Оговорюсь сразу же, что «знакомыми» и «близкими друзьями» в первую очередь для всех нас должны быть те люди, которых мы уважаем или ставим другим и себе в пример. Скажем, вам знаком святитель Николай? «Конечно, да!» – ответите вы. Но позвольте, а вы хорошо знаете его житие, обращаетесь постоянно к нему в молитвах? Нет? Простите, тогда какой же он ваш знакомый? Мы хорошо знаем только своих друзей и близких знакомых, потому что живем с ними одной жизнью, помогая друг другу, разделяя все радости и горести. Доверие и любовь – вот что связывает нас с другими людьми, делая их знакомыми или друзьями, а вовсе не поверхностные знания о них. Позвольте теперь познакомить вас с моим «хорошим знакомым», посвятившим всю свою жизнь просвещению народа.
К глубокому сожалению, лишь совсем недавно и практически случайно довелось мне познакомиться с личностью епископа Петра (Лосева). В конце XIX – начале XX вв. он десять лет управлял Пермской епархией. Все это время владыка свои усилия направлял к устройству храмов и, главное, просвещению народному. Вообще нужно сказать, что с ранней юности Преосвященный Петр имел стремление получить должное образование, а потом всенепременно поделиться полученными знаниями со всеми окружающими его людьми. Так, в неполные 30 лет молодой священник Петр Лосев получил от рязанского губернатора Николая Михайловича Муравьева благодарность за обустройство за счет собственных средств библиотеки при храме Рязанского тюремного замка, открытие классов для учебы арестантов и обучения их церковному пению. Надо учесть еще и то, что в то же время он был главным наставником Троицкого сиротского и Рязанского духовного училищ.
Находясь еще в самом начале просветительского служения, отец Петр потерял самого дорогого для него человека – отошла ко Господу его матушка. Скорбь не сломила юного священника, и он, непрестанно вознося молитвы об упокоении своей супруги, уже навсегда избрал своей жизненной стезей духовное образование. Ответственный и грамотный, а вместе с тем добрый и отзывчивый, протоиерей Петр Лосев был ректором сначала Рязанской, а затем Вологодской духовных семинарий.
О тех двенадцати годах, которые провел отец Петр Лосев, будучи ректором Вологодской духовной семинарии, осталось множество теплых воспоминаний. Аккуратный во всем, он был требователен и к себе, и к преподавателям, и к семинаристам. Кроме того, и многих других жителей Вологды – от чиновных дворян до бедных мещан – своими церковными проповедями он обращал к деятельному исполнению заповедей Божиих. Четко отделяя учебное время от свободного, он нередко во время отдыха, придя домой, играл на рояле. Впрочем, будучи доступным человеком, он часто свое свободное время посвящал разговорам с семинаристами и ответам на интересующие их вопросы.
Об учащихся семинарии ректор вообще заботился особо; так, его стараниями было открыто «Попечительство о бедных воспитанниках семинарии».
Будучи сам увлекающимся человеком, он стремился увлечь за собой и окружающих. Наверное, никогда до этого не пел так семинарский хор, как при отце Петре Лосеве. Вышедшие из-под его крыла выпускники семинарии на всю оставшуюся жизнь запомнили его талантливейшие уроки по «Основному богословию». С печалью и грустью расставились с протоиереем Петром жители Вологды, когда он твердо решил сделать еще один важный жизненный выбор – встать на монашеский путь.
Будучи пострижеником Александро-Невской лавры, архимандрит Петр (Лосев) спустя совсем небольшой промежуток времени был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Об этом периоде его жизни известно совсем немногое; среди прочего – то, что во время посещения хутора Воздвиженского епископ Петр (Лосев) подарил Крестовоздвиженскому храму Казанскую икону Божией Матери.
