Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - По страницам истории - Голоса разрушенного храма

Голоса разрушенного храма

03:00, 17 января 2023
По страницам истории

Совсем недавно на хуторе в Волгоградской области в закопанном в землю истлевшем сундуке нашли два церковных колокола. Что удалось узнать об их истории? Что случилось с храмом, для которого они когда-то были отлиты, и удастся ли когда-нибудь еще услышать их голоса с колокольни?

В конце ноября 2022 года в хуторе Новомаксимовский одним из его жителей из земли были извлечены два церковных колокола. Заведующую отделом научно-экспозиционной работы Волгоградского областного краеведческого музея Ирину Талдыкину привлекли в качестве специалиста по истории Православия в крае. Что удалось выяснить, используя документальные источники?

Судя по всему, эти два колокола принадлежали Покровской церкви ст. Верхне-Чирской Второго Донского округа Области Войска Донского, находящейся в девяти верстах от окружной станицы. Всего же на её колокольне били восемь колоколов, но судьба других остается неизвестной.

В начале 70-х годов прошлого века в станице было 299 дворов и 49 отдельных изб, проживало 1395 человек, из них 675 человек мужского пола, в том числе два потомственных дворянина, семь личных дворян, два лица духовного звания, 620 казаков, 17 мещан, 24 крестьянина, 24 крестьянина и три отставных солдата. А также 720 лица женского пола, в том числе три потомственные дворянки, семь личных дворянок, два члена семьи духовного звания, 677 казачек, 9 мещанок, 21 крестьянка, одна солдатка. В станице регулярно на сходах казаки избирали правление во главе с атаманом.

Краткую историю Православия в станице описала известный ростовский исследователь А.В. Шадрина. На рубеже XVII – XVIII вв. там была построена небольшая часовня во имя святителя Николая Чудотворца, при которой служил священник Никита Иванов, умерший около 1710 года. После него в станице не было священника целых двенадцать лет. В 1732 году казаки поставили деревянную однопрестольную Покровскую церковь. В 1763-м благочинный города Воронежа священник Баженов в своем отчете о состоянии церкви Верхне-Чирской станицы доносил епископу Тихону: «Крыша крайне ветха, от чего бывает течь в церкви, напрестольная одежда кумачная, на Евангелии оболочка и губа антиминса ветхи, лжица черна, дароносица медная, устава, месячных миней, толкового Евангелия и Нового Завета не имеется, риз трое, из коих двое ветхи и изодраны…». В 1764 году священником в населенном пункте был Евфимий Тимофеев. 25 мая 1839 года сход принял решение о необходимости строительства нового храма и сборе средств. В 1850 г., «вследствие ветхости», в церкви купол и потолок были близки к падению; начата на другом месте постройка новой деревянной церкви.

Наконец, в 1854 г. была построена новая деревянная церковь, но она, еще не будучи освященной, сгорела. После того станица не имела храма, а службы велись в частном доме.

В 1866-м прихожане возвели на свои средства новую деревянную церковь. Почти четыре десятилетия спустя её перенесли на новое место «по случаю отвала яра р. Дон» и несколько расширили на войсковые средства. В 1908 году к числу приходских зданий также принадлежали деревянная караулка и здание церковноприходской школы.

Рисунок храма того времени можно увидеть в книге известного волгоградского историка С.И. Рябова.

Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря; в документах также упоминаются церковный староста и просфорня. Имелось ещё одноклассное приходское училище.

Церковь разрушили во время гонений на веру в конце 30-х годов XX столетия. Небольшие колокола, вероятно, успели спрятать. Самый большой, по воспоминаниям старожилов, пережил Великую Отечественную войну, но в конце 40-х был увезен – скорее всего, на переплавку.

А эти два колокола (диаметром 62 и 84 см), находившиеся в относительной сохранности, были спрятаны в сундуке, от которого к нашему времени остались только истлевшие фрагменты. Судя по надписям, они были отлиты в Ярославле на колокололитейном заводе Товарищества Оловянишниковых, который славился по всей России.

Его колокола звонили в храмах и монастырях губернских городов, в селах и станицах, деревнях Центра, Юга, Севера России и Дальнего Востока. Их любили за благозвучность и мелодичность. Внешние колокольные поверхности имели богатый орнамент, рисунки были разнообразны и привлекательны – тоже нравилось заказчикам. Каждый колокол представлял собой единственное в своем роде произведение колокололитейного искусства. Владеть колоколами Оловянишникова было престижно, особенно когда пошли заказы на них для придворных церквей, и не только в России, но и зарубежья.

Как сообщила Ирина Талдыкина, в результате проведенных исследований стало возможным точно определить, в какой период времени были приобретены эти колокола для Покровской церкви. На них имеется медальон с изображением императора Александра III и литой царский герб. Заводу Оловянишниковых разрешили изображать Государственный герб России с 1886 года – эта высшая для предприятия награда была получена на Московской Всероссийской выставке и подтверждена через десять лет на Нижегородской Всероссийской выставке. Период правления императора Александра III охватывает время с 13 марта 1881-го по 1 ноября 1894 года. Поэтому можно точно установить, что колокола для станичного храма были приобретены в 1886 – 1894 годах.

Кстати, в 1913 году Оловянишниковы получили особо почетное поручение. В Санкт-Петербурге возводился храм-памятник 300-летию царствующего Дома Романовых. На ярославский завод поступил заказ сделать ансамбль колоколов для храма, каждый из которых был посвящен одному из членов царской династии. На колоколах – литые барельефы в виде медальонов с портретами. На противоположной стороне – изображение герба Дома Романовых.

Найденные в зарытом сундуке колокола принесли в храм Покрова Божией Матери хутора Новомаксимовский (станица Верхне-Чирская попала под затопление при заполнении Цимлянского водохранилища), и настоятель иерей Евгений Левшин сейчас отправил их на реставрацию в Москву. Новый храм построили на пожертвования жителей и земляков из разных городов страны и освятили 15 октября 2011 г. Жители хутора хотят после реставрации поместить их в этот храм, чтобы колокола со старой казачьей церкви звонили, как преемники православной веры, с колокольни новой церкви во имя Покрова Божией Матери.

Интересно, что несколько лет назад Цимлянское море сильно отступило от берега, обнажив надгробие упомянутого выше бывшего настоятеля местного храма – священника Леонтия Колышкина. А один из меценатов, строивший новую святыню, – Александр Елисеев – оказался потомком отца Леонтия. Недавно надгробие перенесли и установили рядом с выстроенным храмом – в назидание и память о священнослужителе.

Ещё примечательно, что сейчас на приходе звонят в колокол, выплавленный из снарядных гильз времён Великой Отечественной войны. Местный житель Дмитрий Пастухов долго собирал их в окрестностях, а затем пришёл к батюшке за советом: как использовать эти отголоски ушедших сражений? И отец Евгений благословил отлить из них колокол для церкви и сам повёз гильзы в Воронеж. Тамошний мастер сначала посчитал, что из-за большой примеси железа в исходном материале 260-килограммовый колокол звучать не будет. Но в итоге звук получился поразительно высоким и громким и далеко разносится по всей округе. Затем из гильз отлили ещё один колокол – поменьше, походный, как в старину было у казаков.

Надеемся, все они – и старинные, и современные – будут звучать вместе!

Сергей ИВАНОВ,
историк, кандидат философских наук

Публикация сайта Волгоградской епархии

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх