Home / По страницам истории / Свет светелки

Свет светелки

Горшки, братины, кувшины, кринки, чепельники… На протяжении нескольких веков крестьянские дома были полны самой разнообразной утварью. Были здесь и редкие предметы, встречающиеся только в одной местности. Смоленская область – родина светца. Нередко этот предмет крестьянского обихода был украшен не только различными узорами, но и простыми по исполнению, но глубокими по смыслу христианскими изображениями.

Светец. По всей России нигде не найти такого предмета: глиняный сосуд в форме кувшинчика, слегка расширяющегося вверх и вниз, с ручкой и носиком. Сверху в светце – лишь небольшое отверстие.

На светцах часто рисовали небольшие символические картинки религиозного содержания. Почему именно их? Это легко узнать. Возьмем светец, который нашел крестьянин Филипп Ефимов, житель деревни Молчино Духовщинского уезда в 1913 году. Вспахивая поле, он неожиданно наткнулся на какой-то твердый предмет. Это был кувшинчик необычной формы. В нем оказался клад древних серебряных монет. У крестьянина его купила Е.Н. Клетнова, видная исследовательница народно-прикладного искусства. Она и определила, что это не просто кувшинчик, а светец.

Каждый предмет имеет свою историю. Изначально светец, найденный Филиппом Ефимовым, служил хозяевам светильником: в носик вливалось масло, а в отверстие в крышке вставлялся фитиль. Потом сосуд был приспособлен для хранения денег. Для удобства у светца отбили носик: так проще доставать и прятать монеты.

Центр сосуда занимает символическая картина. Поскольку светец был сделан примерно в XVI веке, рисунок крайне прост, даже примитивен. Здесь мы не найдем перспективы; художник боится пустоты в рисунке и все свободное пространство заполняет не относящимися к сюжету картины геометрическими фигурами. Центр сосуда – высокая шатровая башня, осененная крестом, и арка. Это символическое изображение христианского храма, или Сиона. Подобный символ встречается очень часто на иконах не только XVI, но и XII-XIII веков.

Слева вверху видны крупные звезды. Возможно, они были и справа, но рисунок в этом месте поврежден. Внутри храма — два восьмиконечных креста на престолах. Сверху изображены три птицы со стилизованными головами. Это символическое изображение райских птиц Малкафета, Сирина и Гамаюна. В целом, эта часть общей картины рисует небесный Сион, рай.

В боковых полях картины изображены звери и человек с крестом, внизу – две рыбы. Это космос; вместе со средней частью композиции символы составляют небо, воду и землю, три стихии. Зверей на рисунке четыре, три из них – львы или барсы. У них открыты рты, хвосты их – распущенные птичьи крылья. У каждого зверя передняя лапа поднята по направлению к раю. Четвертый зверь, медведь, так же, как и рыбы, пожирает «нечто». Человек с крестом в руках на побежденном звере символизирует победу христианства над язычеством.

Теперь, когда картина ясна, мы видим, что это иллюстрация к видению пророка Даниила.

«Видел я, наконец, что поставлены престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна; престол Его, как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь».

Этот текст на смоленском светце изображен небесным Сионом, крестами на престолах и звездами. «Ветхий днями» отсутствует. Господь Саваоф, первое лицо Святой Троицы, часто и даже обыкновенно отсутствует на древних миниатюрах. Его заменяет Иисус Христос. В рисунке светца нет и его. Может быть, это отступление от текста «Книги пророка Даниила»? Нет, это не так. Христос на картине заменен крестами, символами Его, водруженными на престолах.

Читаем видение Даниила дальше: «Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. Я подошел к одному из предстоящих (райские птицы на рельефе светца) и спросил его об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного. Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством во веки и во веки веков».

На смоленском светце мы видим уникальную и вместе с тем обычную для Руси XVI века картину. Она иллюстрирует очень сложное по своей идее видение пророка Даниила. Уникальность светца в том, что видение упрощено до символов, которые может понять любой. Вспомним, что светец – предмет крестьянского обихода, а в его простом рисунке – сложная смысловая нагрузка.

«Аз есмь свет миру», – светец сам по себе, без рельефа на нем есть символическое изображение Сына Божьего.

Мария СЕРГЕЕВА

Публикация сайта Смоленской митрополии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *