Кликушество издавна было известно на Руси, да и в наше время порой можно встретить тех, кого можно назвать кликушами. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона про кликуш написано, что «так называются жены, подверженные припадкам и корчам, во время коих они выдают неистовые крики». Нередко такие припадки у кликуш происходили во время богослужений. И хотя люди зачастую склонны объяснять подобное поведение беснованием, нападением нечистых духов, во все времена было известно немало случаев, когда кликуши либо были просто подвержены истерикам, либо вели себя так ради привлечения внимания к своим заявлениям и даже использовали это как способ заработка. Порой крики кликуш возбуждали волнения в народе, да и в любом случае отвлекали прихожан от молитвы в храме. В свое время император Петр I попытался бороться с этим явлением административными методами. Как это происходило, приоткрывает нам церковный архив.
Петр I посещал Царицын (ныне Волгоград) в начале июня 1695 года и дважды – в 1722-м (в конце июня и в ноябре). С самым длительным из его посещений в ноябре 1722 г. связано наказание неких женщин-кликуш. Царь вместе со своей супругой Екатериной I «оба слушали литургию в Свято-Троицкой церкви (она была взорвана в 1932 г. – прим.), и когда староста Савелий Соловьев «збиралъ з блюдомъ на церковное строение, Всемилостивейше Государь изволил положить полтину, а Государыня Императрица изволила положить червонец»».
В 1875 году начал выходить печатный орган Астраханской епархии – «Астраханские епархиальные ведомости», в одном из номеров которых содержится интересная информация о пребывании царских особ в городе. Приведем полностью это сообщение от 21 декабря 1875 года:
«Государыня Императрица Екатерина I во время восприятия благополучнаго марша в Царицыне, услышала кликуш, и имянным указом полковнику и коменданту Льву Юрьевичу Селиванову соизволила объявить: двух баб кликуш, принесших покаяние, за воровство их посадя на чепь, держать в церкви, дабы пришли от затейства своего в лутчее покаяние, – и другия на то смотря притворять себя не дерзали, да и впредь, ежели такия явятца в Царицыне, чтобы о таких доносили полковнику Селиванову. И ежели кто, ведая таких не известит, той причтетца призирателем Е. И. В. (Его Императорского Величества – С.И.) указу и наказан будет гражданским и церковным явным наказанием. По получении этого указа в Царицынском архиерейском духовном приказе, закащик поп Федор препроводил указ Преосвященному Лаврентию, который велел разослать к закащикам указы от себя об исполнении Высочайшей воли Государыни». (№ дела 865 в Арх. Астрах. Консист.). Н. М.».
Этот «благополучный марш» или парад войск гарнизона, был ранее практически неизвестен краеведам, и вероятно, проводился 24 ноября в честь празднования именин императрицы. Именно в этот день по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской.
Сложно сказать, что именно предрекали кликуши Петру и Екатерине. Расцвет кликушества пришелся на XVII-XVIII века и связывается историками с ростом суеверий на фоне церковного раскола после реформ Патриарха Никона. Можно даже сказать, что кликуши стали своеобразным рупором старообрядчества и противниками всех новшеств. Они занимали важное место при дворе царевны Софьи, бывшей в 1682-1689 годах регентом при царствовавших младших братьях Петре и Иване. Софья буквально окружила себя ими, платила им жалование и даже «изгоняла» из них бесов, что должно было подтверждать в народе истинность ее власти.
После низложения Софьи реформатор Петр I, вероятно, стал видеть в кликушах политических противников, и поэтому по указу от 7 мая 1715 года следовало «ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать» (то есть допрашивать под пыткой). Указ был вызван признанием одной кликуши, что она кричала в церкви притворно, с целью взвести оговор и отомстить досадившему ей человеку. Ловили и арестовывали лжепророков, выдававших себя за провозвестников воли Божией. Указом 1716 года и Духовным регламентом 1721 года розыск кликуш и передача их гражданскому суду были возложены на архиереев.
Упоминаемые выше закащики – это помощники архиерея, выбираемые самим духовенством для удаленных мест, которым тогда и был Царицын. Они участвовали в церковном управлении и сборе архиерейских даней. Собор 1669 г. возложил на закащика также обязанность являться в съезжую избу для допроса арестуемых за преступления духовных лиц; сыщикам воспрещено было расспрашивать людей духовного чина без этих помощников архиерея. Закащики бывали черными дьяконами, игуменами, священниками, протоиереями и протопресвитерами.
Так благодаря церковному печатному изданию стали известны ценные подробности о пребывании в Царицыне царственной четы, обогащающие нашу историю.
Сергей ИВАНОВ,
историк-краевед, кандидат философских наук
Публикация сайта Волгоградской епархии
В качестве иллюстрации использован
фрагмент картины В.Ю. Графова
«Московский чудотворец Блаженный Василий»