Последующие два года владыка Петр управлял Владикавказской епархией, и за это время совершил большое число поездок. Посещая приходы, он призывал создавать при храмах школы, и сам открыл около 30 учебных заведений. Стараясь привлечь образованных пастырей к служению на приходах, епископ Петр добился повышения их окладов. По его инициативе началось проведение миссионерских собеседований на приходах; владыка проводил такие собеседования и во Владикавказе. В епархии учреждались попечительства: Георгиевское (содержало школу для детей из бедных семей), попечительство о бедных духовного звания. В качестве приложения к областной газете «Терские ведомости» начал издаваться ежемесячный «Епархиальный листок».
Неутомимый владыка везде, где бывал, зажигал в сердцах людей огонь веры. Возвратившись ненадолго в Вологду и будучи поставлен там епископом Великоустюжским, он смог ясно увидеть всходы своих духовных посевов. Талантливыми проповедниками и человеколюбивыми пастырями стали взращенные им семинаристы. Но недолго довелось пробыть владыке на знакомой ему вологодской земле: согласно новому своему назначению он отправлялся на Пермскую кафедру.
Время прибытия владыки Петра в город Пермь совпало со вспышкой холеры, уносившей каждый день жизни десятков горожан. По улицам то и дело на простых телегах провозили на «холерное» кладбище засмоленные гробы умерших. Подавленные горем пермяки увидели в прибывшем епископе Петре (Лосеве) не только человеколюбивого пастыря, но и активного проповедника. За богослужением он говорил очень длинные проповеди (иногда около часа), которые, тем не менее, охотно слушались людьми, так как были чужды схоластики, отличались современностью и интересною постановкой злободневных тем. Говорил владыка всегда громко, внятно, отчетливо, обращаясь ко всем, иногда с небольшой жестикуляцией. Вообще он имел все данные хорошего оратора.
Прямым и открытым владыка Петр был всю жизнь, и пермяки сразу же отметили, что все свои суждения он высказывал прямо и открыто, не стесняясь, иногда довольно резко. Именно добродушие, приветливость и общедоступность Преосвященного приобрели ему расположение купечества и низшего класса общества, особенно рабочих Мотовилихинского завода, которые однажды поднесли ему в подарок архиерейский посох. Епископ Петр, впрочем, посещал и купеческие дома, а после богослужений не отказывался от приглашений и долго беседовал за столом. Владыка Петр первым из Пермских архипастырей был вызван в качестве члена на сессию Святейшего Синода.
Во время управления Пермской епархией епископом Петром (Лосевым) в Осинском уезде Пермской губернии при непосредственной помощи епархиального миссионера протоиерея Серафима Луканина был устроен мужской миссионерский монастырь на Белой горе. Именно владыка Петр, обратившись к начетчику Василию Коноплеву, произнес: «Такой разумный муж надолго старообрядцем не останется, но скоро из тьмы выйдет на свет и будет с нами сыном Православной Церкви».
Трудами епископа Петра (Лосева) были открыты Соликамский Красносельский женский монастырь и женская же обитель среди иньвенских инородцев в селении Пешнигорт Соликамского уезда.
Во время правления владыки Петра пришли в Православие несколько раскольничьих начетчиков, значительно увеличилось в епархии число церквей-школ и церковно-приходских школ, был расширен Пермский кафедральный собор двумя приделами, капитально перестроена Крестовая церковь и сооружены церкви: Никольская деревянная на Слудке, Софийская – при епархиальном женском училище, Михайловская – при училище слепых и Николаевско-Александровская – при Мариинской женской гимназии. На Егошихинском кладбище, на месте старой, разобранной деревянной церкви Успения Богородицы, епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) совершил закладку ныне действующего каменного храма Успения Божией Матери.
До самой своей кончины владыка оставался неутомимым проповедником и пастырем, просветителем народным. Умер он в Перми и был похоронен под алтарем Спасо-Преображенского кафедрального собора. В годы лихолетья место его упокоения было разорено, и, казалось бы, стерта всякая память об этом архипастыре. Однако, думаю есть все же надежда на то, что жизнь неожиданно найденного моего «нового знакомого» станет примером для нынешних семинаристов, пастырей и прихожан, и владыка Петр (Лосев) станет для многих «обретенным другом».
Юрий КИЩУК