Не каждому населенному пункту удалось пережить несколько переименований, и каждое из них кардинальным образом меняло облик деревни, а затем и села. Жирково – Покров – Ленино – этапы многовековой истории. Сегодня Ленино – небольшая деревушка в Холм-Жирковском районе Смоленской области.
Эпоха Покрова
В начале XX века крестьяне деревни Поповское, входившей в Покровский приход, нашли клад старинных монет. Находку отнесли в Покровское волостное правление, а оттуда переправили в Холм, графу Игорю Алексеевичу Уварову, очень заинтересовавшемуся монетами времен Ивана Грозного и царя Федора Иоанновича. Это явно указывало на древность окружающих мест.
В церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Покров-Жирков хранилось древнее Евангелие с подписью «попа Никиты» и указанием, что в 1661 году село называлось «Жирково» и принадлежало к Дворцовой государевой вотчине.
Второе название село получило, вероятно, позднее, когда была построена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Известно, что эта церковь построена в 1692 году приходскими людьми. За ветхостью она была разобрана в конце XIX века, и на ее месте строится каменная часовня.
В территориальном отношении село Жирково было причислено к Вяземскому уезду, а в церковном отношении числилось за Сарским и Подонским митрополитом. Под челобитной Вяземского духовенства митрополиту 1695 года указан и «Села Жиркова поп Артемий», а в 1698 году – «Села Жиркова поп Максим».
В этих челобитных еще не упоминается двойное название села – Покров-Жирков, а вот в документах, когда Покров и многочисленные деревни перешли в собственность знаменитых графов Орловых, сподвижников Екатерины Великой, это название уже указывается. Как и то, что все населенные пункты были причислены к Бельскому уезду.
После женитьбы князя Никиты Петровича Панина на дочери Владимира Григорьевича Орлова бельское имение Орловых Покров, Печатники с деревнями в качестве приданого переходит к Паниным. Огромный майорат Паниных с имениями в Бельском и Сычевском уездах Смоленской губернии просуществует без малого сто лет.
После смерти Никиты Петровича Панина имение Покров с деревнями будет переходить к его родственникам, пока не окажется распроданным. Вот что писал в начале прошлого века священник Покровского храма Георгий Эльманович: «Сами Панины не жили в Покрове, а посылали управлять крестьянами своих управляющих. Управляющие обходились с крестьянами грубо, бесчеловечно, наказывали жестоко. Наказания над крестьянами совершались в селе во дворе конторы Управления. Прошли десятки лет. Сменилось несколько поколений людей. Само имение Покровское перешло через несколько рук: от графов Паниных – к князю Мещерскому, от князя Мещерского – к князю Васильчикову, от князя Васильчикова – к евреям, от евреев – к калужскому первой гильдии купцу Дмитрию Яковлевичу Козлову. Но и теперь, когда крестьяне, из какой-нибудь деревни собираются идти в село, в контору Козлова, бывшую прежде домом сердитых управляющих, то говорят: иду на Красный двор. Так называли это место при Паниных, такое оно название сохранило и теперь. Хотя теперь имеет другое значение, вместо наказаний, которые раздавались здесь, теперь происходит выдача денег за труды по работам в лесу и на лесопильных заводах».
Если Панины и не жили постоянно в Покрове и Печатниках, то, во всяком случае, приезжали по делам имения или другой надобности. В этих селах имелись господские дома и постоянно проживавшие дворовые люди.
Иван Иванович Орловский в «Краткой географии Смоленской губернии», описывая знаменитые места губернии, упоминает и Покров: «К юго-востоку от Белого на реке Наче – село Комары и при нём Богородице-Рождественский женский монастырь, устроенный в своём имении вдовой генерала-майора Гаузен в 1863 году. Далее сёла Печатники в 40 верстах и Покров-Жирков, бывшие поместья графа Никиты Петровича Панина. На той же дороге – село Холм-Жирков – имение графа Игоря Уварова». А один из современников графа Никиты Панина, Владимир Лыкошин записывает в своих воспоминаниях, что граф любил наезжать в свое бельское имение Покров и Печатники на медвежьи охоты, до которых он был страстный поклонник.
В 1859 году в селе насчитывалось 14 дворов, 59 мужчин и 65 женщин. Большой урон жителям нанесла эпидемия холеры, после которой количество жителей значительно сократилось. Прироста населения не было почти полвека. В 1904 году в Покрове было девять жилых домов, в которых проживало 62 человека. Помимо церкви, земской школы, церковно-приходской школы для девочек в селе имелись винная лавка, принадлежавшая торговому дому «сыновей Зафрен» и мелочная лавочка мещанина Ивана Кожухова.
В разные годы там существовали винокуренный завод графини С.В. Паниной, кирпичный завод княгини М.А.Мещерской, лесозавод купца Д.Я. Козлова, кожевенное производство.
Ежегодная ярмарка в день Покрова Пресвятой Богородицы – одна из крупнейших в Бельском уезде. Продажа крупного рогатого скота и до 200 лошадей. В начале XX века на ярмарке устраивались выставки (выводки, как тогда называли) крупного рогатого скота и лошадей. Ярмарка в день Святой Троицы значительно уступала по оборотам Покровской.
С 1861 года Покров-Жирков становится центром обширной Покровской волости Бельского уезда Смоленской губернии.
В 1797 году в селе строится каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Она переживет многие трагические события, в том числе и Великую Отечественную войну, а в начале 50-х годов будет разобрана.
Первоначально церковь строится однопрестольная, холодная, в одной связи с колокольней. Два теплых придела – во имя Петра, митрополита Московского, и Святой Троицы – появятся много позднее, в 1893 и 1894 годах.
В начале XIX столетия причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Но по 1872 год в селе служили почти постоянно два священника, один из которых был сверхштатным, но жалованье было одно. Его приходилось делить пополам, что было не очень удобно.
Пастырские заботы
Священник Петр Дмитриевич Брянцев, который прослужил в Покровской церкви 35 лет, приехав в село, был поражен безразличным, а порой и унизительным отношением управляющих имением к священнослужителям. Но при этом причт обеспечивался самым необходимым. И самому Петру Дмитриевичу пришлось с этим столкнуться.
Прежние служители церкви приняли его с недоверием, а графиня и ее управляющие так и вовсе с неудовольствием. Отношения с владельцами так и не сложились, но своей смелостью отец Петр заслужил первое признание среди прихожан. Поселившись в Покрове, он записал в дневнике: «Церковь каменная, однопрестольная, довольно вместительная, но внутри очень бедная. Иконостас малый… По стенам нет ни икон, ни других ценных украшений. …Пыль и паутина повсюду». Церковнослужители совершали богослужения спешно, невнятно и не назидательно. Приход раскинулся на десятки верст, может быть от того и жители особенно дальних деревень редко посещали храм.
Отец Петр, прежде всего, обратил внимание на внешнюю сторону богослужений, хорошее пение. Сам он все службы проводил истово, внимательно, никому не отказывая в просьбах отслужить молебен отдельно, полагая, что у каждого человека должна быть серьезная причина к этому. В праздничные дни он выходил на клирос и сам читал каноны, стихиры и т.д. В дневнике отец Петр писал: «Я люблю читать страстные Евангелия и читаю их всем сердцем сокрушенным и смирением; горесть объемлет душу при воспоминании о страдавшем за нас Спасителе нашем, но предчувствуется и радость скорого воскресения нашего Господа и посрамление врагов и распинателей. Не хвалясь, скажу, что читаю Евангелие отчетливо и внятно, когда читаю, тогда никто не щелкнет, и кашлять в те минуты перестают». Его проникновенное сочувствие передавались слушателям, которых у него становилась с каждым днем все больше и больше. Невольно и другие церковнослужители подтягивались к уровню батюшки.
Вторая забыта – приведение в порядок Покровского храма. Вначале был заменен иконостас. В 1872 году строится придел во имя Святой Троицы.
Покровский каменный храм, построенный графами Паниными в 1797 году, был изначально холодным. Отец Петр Брянцев в этом видел причины того, что крестьяне мало посещают службы в холодное время. Сделать его теплым – еще одна задача, стоявшая перед священником. Исполнить задуманное в кратчайшие сроки можно было только на мирские деньги. К тому времени отец Петр успел завоевать определенный авторитет у крестьян, средства были собраны, и полная реконструкция храма началась. В 1893 году теплый храм был освящен, а в 1894 году был построен и освящен еще один теплый придел во имя Петра, святителя Московского.
При всей большой хозяйственной деятельности отец Петр всегда считал, что главный его долг – религиозное, нравственное просвещение прихожан. Долголетний опыт убеждал его, что тесное ежедневное общение с крестьянами, рассказ простым языком, доходчивое разъяснение о сложном, больше приносят пользы, чем проповедь на отвлеченные темы. Он беседовал с крестьянами, рассказывал им о церковных праздниках, о святых, проводил примеры, достойные подражания, но взятые из обыденной, повседневной жизни. Каждый раз он находил он удобный повод, чтобы побеседовать по душам. И прихожане любили за это батюшку, даже тогда, когда он наставлял или укорял.
Но битву с кабаком, устроенным на земле помещицы, отцу Петру выиграть не удалось. Устроенный на бойком проезжем тракте Вязьма – Белый кабак приносил весомый доход и акцизные сборы. Отец Петр неоднократно подавал прошение о закрытии питейного заведения, но кабак все-таки не снесли.
В 1865 году отец Петр Брянцев открывает в Покрове приходскую школу в доме дьякона и вместе с ним начинает учить детей грамоте, причем это происходило еще до Высочайшего указа об открытии церковно-приходских школ.
Затем приходская школа преобразуется в земскую, священник остается в ней законоучителем, но крайне недовольный учебным процессом, он вновь открывает еще и церковно-приходскую школу.
Всю свою жизнь в Покрове Петр Дмитриевич мечтал об открытии здесь женской школы в приходе. «Женская школа необходима не только для самих девочек, для их обучения, но она необходима и для блага крестьянской семьи. Для блага семьи образование девочки гораздо необходимее, чем даже образование мальчика, – писал Петр Брянцев, – Наблюдаю, что грамотность часто мало пользы приносит самим грамотным, а их семья не дает ничего, иное дело совершенно было бы, если бы грамоту знали девочки – будущие матери и хозяйки дома. Она сама, проникнутая религиозной нравственностью, сделалась бы оплотом религиозной настроенности и всей своей семьи. Своих детей с самого раннего возраста научила бы молитвам, смотрела бы за их поведением. Недаром раскольничьи женщины, получившие образование в скитах или просто обучавшиеся славянской грамоте часто становятся оплотом древнего благочестии не только для своей семьи, но и для окружающих».
В 1895 году Петр Брянцев из-за болезни выходит за штат, все дела, начатые им, продолжил его зять Григорий Иванович Эльманович. «Прослужил бы еще, но здоровье слабо, по приходу ходить не могу, – сокрушался батюшка. – Прослужил я 35 лет в священническом сане, чего и не ожидал при слабости своего здоровья. Дети отлично окончили курс ученья. Надо благодарить Господа Бога за все его милости к нам грешным».
Петр Дмитриевич составляет завещание, по которому большую часть своих денег оставляет на благотворительность, руководствуясь тем, что дети выучены и имеют возможность заработать себе на жизнь. 25 июля 1898 года Петр Дмитриевич Брянцев скончался. При стечении народа он был погребен в Покрове, на церковном кладбище. Могила его утеряна, остался лишь надгробный памятник, вросший в землю.
Летом 2007 года он стараниями заведующей музеем «Крестьянский быт», что в деревне Ленино-Покров, был поднят и установлен возле здания музея, который как раз и располагается на месте бывшей Покровской церкви.
Жена отца Петра Екатерина Васильевна осталась жить в семье зятя. Она славилась своим умением шить церковное облачение. За свои труды она получила в 1900 году архипастырское благословение, и ей была назначена пенсия в 65 рублей в год.
Прожив нелегкую жизнь, испытав великую бедность в детские, юношеские годы, видя, как живут вдовы и дети священников, диаконов, псаломщиков, Петр Дмитриевич старался, как мог, облегчить их участь, оставив для церкви небольшой капитал и проценты с него.
Продолжая начатое
Еще когда Петр Дмитриевич Брянцев был жив, священников церкви Покрова Пресвятой Богородицы становится его зять Георгий Иванович Эльманович. Он будет служить в Покрове до 1913 года, когда подаст прошение о переводе его в Харьковскую епархию, и эта просьба будет удовлетворена. За почти двадцатилетнее служение в приходе он оставил по себе добрую память.
Отец Георгий в церковной летописи довольно подробно рассказал о главнейших своих начинаниях. Он продолжил дело Петра Дмитриевича Брянцева в земской и женской школах: «Вместо прежней ветхой лачужки выстроено земское училище за четыре тысячи рублей, в школе три учительницы, общежитие и сто двадцать учеников. Прекрасное школьное здание и в женской школе, с хорошей библиотекой, учебными пособиями и опытной учительницей. Всех учениц в настоящем году сорок четыре. Весьма неохотно соглашались крестьяне посылать своих девочек в школу, но приходилось настаивать, увещевать и, наконец, объявить, что при вступлении в брак от тех, кто не будет ходить в школу, будут спрашиваться молитвы, заповеди и символ веры. Последняя мера подействовала более всего, и теперь с каждым годом учениц в школу является все больше. В восьми верстах от села находится еще школа грамоты в деревне Сластихино, учеников тридцать, учитель – окончивший курс двухклассной церковно-приходской школы».
Попечения попечительства
В 1897 году в Покрове по инициативе священника создается Покровское приходское попечительство, которое решило позаботиться, прежде всего, об открытии в селе Покров церковно-приходской школы для девочек. На устройство школы, сообразуясь с ценами на лесной материал в Бельском уезде, потребовалась. Председатель попечительства купец Захарий Прохорович Байдаков пожертвовал на этом же собрании на школу 50 рублей, священник Георгий Эльманович– 25 рублей, крестьянин деревни Кукуева Семен Тихонов –15 рублей. Примеру этих лиц последовали и другие члены попечительства. Школа была устроена на собственные средства.
Устроив школу, приходское попечительство пожелало ознаменовать исполняющийся в 1897 году столетний юбилей храма приобретением в Покровскую церковь колокола весом более 100 пудов. Для простых, бесхитростных людей звон колокола имеет огромное значение: он помогает хоть на несколько минут отрешиться от всего земного и вспомнить о Боге. А такими минутами религиозного настроения нужно всегда дорожить, крестьяне чувствуют это и на пожертвования всегда бывают отзывчивы.
22 марта 1899 года колокол был отлит на заводе Финляндского в Москве. Весу в нем было 122 пуда 16 фунтов. На наружной стороне колокола сделаны изображения: Покрова Пресвятой Богородицы, святой Троицы и Петра Митрополита, Московского чудотворца. Повешен был колокол при большом стечении народа в Вербное воскресенье; звон его понравился всем прихожанам.
В заботах о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви, а также об устройстве первоначального обучения детей приходское попечительство не оставляет без своего внимания и бедных Покровского прихода.
Жертвовать ежегодно в пользу бедных прихода положил начало прежний священник села Покрова Петр Брянцев. Он пожертвовал в пользу приходского попечительства непрерывно доходный билет в пять рублей. Проценты с означенного билета, вместе с собранными деньгами в пользу бедных прихода (каковой сбор ежегодно бывает 21 декабря на престольный придельный праздник), выдавались наиболее нуждающимся в приходе на святках, когда священник с причтом ходил по домам своих прихожан.
Со временем начали собирать средства на устройство новой школы а прежнее школьное здание решили обратить в богадельню и церковную сторожку.
Трезвенный Покров
В августе 1913 года прошение Гергия Эльмановича о переводе в Харьковскую епархию было удовлетворено. А священником в селе Покров становится Сергий Семенович Чулков. Он сделал для Покрова то, что не могли сделать предыдущие настоятели прихода – добился закрытия винной лавки. Произошло это в самом начале Первой мировой войны.
В Покрове прошли сходы о запрещении торговли горячительными напитками во время мобилизации, а затем по инициативе священника в селе создается общество трезвости. Как оказалось, деревня быстро свыклась с трезвостью. Конечно, самогоноварение искоренить не удалось, но оно не имело массовых масштабов.
В кипящем котле революции
В церкви шли службы о здравии воинов, воюющих на фронтах, о мире. Но война была где-то там, далеко, а здесь, в Бельской глубинке, все казалось простым и ясным. Эта простота и патриархальность были обманчивы, и грянувший 1917 год был отнюдь не «в венчике из роз».
Бельский уезд никогда не отличался особой приверженностью к коммунистическим взглядам. И первые советы рабочих и крестьянских депутатов большевистскими назвать трудно. Но деревня кипела. В Покровской волости создается Покровский волостной совет крестьянских депутатов, выбирается комитет бедноты. Казалось, что все идет путем, о котором говорил В.И. Ленин и коммунисты. Но эта идиллия оказалась обманчивой.
В июле 1918 года случился Покровско-Холмовское крестьянское восстание, чаще в литературе его называют мятежом, но это было восстание, охватившее 11 волостей Бельского уезда. А затем и подавленное с помощью регулярных войск Красной Армии.
Волна карательных акций не закончится 1918 годом, а и двадцать лет спустя восстание аукнется сотням крестьян, которые по приговору всемогущих «троек» будут вновь осуждены на разные сроки, а то и расстреляны.
При подавлении восстания советские власти объявили духовенство одним из его организаторов. «Это восстание кулаков, попов, белогвардейцев», – говорилось во многих документах. А поиском виновных и их наказанием занималась Бельская ЧК. Известно, что было расстреляно 45 наиболее активных участников восстания. Среди них оказались священник соседнего с Покровом села Печатники Александр Руженцев, диакон из того же села Петр Тройницкий. Их расстреляли в Смоленске в сентябре 1918 года.
Арест за молитву
о прекращении междоусобной брани
Священник села Покров Сергий Чулков был арестован позднее. В вину ему ставилось не только участие в восстании, но и связи с М. Дорманом и «контрреволюционной деятельностью» епископа Вяземского Макария (Гнеушева).
Из церковных источников известно, что священник Сергий Чулков был арестован за служение молебна о прекращении междоусобной брани и братоубийственной войны. Как и священник Александр Руженцев, диакон Петр Тройницкий, Сергий Чулков пострадали именно за веру.
В документах Смоленского епархиального Совета есть донесение архиепископа Феодосия Священному Синоду с указанием того, что священнослужители Покров-Жирковского и Печатниковского приходов подверглись насилиям со стороны властей.
Архимандрит Ианнуарий (Недачин) приводит в своей книге письмо тестя Сергия Чулкова – священника села Дедственки Рославльского уезда Иоанна Капутовского: «Зять мой, священник …Сергий Чулков почти два месяца находится в тюремном заключении за служения молебствия о прекращении междуусобной брани и братоубийственной войны. Слабый организм его не вынес тюремного режима и неделю назад он тяжело заболел и находится на излечении в тюремной же больнице. Мучения невинного страдальца усугубляются думами об одинокой семье…оставшейся без всяких средств к существованию, разоренной совершенно прибывшими для усмирения крестьян советскими войсками. Доведенная до болезненного состояния семейным горем, отчаиваясь в надежде видеть кормильца и мужа, дочь моя просит у меня помощи и поддержки. Дабы оказать то и другое, я должен оставить свой приход и поехать к дочери».
10 октября священник Сергий Чулков был расстрелян. У него остались жена и трое маленьких детей. Дом и имущество семьи были описаны властями.
Из Покрова – в Ленино
А советские власти уже спешили предпринять иные шаги. Покровский волостной совет крестьянских депутатов просит сначала Смоленск, а затем и Москву о переименовании села Покров в село Ленино в честь вождя мирового пролетариата. И такое разрешение в ноябре 1918 года было получено. Древнее село Покров становится безликим Ленино.
Через какое-то время в селе будет создано сельхозтоварищество, гордо переименованное в колхоз-комбинат имени Ленина, а затем в коммуну имени Ленина. Все эти предприятия не особо будут процветать.
Что касается церкви Покрова Пресвятой Богородицы, она переживет и перерегистрацию церковных общин, и постоянные нападки со стороны властей, К сожалению, трудно восстановить имена священников, служивших в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в 20-30 годы. В документах если священник упоминается, то «безымянно». Среди священников в 20-е годы упоминается Иоанн Капутовский. Был ли это тесть Сергия Чулкова или иной представитель семьи Капутовских, можно только предполагать.
В 1930 году произошел и такой случай: в коммуну имени Ленина приняли жителей села Ленино Капутовских и Губчевских. Последние – родственники диакона Покровской церкви Андрея Николаевича Губчевского. Ячейка ВКП (б) Ленинского сельского совета тут же распорядилась их исключить – «по классовому признаку».
В ноябре 1929 года органами ОГПУ был арестован Александр Николаевич Вигилянский. Он был осужден на 3 года исправительно-трудовых работ. Перед революцией 1917 года он служил в Покровской церкви пономарем. При аресте Вяземским отделом НКВД назван священником деревни Ленино. Реабилитирован он в 1989 году.
В одном из документов середины 30-х годов упоминается священник села Покров Алексий Шашков.
Последний священник
По всей видимости, последним священником села Покров-Ленино стал Александр Иванович Шведко. В середине тридцатых годов за ним и его семьей велся неусыпный контроль. Матушка работала в Ленинской школе уборщицей. В вину ей постоянно ставились плохо вымытые полы, хотя это не соответствовало действительности, отсутствие питьевой воды в школе. А если сам Александр Иванович заходил в школу, это грозило уже обвинением в контрреволюции.
Александр Иванович Шведко был арестован 20 августа 1937 года и постановлением НКВД и Прокуратуры СССР 21 октября того же года приговорен к расстрелу. Священник обвинялся сразу по тем пунктам 58-й статьи. 27 октября он был расстрелян.
Власти отыгрались даже на его сыне: «Отличника учебы Шведко не премировали лишь потому, что накануне выдачи премий отец Шведко – поп – был забран органами НКВД за контрреволюционные дела».
30 декабря 1964 года Военным трибуналом Московского военного округа Александр Иванович Шведко был реабилитирован посмертно.
Постановление Смоленского областного исполнительного комитета № 2301 от 16 ноября 1938 года церковь Покрова Пресвятой Богородице в селе Ленино была закрыта.
Память о церкви
В дальнейшем здесь будут размешаться колхозные склады, сеновал. В начале 59-х ее начнут разбирать, используя кирпич для строительства. Со временем на месте церкви будут построены к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина клуб и магазин. Уборщицей в клубе работала простая и добрая женщина. Она рассказывала, что наиболее трудно ей приходилось убираться после концертов и дискотек – ей постоянно чудился тихий плач. «Это плачут ангелы», – говорила она.
В 2007 году на месте церкви будет установлен Поклонный крест. Позже стараниями заведующей музеем «Крестьянский быт» Аллы Борисовны Цветковой будет установлен памятный знак о церкви. На здании музея, часть которого размешается в переоборудованном магазине, вскоре появится баннер с изображением церкви и кратким описанием.
Село Покров, впоследствии Ленино, всегда не было большим по количеству домов и жителей, хотя в дореволюционные годы оно и считалось центром огромной волости, в которую входило более пятидесяти населенных пунктов, а в советское время – центром сельсовета. В предвоенные годы здесь были сельская библиотека (одна из трех во всем Холм-Жирковском районе), средняя школа, сельскохозяйственное производство. Но с временем сельсовет был переведен в Лехмино, как и центральная усадьба колхоза. В деревне еще были восьмилетняя школа, медпункт, почта, клуб, библиотека, магазин.
Сейчас от всего этого осталась лишь сельская библиотека-музей. В музейной экспозиции – сотни уникальных экспонатов; есть здесь и «Комната сельского священника», и «Класс церковно-приходской школы», и много другого, чего не увидишь в других музеях.
Галина ЦВЕТКОВА
Опубликованная сайтом Вяземской епархии статья
приводится в сокращении