Парадоксальная, казалось бы, ситуация: восстанавливая историю старинного храма, краеведы и историки довольно легко по документам могут выяснить, когда и как он был построен, какие священники там служили в давние времена. Но вот о том, какие события были связаны с храмом лет семьдесят-восемьдесят, а то и полвека назад, когда при советской власти закрыли ту или иную сельскую церковь, кто был последним священником перед закрытием храма и что с ним случилось потом, информацию в письменных источниках зачастую не найти. И тогда, чтобы узнать хоть что-то, приходится расспрашивать старожилов, узнавать местные легенды и стараться их проверить…
Храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского был возведен в селе Мордово (Саратовская область) в 1840 году на народные пожертвования – в честь победы над Наполеоном. В 1937 году он был закрыт. Сегодня в стенах старинной церкви вновь служится Литургия. С прихожанами восстановленного храма встретился председатель саратовского православно-исторического общества «Возрождение» краевед Евгений Лебедев.
– Я ехал сюда с особым чувством, – признался на встрече Евгений Леонидович. – Дело в том, что в этом храме служил мой дед Яков Александрович Лебедев. Он был псаломщиком.
Краевед напомнил собравшимся о печальной дате – столетии начала гонений на Церковь. Он особо подчеркнул, что такого длительного периода непрерывных преследований – 74 года – не было в истории Православия никогда.
– Иногда скептически настроенные люди говорят мне: «Какие непрерывные гонения? При Хрущеве ведь не убивали!» – сказал он. – Не убивали, но сажали. Мы сейчас ищем одного священника, которого посадили как раз при Хрущеве. Он служил в Балакове. Родственникам до сих пор не выдают документы. В те времена за веру человека могли упрятать в психиатрическую больницу или уволить с работы. Нужно сказать, что у нас в области были очень жестокие гонения на Церковь. Мы установили, что в Саратове до начала гонений было 63 храма. Из них не разрушили только четыре! Десять храмов власть впоследствии передала Церкви в изуродованном виде. А сколько всего разрушено их по епархии, мы пока точно не установили.
Своя печальная история гонений есть и у приходской общины села Мордово. Сейчас комиссия по канонизации святых готовит документы для прославления священника, который десять лет, с 1892 по 1902 годы, служил в этом селе, – Олимпа Яковлевича Дьяконова. Он принял мученическую кончину, когда был переведен в Саратов в Крестовоздвиженскую церковь.
После отца Олимпа в селе по удивительному совпадению служили тезки, но не родственники: Павел Васильевич Лебедев и Павел Степанович Лебедев. Павел Васильевич умер в 1910 году, а его преемник завершил свой земной путь в 1915-м. Оба священника похоронены на территории села.
Сын протоиерея Павла Степановича Лебедева, Николай Павлович, тоже стал священником. Судьба его сложилась трагически: он был расстрелян большевиками. Последнее место его служения – Троицкий храм города Царицына.
В советское время власть запретила Церкви вести документацию, многие записи были уничтожены, поэтому восстановить историю Димитриевского храма после 1917 года по документам практически невозможно. Приходится опираться на народные предания. Известно, что последнего священника, который служил в селе перед закрытием храма, расстреляли. Есть предположение, что это был отец Владимир Сурков. Он начал служить в Мордово в 1915 году. Храм был закрыт в 1937 году. Мог ли священнослужитель в советское время прослужить на одном приходе 22 года? Трудно сказать…
Рассказы местных жителей, к сожалению, лишены определенности. Старожилы не знают, как звали последнего священника, который здесь служил до войны. Однако они рассказывают о том, что уже после убийства этого батюшки здесь же была убита его жена, имя которой тоже неизвестно. Вроде бы с ней расправились бандиты, которые искали у матушки деньги. А их сын вроде бы отрекся от отца и после его смерти работал в совхозе счетоводом.
Народная память крепка, но ее-то и старались уничтожить враги Церкви в первую очередь: запугать, запутать, оболгать всех тех, кто имел мужество помнить.
– У нас в семье не принято было говорить на эту тему, но тетка мне говорила, что мой дед, Котельников Алексей Сергеевич, служил здесь. Тетка моя отсидела десять лет за веру. Родители мне ни о чем не рассказывали – боялись. Они до конца своих дней ощущали негатив со стороны власти – рассказывает нам прихожанин Владимир Иванович Суворов.
Некоторые наши соотечественники не изжили этот страх до сих пор. Староста Димитриевского храма Павел Викторович Паращенко рассказал историю, которая произошла совсем недавно. Однажды к ним в храм пришла женщина из соседнего села Бобровка. Она не назвала своего имени, только попросила впустить ее. В храме женщина достала фотографию, на которой была запечатлена семья священника, со словами: «Наконец-то я тебя сюда привела…» На расспросы она отвечать не стала и о священнике, изображенном на фото, сказала только одно: «Его лишили голоса».
Не все легенды подтверждаются рассказами старожилов. Нам удалось поговорить об истории села с самой пожилой жительницей Мордово – Анной Костроминой. В марте Анне Ивановне исполнилось 92 года.
– Убили священника? Его жену? Впервые слышу, – удивилась она. – Никто у нас никого не убивал на селе. Но когда была коллективизация, у нас хлеб отбирали. В каком-то селе даже такое было: председателю живот разрезали и насыпали туда пшеницы. А у нас такого не было! У нас люди были хорошие, добрые, набожные. Помню, народу всегда было полно в храме. Когда церковь закрыли и оттуда выносили образа, две женщины стали их защищать. Их, конечно, за это посадили, по десять лет каждая отсидела. Одну я не знаю, как звали, а фамилия второй – Котельникова. Она наша родственница. А иконы эти, видимо, продали. У нас вот, видите, большая икона, а на обороте написано – Зинкины. Наверное, старший брат моего отца, его фамилия Зинкин, эту икону тогда выкупил. А другие иконы почти все уничтожили. Их жгли, топили… Одна семья (жили они за речкой), видимо, икону сожгла в котле. И было там такое чудо: как котел раскалится, на нем проявляется лик святого Николая. Я сама не видела, но видел дядя Вася Банкутов. Я лично от него слыхала эту историю.
– После войны вашу церковь не открывали? – спрашиваем мы Анну Ивановну.
– Нет, – немного подумав, отвечает она. – После войны там был склад, потом сделали клуб. Один раз и я там была, грешница: смотрела концерт. А еще у меня книга сохранилась из библиотеки нашей церкви. Я ее любила читать. Разные церковные истории, священниками написанные. Меня ее часто просили почитать на похоронах.
У Анны Ивановны богатая биография. Во время Великой Отечественной войны она училась на радистку, а когда немцы подошли близко к селу Бобровка, копала окопы. После войны работала на тракторе, была местным депутатом, ухаживала за овцами, выкармливала телят. Полвека трудового стажа… Анна Ивановна, несмотря на возраст, до сих пор работает в своем огороде.
Трудолюбие вообще свойственно жителям села. Их усилиями всего за три года церковь во имя святого Димитрия Солунского была восстановлена фактически из руин. И пусть мы пока не знаем имени священника, при котором храм был закрыт в 1937 году, одно мы можем сказать точно: его уже нельзя назвать последним среди пастырей, которые здесь служили, ведь сегодня у храма села Мордово уже настоятель – иерей Анатолий Филоненко.
Екатерина ИВАНОВА
Фото Евгения Лебедева и Екатерины Киняевой,
а также из интернет-источников
Публикация «Саратовской областной газеты», №90
Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества – история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».