Home / По страницам истории / Уверовавший в Бога революционер

Уверовавший в Бога революционер

7 мая исполняется девятнадцать лет со времени общецерковного прославления в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской священномученика Иоанна Калабухова. Это человек удивительной и очень трудной судьбы: уверовав в Бога, деятель революционного движения увидел ложность идей, предлагавшихся в качестве новых идеалов, и решил связать свою жизнь со Христом. В зрелом возрасте он поступил в семинарию и стал священником. Отец Иоанн пережил два ареста, отбыл срок в лагере и нашел последнее пристанище в расстрельных рвах печально известного Бутовского полигона.

Иван Лукич Калабухов родился 13 ноября 1873 года в деревне Толбино в Серпуховском уезде Московской губернии. Получив образование, он с 1900 года работал приказчиком в фирме Филиппова, специализировавшейся на выпечке и продаже хлебобулочных изделий.

Во время революции 1905 года Иван принимал участие в революционном движении, состоя членом Союза булочников, которым руководила тогда партия социалистов-революционеров. В 1908 году он уехал в Архангельск, где около года работал весовщиком на железной дороге, а затем устроился приказчиком у частного булочника. Господь отрезвил Ивана, и тот увидел ложность безбожных революционных идеалов, понял, что путь спасения для человека единственный – это путь служения Богу, а благо народа – в религиозном просвещении. И Иван поступил в храм псаломщиком. В 1915 году, когда ему было уже 42 года, Иван Лукич приготовился к экзаменам для поступления в Архангельскую духовную семинарию, которую из-за революции ему пришлось окончить экстерном.

В апреле 1917 года Иван Лукич был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Архангельской губернии, а в 1920 году направлен служить в храм в селе Смотраковское Шенкурского уезда Архангельской губернии. В это время территория Шенкурского уезда была занята частями Белой армии. После их ухода отец Иоанн был арестован за произнесенную им в храме антисоветскую проповедь и приговорен к трем месяцам заключения.

Варлаамиев Важский во имя апостола Иоанна Богослова монастырь
в деревне Смотраковской (Шенкурский уезд),
30-е годы ХХ века

Вернувшись из заключения, он продолжил служение в храме. Примерно в 1924 году отец Иоанн познакомился с высланным из Московской губернии священником Георгием Беляевым, жившим в соседнем селе Боголюбском. Отец Георгий весьма переживал, что столь любимый и его трудами устроенный приход в селе Протопопово остался без священника. Увидев в отце Иоанне весьма достойного пастыря и возможного своего преемника, он предложил тому отправиться в Протопопово и для этой цели снабдил соответствующим рекомендательным письмом.

По приезде в 1925 году отца Иоанна в село Протопопово было созвано общее собрание прихода и зачитано письмо отца Георгия. Авторитет отца Георгия среди прихожан села Протопопово был настолько высок, что кандидатуру отца Иоанна единогласно одобрили, и он получил благословение епископа на служение здесь.

Прекрасный, в древнерусском стиле Троицкий храм в селе Протопопово был возведен сравнительно поздно – в конце семидесятых годов ХIХ столетия – тщанием благочестивых прихожан большого села. Основным инициатором, жертвователем и попечителем строительства был купец Андрей Павлович Салтыков, имевший пароходство, баржи на Оке и свою торговлю. Ближайшим своим помощником по церковным делам он поставил своего зятя Ивана Леонтьевича Летникова, который стал затем бессменным старостой Троицкого храма до самого своего ареста в 1929 году. До приезда в село отца Иоанна с каждого дома на нужды храма добровольно собиралось по пятьдесят копеек; священник этот порядок изменил и предложил прихожанам собирать по три рубля, на что они охотно согласились. Все деньги пошли на ремонт храма и отопление. Местные власти, узнав об этом, запретили сбор денежных средств, обвинив священника в проведении денежных поборов с населения. Однако жители села не обратили на решение сельсовета внимания и сами стали собирать деньги, чтобы поддержать свой любимый и на их глазах выстроенный храм.

Новый храм в честь Живоначальной Троицы
освятили в поселке Кирова (ранее деревня называлась Протопопово)
в 2018 году. Он построен рядом с тем местом,
где с 1895 по 1940-е годы стояла белокаменная Троицкая церковь,
в которой и служил священномученик Иоанн Калабухов

20 сентября 1929 года в больнице скончалась жительница села Протопопово Ольга Макеева. Она жила вместе с дочерью Клавдией, которая в 1927 году вступила в коммунистическую партию и училась в совпартшколе в Коломне. Когда-то Ольга ходила в храм, но с тех пор, как ее дочь, разведясь с мужем, занялась устройством партийной карьеры и запретила матери иметь что-то общее с Церковью, она стала бояться принимать священника в дом, когда тот с молебном обходил село. В Протопопове из 270 домов только два дома не принимали священника: один был домом члена компартии, местного избача, другой – ольгин.

На Пасху 1928 года, когда отец Иоанн обходил дома жителей села с молебном, Ольга также не приняла священника. Через несколько минут после того, как священник прошел с образами мимо ее дома, Ольга вышла на улицу, и здесь ее разбил паралич, отчего она через полтора года скончалась. Ее дочь как воинствующая безбожница решила во что бы то ни стало воспротивиться церковным похоронам и отправилась в Коломну за оркестром для гражданской панихиды, которую намеревалась совершить в присутствии нескольких членов партийного и комсомольского сельского актива.

Проходя по селу и увидев шедшего из храма вместе с прихожанками священника, она стала прислушиваться. «Плохо, что ее не причастили, – сказал отец Иоанн, – она была экономически зависима от своей дочери-коммунистки. Погода стоит хорошая, – затем сказал он, – а в церкви народу было сегодня мало, что же будет, когда настанет плохая погода». Одна из женщин поддержала: «Обленился народ». В это время они заметили идущую за ними Клавдию и замолчали.

Пока Клавдия ездила за музыкантами, все остальные родственники, глубоко верующие люди, стали готовиться к отпеванию. Прибыв музыкантами в село и войдя в дом, Клавдия обнаружила, что портрета Ленина, который она повесила в углу вместо икон, уже нет, а вместо него на своем прежнем месте висит икона, сельские женщины читают по почившей Псалтирь и всем распоряжаются ее брат и другие родственники. Узнав, что родственники намерены не допустить гражданской панихиды, Клавдия отправилась к священнику и потребовала от него, чтобы тот не приходил к ним домой, так как ее мать была неверующей. Отец Иоанн сказал, что сам он к ним в дом не пойдет, но если принесут покойницу в храм, то, безусловно, будет ее отпевать. Родственники настояли, чтобы Ольгу похоронили по-христиански.

После этого уполномоченный коломенского отдела ОГПУ Чесноков завел следственное дело на священника. В этот же день отца Иоанна арестовали и допросили. Следователь поинтересовался отношением священника к советской власти.

«После революции 1917 года с переходом власти к советам мое отношение к советской власти не было сочувственное, – ответил отец Иоанн. – Причиной этого было следующее: в церковь врывались без всякого соблюдения порядка и приличия, входили в шапках, курили и чуть ли не устраивали танцы. На меня как человека религиозного это действовало отрицательно, и приход советской власти мною не был встречен сочувственно. В дальнейшем советскую власть я рассматривал, как и всякую власть, – от Бога».

В качестве свидетельницы допросили местную учительницу, которая сказала:

«Религиозная работа церковников в селе чувствуется на учащихся. Среди детей моей группы замечаются иногда выражения недовольства против введения каких-либо новшеств, были случаи, когда ученики высказывали недовольство против занятий в воскресенье. Двое учеников долгое время в церкви прислуживали священнику, и только когда весь класс стал над ними смеяться, один из них прислуживание прекратил… Многие из учеников ходят петь на клиросе, бывает так: начинаются занятия, а часть ребят поют в церкви… Кроме того, неоднократно мне со стороны учеников были заявления, что священник при встрече кого-либо из них или при обходе с молебнами домов заставлял, убеждал обязательно ходить в церковь… С неделю тому назад мне была подброшена анонимная записка следующего содержания: «Не хотим учиться в воскресенье и отдыхать во вторник. Долой вторник, да здравствует воскресенье»».

Через неделю на заседании церковного совета Троицкого храма собравшиеся говорили, что священник арестован необоснованно, ничего противозаконного он не совершал, поэтому надо хлопотать о его освобождении. С такой инициативой верующие выступили на собрании всего прихода.

После этого сотрудники ОГПУ арестовали псаломщика, заместителя председателя церковного совета, а также церковного старосту Ивана Летникова. Всё время заключения отец Иоанн Калабухов и Иван Летников содержались в Коломенской тюрьме.

23 декабря 1929 года «тройка» ОГПУ приговорила отца Иоанна к трем годам заключения в лагере, а Ивана Летникова – к высылке на Север на три года.

Так в 56 лет отец Иоанн снова оказался на архангельской земле, но уже в качестве заключенного исправительно-трудового Котласлага. Здесь так же, как и во многих других подразделениях ГУЛАГА, в нечеловеческих условиях содержались невинно осужденные крестьяне, духовенство и ссыльные поляки.

В 1932 году священник Иоанн Калабухов вернулся в Протопопово и вновь начал служить в Троицком храме. При выдаче паспорта ему как бывшему заключенному запретили проживание в режимной зоне, и с 1933 года он переселился в село Озерицы Луховицкого района, где служил в Ильинском храме.

Через пять лет, 16 февраля 1938 года, священника в третий раз арестовали и начали допрашивать. На следующий день отец Иоанн был переведен в Коломенскую тюрьму, а оттуда – в Таганскую. Спустя еще четыре дня «тройка» НКВД по Московской области приговорила его к смертной казни за «антисоветскую агитацию среди прихожан церкви».

26 февраля 1938 года 64-летнего отца Иоанна Калабухова расстреляли на Бутовском полигоне и погребли в безвестной могиле.

11 марта 1961 года решением Президиума Московского облсуда священник был реабилитирован.

А 7 мая 2003 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви он причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Публикация журнала
«Вестник Архангельской митрополии»

________

Источники:

Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М.: «Зачатьевский монастырь», 1997. С.143.

База данных ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGH…tk*

Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь. 2005. С. 231-241

http://www.fond.ru/userfiles/person/225/1293404411.pdf

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *