«Ты умеешь хранить тайны?», – вопрос, который задают дети друг другу. Узнав какую-то, как им кажется, важную тайну, они делятся ею не со всеми, предварительно испытывая человека таким, казалось бы, смешным и наивным образом. Взрослея, мы учимся различать важность «тайн», исходя из собственного опыта, начинаем различать тех людей, которым можно доверять. Наша память хранит множество необходимых логинов и паролей, номера счетов, номера телефонов и множественные пин-коды. Но все они – то, что нам необходимо сейчас! А как же наше прошлое, как же история предков?
Умирает старенький человек. Он оставляет не только воспоминания, но и множество старинных вещей, книг, фотографий, документов. Вы думаете, все это будет бережно сохранено потомками? К огромному сожалению, очень часто приходится видеть, как в лучшем случае дети играют во дворе старинными вещами, «изъятыми» из мусора. Но бывает и так, что Господь сводит несколько хороших людей, чтобы сохранить что-то очень важное для потомков. Так же произошло и в нашем случае.
После смерти очень скромной и внимательной прихожанки одного из пермских храмов Валентины Николаевны Поповой ее родственники обнаружили хранившийся у этой женщины удивительный архив фотоматериалов и… келейный (домашний) иконостас, который принадлежал священномученику архиепископу Пермскому и Кунгурскому Андронику (Никольскому), а также список чудотворного «Березовского» образа святителя Николая Чудотворца. 12 августа 2016 года в Перми в помещении Дома журналистов прошла пресс-конференция, на которой были представлены недавно обретенные находки.
Киот с тремя образами, находившийся в покоях архиепископа Андроника, был вынесен из них до разорения архиерейского дома богоборцами. По преданию, в дальнейшем киот с иконами находился в доме священника Павла, спасшего святыню, и передавшего ее впоследствии в один из пермских храмов. Из него она была с предосторожностями вынесена перед закрытием церкви. Хранительницей киота стала Татьяна Ивановна Пайнова, а после кончины той местом нахождения уникальной исторической реликвии стал дом ее дочери Валентины Поповой, глубоко воцерковленного православного человека.
Скончавшаяся 29 декабря 2015 года Валентина Попова сохранила переписку и фотографии, охватывающие более ста лет истории Пермского края, и, что очень важно, Пермской епархии. А ведь известно, что в ХХ столетии в России документы, относящиеся к Церкви, являлись «компроматом», поэтому мало кто отваживался хранить их.
Фотоархив включает более 500 снимков. «Светская» его часть относится к истории семьи Валентины Поповой и является иллюстрацией к жизни Мотовилихи начала ХХ века. Многие из этих фотографий имеют подписи с датировками и дарственными надписями.
Особую ценность представляет большая часть архива, относящаяся к истории Пермской епархии, – портреты отдельных священнослужителей и групповые снимки. Здесь нужно отметить фотографии архиереев Русской Православной Церкви: архиепископов священномученика Андроника (Никольского), священномученика Павлина (Крошечкина), священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), Александра (Толстопятова), Павла (Голышева), Иоанна (Лавриненко), Афанасия (Кудюка); епископов Алексия (Коноплева), Иоанна (Братолюбова), Иоасафа (Овсянникова), Вениамина (Фролова). В ряде случаев на фотографиях, относящихся ко второй половине прошлого века, запечатлены священнослужители Пермской епархии с правящими в тот момент архиереями.
Очень интересны фотоснимки святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Кукши (Величко) Одесского и известных в Пермской епархии подвижников благочестия – архимандрита Тавриона (Батозского), игумении Магдалины (Досмановой), архимандрита Иоанна (Чувызгалова), протоиерея Владимира Жохова и других.
Огромное значение имеют ранее неизвестные дореволюционные фотографии священнослужителей Пермской епархии, насельников и насельниц иноческих обителей, например, подвизавшихся в Белогорском монастыре преподобномученика архимандрита Варлаама (Коноплева), будущего схиархиепископа Иоанна (Килина) и иеромонаха Григория (Честикова), а также игумении Бахаревского монастыря Глафиры (Казаковой) и игумении Чердынского монастыря Руфины (Кокоревой). Многие фотографии не вызывали сомнений при установлении лиц, запечатленных на них, но в ряде случаев предстоит работа по определению того, кто был субъектом съемки.
Обширна география объектов, которые можно увидеть на снимках из этого архива. Это Киево-Печерская и Почаевская Лавры, Псково-Печерский и Вильнюсский монастыри, Херсон, Верхотурье и Пермский край.
В собрании Валентины Поповой находились издания Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне и Белогорской обители Пермской епархии, сборники душеполезного чтения. Особого изучения требует документальная часть архива – письма священнослужителей, их заметки о духовной жизни.
Думаю, историкам, священнослужителям и архивистам еще предстоит сделать множество маленьких и больших открытий, изучая архив Валентины Поповой. Но сколько же еще аккуратных бабушек и дедушек хранит в шкафчиках, секретерах и комодах старинные иконы, фотографии и письма, которые их внукам могут показаться бесполезными и ненужными!
Обращаясь к молодым «наследникам», хотелось бы попросить их: не выбрасывайте то, что, по вашему мнению, является просто «церковным старьем», а принесите это, пожалуйста, в ближайший храм! Ведь фотография, на которой, как вам кажется, изображен «обычный старичок в рясе», может оказаться единственной фотографией священнослужителя, мученически пострадавшего за православную веру, а «старенькая иконка» – списком с древнего и почитаемого образа! А вам, драгоценные наши пожилые «хранители», хочется пожелать огромной милости Божией и в этой жизни, и в будущей!
Юрий КИЩУК