Есть в истории изобразительного искусства, связанного с Валаамом, художник, о котором часто упоминают, но о котором очень мало известно широкому читателю. Это иконописец иеромонах Алипий (Константинов). Его кисти принадлежит чудотворный список Валаамской иконы Божией Матери, который находится ныне в Преображенском соборе обители. Кем же был этот монастырский художник, которого когда-то русский писатель и путешественник Василий Немирович-Данченко назвал «валаамским Рафаэлем»?
По крупицам
Если опираться на конкретные данные, то это, прежде всего надпись на надгробной полированной плите из серого гранита на старом братском кладбище. Она гласит о том, что иеромонах Алипий скончался 17 августа 1901 года пятидесяти лет от рождения, что он был искусным иконописцем и усердным тружеником. Сведения емкие, и все же их недостаточно, чтобы иметь представление о формировании творческой личности мастера и знать главные его творения.
По крупицам, из разных источников все же возможно восстановить его биографию. Например, по Ведомостям монашествующих Спасо-Преображенского Валаамского монастыря второй половины XIX в., хранящимся в архивах Санкт-Петербурга, можно обобщить характер сведений о нем: «Монах (или иеромонах в более поздние годы ) Алипий, в мире Алексей Константинов, первоначально поступил в Валаамский монастырь по увольнительному свидетельству из Ярославской казенной палаты, из рыбинских мещан, женат не был. В послушниках с 23 мая 1879 г. В монашество пострижен 12 мая 1884. Рукоположен в иеродиаконы в 1892 г. в иеромонаха — в 1893 г. С 1894 г. состоял членом строительной комиссии по построению собора. В 1896 в память в Бозе погичевшего Государя Императора Александра III Всемилостивейше пожалован серебряной медалью для ношения на груди на Александровской ленте, затем также в 1896 году награжден набедренником. Из года в год в ведомостях упоминалось, что он занимался иконописным мастерством…».
Волонтеры Валаама из города Рыбинска Ярославской области (руководитель Тамара Федулова) обнаружили «Дело Рыбинской мещанской управы − Об увольнении из Рыбинского мещанского общества Алексея Константинова в Монашенство в Валаамский монастырь», с набором всех документов семьи. 15 августа 1876 года Алексей обратился с прошением в Рыбинское мещанское общество с просьбой уволить его оттуда на поступление в монашество.
28 мая 1877 года Ярославская казенная палата утвердила постановление Рыбинской мещанской управы об исключении рыбинского мещанина Алексея Константинова и поступлении его в Валаамский монастырь.
«Дело Рыбинской мещанской управы об увольнении из Рыбинского мещанского общества Рыбинского мещанина Алексея Константинова Иванова в монашество в Валаамский Монастырь» закончено 6 октября того же года.
Создатель «Валаамского стиля»
Словесный портрет Алексия оставил русский писатель Василий Иванович Немирович-Данченко, старший брат знаменитого театрального деятеля. В книге «Мужицкая обитель» находим такие строки: «Маленький, тщедушный: волны золотистых волос на голове шапкой стоят, и никаким гребнем не разберешь их; грустные добрые глаза; бледное, кажущееся измученным лицо». Таким увидел Алексея писатель, когда тот проходил послушание в иконописной мастерской.
Вот как о нем отзывались : «…Можно сказать, даровал ему Господь талант на пользу братии, такой талант, коему и светские громогласные художники вотще позавидовать могут!»
− Брат, Алексей! Вот на твою работу пришел светский писатель посмотреть!
Он сконфузился, покраснел, заторопился чего-то.
− Что ж смотреть, нечего… какая это работа.
− Совсем он девушка у нас, всегда стыдится.
− У меня тут эскизы пока… Новые картины задумал. Еще писать не могу: не тот дух…»
Писатель продолжал: «Я узнал его грустную историю. Сын какого-то мещанина, он рано начал обнаруживать дарование. Дома его не понимали, мешали работать, били даже». Именно В.И. Немирович-Данченко и назвал иконописца «Валаамским Рафаэлем».
Вместе с другими иконописцами Валаама иеромонах Алипий украсил многие храмы монастыря росписями, написал множество икон, создав особый «валаамский стиль», близкий афонским письмам XIX века.
Отец Алипий стал ведущим валаамским иконописцем, он писал иконы в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов, оставаясь при этом смиренным, скромным, никогда не отказываясь от других послушаний. Рассказывали, что каждую икону или стенопись он долго и благоговейно обдумывал, никогда не начинал писать, пока не чувствовал действия благодати Божией.
Прямо под куполами верхнего храма можно увидеть лики херувимов кисти отца Гавриила и лики архангелов, выполненных иеромонахом Алипием. Работа очень тонкая: в руках у архангелов цветы, в цветах выписаны тычинки. Тончайший орнамент по одежде. Казалось бы, для чего такая тонкая живопись, ведь снизу этого не видно! Этот вопрос занимал современных реставраторов, а ответ они услышали от игумена монастыря архимандрита (ныне епископа) Панкратия: «Монахи для Бога работали!»
В 1901 году иеромонах Алипий умер в день своего Ангела − как сказано в метрических книгах монастыря, «от ожога». Похоронен он на братском кладбище. Надпись на надгробной полированной плите из серого гранита, скромная и тихая, как он сам был, гласит: «Здесь покоится прах почившего о Господе. Иеромонах Алипий, скончался 17 августа 1901 года, 50 лет от рождения. Искусный иконописец и усердный труженик. Святии отцы и братия, не забудьте и меня, егда молитеся».
Ко времени, когда почил о. Алипий, его опыт иконописания составил 24 года.
Медаль Академии художеств иноку Валаама
В 2002 году исследователь-искусствовед Светлана Евгеньевна Большакова в своей кандидатской диссертации «Иконы и настенные росписи Валаамского монастыря XVIII − начала XX вв.» сумела построить убедительное повествование о жизни и трудах благочестивого валаамского иконописца, основываясь на материалах, добытых в различных изданиях и архивах, а также анализируя произведения о. Алипия, прежде всего, чудотворный Валаамский образ Пресвятой Богородицы.
Она доказала, основываясь на архивных материалах Императорской академии художеств, что инок Алексей Константинов (впоследствии иеромонах) еще до пострижения обучался живописи в стенах прославленного художественного заведения. По отчетам Совета Академии за 1882 г. известно, что он получил за композиции на темы из евангельских историй малую поощрительную серебряную медаль. О получении такой медали известно также из отправленного в ноябре 1882-го письма ректора Академии художеств Ф.И. Иордана конференц- секретарю этой академии П.Ф. Исаеву, который в свою очередь выдал «Удостоверение» от 3 ноября 1882 года: «Дано сие из Императорской Академии Художеств иноку Валаамского монастыря Алексею в удостоверение, что ему, иноку Алексею, за художественные работы по выставке 1882 г. Советом Академии Художеств 29 октября 1882 г. присуждена малая поощрительная медаль».
К середине XIX столетия Валаам уже снискал прочную популярность среди художников-пейзажистов, и уже достаточно было создано картин, отмеченных академическими наградами. Тем не менее, Светлана Большакова в своей диссертации подчеркивает: «Творчество иеромонаха Алипия является наиболее ярким примером плодотворного контакта Валаамского монастыря и Академии художеств». Несмотря на то, что в монастырских списках нигде не упоминается сам факт обучения валаамского иконописца в Академии художеств и нет указаний на временной период, как считает Светлана Большакова, это могут быть только 1879-1882 годы.
Сам перечень произведений, созданных о. Алипием, не позволяет усомниться в справедливости ее выводов относительно значения его в художественной летописи Валаама. Из того, что можно увидеть на Валааме, это росписи в куполе верхней церкви скита Всех Святых (1887 г.), отдельные композиции на стенах нового Спасо-Преображенского собора, а также иконы для его иконостасов (середина 1890-х гг).
Иконописец чудотворного образа
В нижнем храме Спасо-Преображенского собора есть чтимый список иконы, созданный иеромонахом Алипием в 1901 году. Образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем, очевидно, еще до ее закрытия в 1932 году, был перенесен в храм в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления.
9 июля 1992 году приснопамятным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией обители Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. В том же году 11 июля, к празднику преподобных Сергия и Германа, икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье.
Четыре года спустя по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь. 13 июля 1997 года в связи со 100-летней годовщиной явления Валаамской иконы указом Патриарха было установлено ей празднование; до 2003 года оно совершалось в день обретения святого образа – в первое воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля).
В 2017 году это дата выпадает на 16 июля.
Что же касается иконостасов, известно, что в 1980 году, когда на Валааме появились первые сотрудники основанного тогда музея, в иконостасе верхнего храма собора остались только две иконы. А ведь до некоторого времени, как говорили очевидцы, почти все образа были на месте.
Для создания более благоприятных условий их хранения и во избежание дальнейших утрат решено было перенести оставшиеся образа «Деисус» и «Господь Саваоф» в фонды музея. Художник-реставратор В.П. Макаров (ныне монах Ефрем на Афоне) со всей тщательностью и любовью поработал, чтобы спасти живопись от тяжких последствий хищного времени.
Иконы жили обычной музейной жизнью до того момента, когда в 1994 были переданы в монастырь. «Деисус» был помещен в киот над ракой преподобных Сергия и Германа, и через некоторое время икона стала мироточить. Образ «Господь Саваоф» возвращен в иконостас.
Материал подготовлен трудами братии Валаамского монастыря,
искусствоведа Л. Печёриной
и волонтеров монастырского сайта Т. Федуловой и Ю. Ивановой
Публикация основана на статье сайта Валаамского монастыря