Home / По страницам истории / Возвращение: осталось полтора километра…

Возвращение: осталось полтора километра…

15 сентября состоится долгожданное возвращение мощей преподобного Феодосия Тотемского в основанную им обитель – Спасо-Суморин монастырь в Тотьме. Обратный путь изъятой безбожниками из монастыря святыни был очень долгим. Об одном из главных верстовых столбов пути – передаче честных мощей подвижника из вологодского музея – рассказывает свидетель этого события.

Из глубины веков

Что мы знаем о преподобном, который совершал свои подвиги в XVI столетии? Федор Ульянов Суморин родился около 1530 года в благочестивой состоятельной семье, жившей в Вологде. После смерти родителей и супруги удалился в Прилуцкий монастырь неподалеку от города, принял постриг с именем Феодосий. Он исполнял в обители нелегкие, требующие многих сил послушания: носил воду, рубил дрова, молол муку, пек хлеб; в Тотьме Феодосий по поручению игумена смотрел за монастырскими солеварнями. Именно в этих местах с разрешения царя Иоанна Грозного и по благословению архиепископа Никандра им был основан монастырь. Феодосий был назначен настоятелем строящейся обители, которая по грамоте 1554 года освобождалась от всяких податей. Преставился преподобный в 1568 году и был погребен в основанном им монастыре; у гроба подвижника совершались многочисленные исцеления.

Его мощи были обретены 2 (15 по новому стилю) сентября 1796 года при перестройке Вознесенской церкви. Прославление угодника Божия состоялось 28 января 1798 года, в день его преставления.

Спустя века святые мощи потревожили: в 1919 году, в разгар атеистической кампании по вскрытию мощей, честные останки преподобного Феодосия, несмотря на протесты верующих, вскрыли и выставили на всеобщее обозрение. Однако это, похоже, не остановило народного почитания подвижника. Опасаясь дальнейшего поклонения святому, власти Тотьмы отправили мощи в Вологду в антирелигиозный музей.

Святыня попала в запасники Вологодского музея-заповедника, где, укрытая музейными стенами от воинствующих безбожников, в забвении и безвестности находилась на протяжении десятилетий.

В гости к святому

В год 1000-летия Крещения Руси честные мощи преподобного Феодосия Тотемского вернули Церкви. О передаче святыни из Вологодского музея-заповедника в один из храмов Вологды вспоминает клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Евгений Палюлин, который в то время был иподиаконом приснопоминаемого архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина):

«Служение иподиакона считается в Церкви хотя и самым низшим, ведь иподиакон отвечает, если можно так выразиться, за техническую сторону архиерейского богослужения, но вместе с тем – почетным, ввиду близости к епископу. Иподиаконы, как правило, одними из первых узнают церковные новости, а о церковных событиях, участниками которых они нередко являются, сопровождая архиерея, могут рассказывать до бесконечности.

Деревянный двухэтажный дом на улице Ворошилова с забитыми наглухо окнами на фасаде. Человеку несведущему даже и в голову не придет, что из этого полуразвалившегося здания осуществляется управление Вологодской епархией, разве что белая «Волга», которая ежедневно по утрам въезжала во двор, вызывала неистощимое любопытство советских граждан старинного русского города Вологды.

Весенним апрельским утром спешу в «епархию», во дворе уже суетится старший иподиакон Анатолий Макаров.

– Ты чего так рано? В музей после обеда едем, – сообщил он. – Ну да ладно, бери чемоданы, поможешь.

В чемоданах – архиерейское облачение, которое мы должны были поднять по крутой деревянной лестнице на второй этаж для того, чтобы вновь через пару часов опустить их вниз и погрузить в багажник архиерейской «Волги».

– А облачение зачем? – спрашиваю отца Анатолия.

– Да и сам не знаю, вдруг пригодится.

С нетерпением жду послеобеденного времени, для меня это большое событие – своими глазами увидеть святые мощи. Еще в детстве доводилось бывать в Троице-Сергиевой Лавре, куда меня брала с собой бабушка. Помню, как со страхом подходил к серебряной раке с мощами преподобного Сергия, где под покровцом угадывалось очертание главы Преподобного.

И вот скоро мы увидим другого святого – Феодосия Тотемского. Мне представлялась большая рака, где величественно почивает праведник.

Отец Анатолий весь в нетерпении, ходит из угла в угол, постоянно посматривая на часы.

– Ну где она, машина? – спрашивает сам себя, жестикулируя руками в направлении потолка. – Сказал, раньше подъедет – нам ведь еще чемоданы грузить!

Наконец подъехала архиерейская «Волга», несемся вниз по лестнице с чемоданами, чтобы уложить их в багажник. По ступенькам со второго этажа степенно спускается грузный владыка – это Вологодский архиепископ Михаил (Мудьюгин), мы смиренно подходим под благословение. На владыке черная греческая ряса, на которой незадолго до этого, видимо, полежала кошка – вся спина епископа в шерсти, и отец Анатолий старательно начинает хлопать владыку по спине.

– Да что вы меня хлопаете по спине? – недоуменно вопрошает архиерей, – перестаньте же, наконец.

– Кошки, владыка, – виновато произносит отец Анатолий, как будто эта шкодливая кошка – он сам.

По дороге, уже в машине, владыка вслух рассуждает о Промысле Божием в судьбах Церкви, и о мощах преподобного Феодосия, которые были отобраны у Церкви в апреле 1919 года, и теперь – в апреле же! – возвращаются в Церковь».

В музейной пыли

Отец Евгений продолжает:

«Вологодский музей-заповедник представляет собой целый комплекс зданий, среди которых – величественный Софийский собор и колокольня, Воскресенский собор, архиерейский дом… Все это окружено мощными стенами с бойницами. Когда-то здесь обитали вологодские архиереи. Теперь это музей, который вологжане называют «кремлем».

Нас встречает «человек в штатском», владыка с ним учтиво здоровается. Возможно, это местный уполномоченный совета по делам религий, он внимательно осматривает нас. Слышу негромкую просьбу провести данную акцию, то есть перенос мощей, без особого афиширования. По пути обсуждаются вопросы перевозки и размещения мощей в храме. Всех ведут в запасники музея, которые располагаются в помещении еще в XIX веке упраздненного Крестовоздвиженского храма, где теперь хранятся музейные фонды. В сопровождении директора музея и хранителя фондов идем мимо огромных икон, которые ждут своей реставрации. И вот, наконец, то, ради чего мы спустились в это запыленное помещение: под большими листами пожелтевшей от времени бумаги – колода.

Сотрудник музея снимает запыленные листы, и перед нами, в колоде, то есть в гробу, который выдолблен из цельного куска дерева, предстают останки человека со скрещенными на груди руками. Видны фрагменты церковных облачений.

Сотрудник музея поясняет, что, по сохранившимся описаниям, мощи преподобного Феодосия Тотемского «полуистленные», то есть сохранившиеся частично. Мы и видим мышечные ткани и кожные покровы, потемневшие от времени. Перед нами в музейной пыли лежал святой, истерзанный безбожным временем, забытый современниками, но не Церковью и Богом. Он лежал величественно, как будто ожидая этого дня. Владыка осеняет себя крестным знамением и прикладывается к преподобному, мы следуем его примеру. Тихо звучит величание.

Покидаем запасники музея; владыка берет под руку «человека в штатском» и отводит в сторонку, их беседа продолжается несколько минут. Возвращаемся в епархию. Чемоданы по скрипучей лестнице поднимаются на второй этаж – облачение не пригодилось…»

«Без особого афиширования»

Что произошло дальше?

«Через несколько дней, 29 апреля 1988 года, состоялся официальный акт передачи мощей преподобного Феодосия из Вологодского художественно-исторического архитектурного музея-заповедника Вологодской епархии. Без лишнего шума, как и просил «человек в штатском», несколько священников в епитрахилях и несколько иподиаконов, в числе которых был и автор этих строк, вновь в запасниках музея.

Поднимаем колоду со святыми останками преподобного, из-за узости прохода буквально боком выносим ее на улицу и ставим на траву возле автобуса, который был заказан в похоронном бюро. Здесь, во дворе Вологодского кремля, преподобный, предстоящий у Престола Божия, увидел солнечный свет, навсегда покинув фонды музея, где, говоря церковным языком, «почивал», хранимый по Промыслу Божию несколько безбожных десятилетий.

Во двор спускаются сотрудники музея, для многих из них было открытием, что представляет из себя этот «экспонат». Владыка Михаил произносит проникновенное слово. Он рассказывает о жизни преподобного Феодосия, не забывает поблагодарить сотрудников музея за их труд по сохранению национальных святынь. После официальной передачи гроб с мощами святого покрывается пеленой и погружается в автобус, который направляется в Лазаревскую церковь Вологды.

Перед входом в храм вологодское духовенство в церковных облачениях встретило святые мощи преподобного Феодосия, на плечах, в сопровождении хоругвеносцев, под колокольный звон гроб был обнесен вокруг храма и установлен с левой стороны алтаря у стены.

Во исполнение просьбы «человека в штатском» особого оповещения верующих не было, но, как говорит Писание, – «нельзя утаить город, верху горы стоящий» (Мф. 5. 14): пришел народ православный, чтобы встретить потерянную святыню».

В Тотьму через Вологду

Почему святыню перенесли в вологодский храм?

«То, что святые мощи Феодосия Тотемского были возвращены в один из храмов Вологды, а не Тотьмы, объясняется очень просто. В городе Тотьме, насчитывавшем до 1917 года двенадцать православных храмов, к апрелю 1988 года не было ни одной действующей церкви. В 1937 году прекратились богослужения в последней к тому времени действующей церкви – Успенской, и с той поры церковные службы в Тотьме не совершались. Четыре года верующие хлопотали об открытии в городе храма, но только в мае 1988 года в Тотьме была зарегистрирована православная община. Для совершения богослужений ей было передано здание полуразрушенной Троицкой церкви при условии восстановления силами и средствами верующих.

Двадцать лет (с 1768 по 1788 гг.) строилась Троицкая церковь на средства и капиталы тотемского купца, морехода С.Я. Черепанова. После революции в ней располагалась механическая мастерская речного порта. Именно это захламленное, прокопченное, изувеченное здание без куполов, крестов получили верующие в конце 1988 года. Это был первый храм на территории Вологодской епархии, переданный Церкви за десятилетия советской власти».

12 сентября 1994 года состоялось торжественное перенесение мощей в Троицкий храм города Тотьмы, где они были помещены в раку.

С 2001 года святыня находится в тотемском храме Рождества Христова.

В родную обитель

15 сентября 2016 года, в 220-ю годовщину обретения честных мощей преподобного Феодосия Тотемского, рака с его мощами будет перенесена крестным ходом из Рождественского храма в основанный святым Спасо-Суморин монастырь.

После молебна святыня на плечах священников отправится в недолгий полуторакилометровый путь до возрождающейся древней обители, таинственно освящая своим шествием улицы города мореходов. В восстанавливаемом монастырском соборе Вознесения Христова мощи будут положены на уже изготовленное специальное место. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий вместе с епископом Череповецким и Белозерским Флавианом в сослужении священников трех епархий Вологодской митрополии совершат в храме Божественную литургию.

Это событие отметят не только местные жители и паломники из других городов, но также и музейщики: все музеи Тотьмы 15 сентября открывают свои постоянные экспозиции и выставки для бесплатного посещения всеми желающими.

Материал составила Наталия АЛЕКСАНДРОВА

В статье цитируются отрывки из воспоминаний
протоиерея Евгения Палюлина,
опубликованных сайтом СПбПДА,
использована информация сайта Вологодской митрополии

Фото сайта Вологодской митрополии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *