатление содержит в себе и важнейший момент Истины – историзм Христа.

В.М. Васнецов писал В.Д. Поленову: «Твои картины палестинской природы мне всегда давали дивное настроение тихой красоты и поэзии страны, где родился, жил, страдал, умер и воскрес Христос – свет мира!»⁶

«Источник Девы Марии в Назарете»

В.Д. Поленов совершил в 1899 году еще одну поездку на Ближний Восток, откуда привез серию этюдов. Художник воспринимает этюд не как вспомогательный материал, а как нечто более значительное. Он впервые изменил отношение к этюдам, представив свои работы на выставке передвижников. Евангельские этюды демонстрируют сближение живописца с натурой, к непосредственному контакту с натурой. В этом наблюдается импрессионистический подход к художественному изображению.

Светлые теплые краски, философское настроение, любовь к миру и людям демонстрирует весь его цикл, среди картин которого работа «Источник Девы Марии в Назарете» (1882) иллюстрирует обыденную жизнь. В древнем Назарете был только один источник с пресной водой. Деве Марии ангел принес благую весть в тот момент, когда она набирала воду из этого источника. Сюжет обыденной жизни завораживает своим неспешным ритмом, ежедневным трудом и красотой окружающего пейзажа. Художник воспевает каждодневную красоту, пронизывающую все вокруг.

Родник можно рассматривать как символ духовного источника, который неисчерпаем и также необходим каждый день. Источник объединяет людей, которые приходят к нему разными дорогами. Мохнатые высокие верблюды на заднем плане картины создают особый местный колорит.

«Возвратились в Назарет»

Небольшая живописная работа «Возвратились в Назарет» продолжает тему пути. Евангельский сюжет, переданный языком живописи, представлен художником сквозь призму идеального возвышенного пейзажа. «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа»⁷.

*

Выставка работ В.Д. Поленова произвела широкий резонанс в обществе. Публика не была готова принимать Христа как реального персонажа в изобразительном искусстве. Однако многие люди искусства, художники высоко отозвались о евангельском цикле В.Д. Поленова.

Впечатлениями от выставки делился П.П. Чистяков: «Маковский Владимир на что мудрый, и тот присмирел, говорит: «Тут чистота Христа связана с красотой природы». Это верно!… Вот и у вас в картине есть любовь»⁸.

В.Д. Поленов посвятил сорок лет своей жизни на создание евангельского круга, как он его называл. Все это время он глубоко изучал тексты, натуру, искал свое понимание и отношение. Прошел свой творческий путь ко Христу. Л.Н. Толстой отмечал, что по работам этого цикла полезно обучать детей жизни Иисуса. Но и любой зритель может черпать много радости из этих произведений. Сам художник считал, «что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело»⁹. А в 1906 году он написал: «Бытие человека остается и переходит в то, что он сотворил»¹⁰.

Любовь ПАНФИЛОВА

___________

¹ Пастон Э.В. В.Д. Поленов. СПб: Художник РСФСР, 1991. С. 63.

²Сахарова Е.В. Поленов В.Д. Письма, дневники, воспоминания. М.: Искусство, 1950. С. 389.

³ Пастон Э.В. В.Д. Поленов. СПб: Художник РСФСР, 1991. С. 63.

⁴Сахарова Е.В., Поленов В.Д., Поленова Е.Д. Хроника семьи художников. М., 1964. С. 230.

⁵ Сахарова Е.В. Поленов В.Д. Письма, дневники, воспоминания. М.: Искусство, 1950. С. 389.

⁶ В.М. Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Cост. Н.А. Ярославцева. М., 1987. С. 214.

⁷ Пастон Э.В. В.Д. Поленов. СПб: Художник РСФСР, 1991. С. 65.

⁸Сахарова Е.В. Поленов В.Д. Письма, дневники, воспоминания. М.: Искусство, 1950. С. 389.

⁹ Пастон Э.В. В.Д. Поленов. СПб: Художник РСФСР, 1991. С. 63.

¹⁰ Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003. С.117.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *