Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - По страницам истории - Что искал патер Браун на месте преступления?

Что искал патер Браун на месте преступления?

Что же это за место такое – Туманный Альбион? Загадочная Великобритания. Деревушки, сохранившие свой облик чуть ли не со времен короля Генриха VIII Тюдора. Болота и холмы, над которыми часто растекается серая пелена тумана, искажающая до неузнаваемости деревья, кусты и живые изгороди. Немногочисленные овцы, поедающие траву на лугах с видом чопорного лорда на приеме, организованном в его честь муниципалитетом. Столица – Лондон, с ее вечно кипящим и бурлящим населением и смогом, выползающим ниоткуда. Может быть, сама природа и виновата в том, что здесь получили распространение в литературе детективные истории. А люди полюбили и приняли их, стремясь прикоснуться к тайнам и загадкам, к играм ума, приводящим в конечном итоге добро к победе над злом.

Признанные мастера пера создавали свои произведения в детективном жанре на территории старой доброй Англии. Расскажем о писателе Гилберте Кийте Честертоне, родившемся 29 мая 1874 году. Ведь перу этого необыкновенного автора принадлежит весьма неординарный художественный образ сыщика-любителя – патера Брауна.

Два автора – два пути

Два знаменитых английских автора детективов – Артур Конан Дойл и Гилберт Кийт Честертон – появились на свет Божий в мае, однако наш сегодняшний герой была на пятнадцать лет младше своего знаменитого соотечественника. Личная жизнь его выдалась более спокойной, чем у сэра Артура. А вот писательская деятельность была не менее бурной. Честертон в 21 год занялся журналистской, публицистической и писательской работой, хотя полноценного высшего образования так и не получил. Известность на литературном поприще к нему пришла достаточно быстро. Основной сферой деятельности для него стала публицистика. Честертон даже получил в кругу издателей неформальные звания «короля эссе» и «мастера парадокса».

Продолжая проводить параллели между двумя великими писателями, можно заметить, что Честертон в духовном плане проделал путь, обратный сэру Артуру Конану Дойлу. Второй отошел от католицизма и через агностицизм, что называется, докатился до спиритуализма. Честертон, крещенный в Англиканской Церкви, в юности увлекшись «верчением столов», в зрелые годы перешел в католичество, вызвав бурю негодования у современников, на которую он серьезного внимания и не обратил – таков был его характер.

Карикатура Джеймса Монтгомери Флэгга
«Г.К. Честертон всегда говорит неправильные вещи в правильном месте».
1914 год

Художник слова

Недурственно рисовавший с юных лет, Честертон намеревался стать художником. Однако по-настоящему живописные образы удалось создать ему именно на страницах книг. Портреты честертоновских героев – будь то роман или крошечный рассказ – всегда яркие, красочные, но в то же время лаконичные. Двумя-тремя предложениями, как умелый живописец парой мазков, писатель научился передавать самую суть любого персонажа.

Романы «Наполеон Ноттингхилльский», «Человек, который был Четвергом», «Перелетный кабак», «Возвращение Дон Кихота» можно смело отнести к жанру «альтернативной истории». За произведением же «Шар и крест» проглядываются контуры антиутопии. А еще он прославился в качестве апологета христианства в XX веке и автора религиозно-философских трактатов, написанных в форме живой и увлекательной. Таковы его «Вечный человек», «Ортодоксия», «Франциск Ассизский» и «Фома Аквинский».

Честертон обладал еще и поэтическим даром, но о нем обычно говорят меньше.

Любопытный случай произошел 23 июня 1917 года. На одном из приемов в Лондоне Гилберт Честертон встретился с русским поэтом и офицером Николаем Гумилевым, шокировавшим писателя идеей передать всю власть в мире поэтам. «Мастер парадокса» Честертон издевку и провокацию Гумилева не понял и записал:

«Случилось это у леди Джулиет Дафф. Среди гостей был майор Беринг, который привел русского в военной форме. Говорил он по-французски, совершенно не умолкая, и мы притихли; а то, что он говорил, довольно характерно для его народа. Многие пытались определить это, но проще всего сказать, что у русских есть все дарования, кроме здравого смысла.

Он был аристократ, помещик, офицер царской гвардии, полностью преданный старому режиму. Но что-то роднило его с любым большевиком, мало того – с каждым встречавшимся мне русским. Скажу одно: когда он вышел в дверь, казалось, что точно так же он мог выйти в окно».

Здесь можно отметить только следующее: России Честертон не знал, а Николаю Степановичу приписал поместье, которого даже у его отца отродясь не было. В данном случае здравомыслие оказалось не на стороне самого Гилберта Кийта. Что же поделать тут, если русский огонь совершенно не совместим с английской водой?..

Гилберт Кит Честертон за работой. 1905 год

Христианский детектив: в поисках греха

У массового читателя (в том числе в России) Гилберт Кийт Честертон обрел популярность из-за детективных рассказов, где главным героем выступает католический священник Браун. Об имени этого сыщика-любителя автор ничего не сообщает, ограничиваясь в рассказе «Око Аполлона» буквой «J» перед фамилией. Думается, что этот факт неслучаен. Не секрет, что образ патера Брауна имеет прототип в лице Джона О’Коннора, друга и священника, обратившего самого Честертона в католичество. В 1937 году О’Коннор выпустил книгу «Отец Браун о Честертоне».

У патера Брауна есть свой Ватсон – Эркюль Фламбо (бывший преступник, вытащенный священником из криминальной клоаки и ставший частным детективом). Поневоле возникает вопрос: не слямзила ли Агата Кристи имя сыщика Пуаро у Честертона? Впрочем, ничего ужасного в этом и нет, авторское право на имена пока не распространяется. Да и Эркюль Пуаро Агаты Кристи по физическим и умственным данным более схож с отцом Брауном, чем с Фламбо.

Отец Браун, ведя расследование, отчетливо понимает, что за преступлением всегда скрывается чей-то нераскаянный грех. И священник, раскрывая убийство или воровство, старается не только найти истину, но и привести совершившего злодеяние к покаянию.

«Простак-холостяк» Браун (как его обозвал в рассказе «Сапфировый крест» Фламбо) оказывается умнее и начитаннее окружающих его людей, получивших первоклассное, но современное образование. В рассказе «Проклятие золотого креста» патер находит преступника по поведанной им же исторической выдумке: «У людей средних веков были свои пороки и свои трагедии. Иногда они мучили и сжигали друг друга. Но образ человека, лишенного Бога и надежды в этом мире, человека, ползущего, как червь, навстречу смерти, потому что никому нет дела, существует он или нет, – это не образ средневекового сознания. Это продукт нашей научной экономической системы и нашего прогресса… Это не рассказ из истории средних веков; это и не легенда о средних веках. Ее сочинил человек, чьи представления почерпнуты из романов и газет».

Иллюстрация Сиднея Сеймура Лукаса
к рассказу «Неведение отца Брауна».
1911 год

Через патера Брауна Честертон говорит читателю о серьезных проблемах мира, потерявшего по своей воле Христа Господа нашего. Характерно это для рассказа «Вещая собака», где преступление могло быть не раскрыто из-за помех, устраиваемых людьми, не верящими в Бога, но поклонившимися суеверию:

«Вас коснулось поветрие, которое в наше время распространяется все больше и больше… Люди утратили здравый смысл и не видят мир таким, каков он есть. Теперь стоит сказать: «О, это не так просто!» – и фантазия развертывается без предела, словно в страшном сне. Тут и собака что-то предвещает, и свинья приносит счастье, а кошка – беду, и жук – не просто жук, а скарабей. Словом, возродился весь зверинец древнего политеизма, – и пес Анубис, и зеленоглазая Пахт, и тельцы васанские. Так вы катитесь назад, к обожествлению животных, обращаясь к священным слонам, крокодилам и змеям; и все лишь потому, что вас пугает слово «человек»».

Смеем утверждать, что в рассказах об отце Брауне и раскрывается весь Гилберт Кийт Честертон, весь алгоритм его творчества: писательского, поэтического и публицистического. О том, что за образом Патера Брауна кроется самый настоящий живой Честертон, говорят и исследователи его жизни и творчества, например, Наталья Трауберг, которая буквально открыла его советскому читателю.

Писатель предупреждает, что чем безбожнее общество, тем меньше в нем человечности. Тем самым мир людей теряет все резоны своего существования. Честертон показывает, что только человек, ищущий Бога, находит и «ближнего своего». А полюбивший «ближнего своего, как самого себя» не может оставаться атеистом.

Александр ГОНЧАРОВ

Публикация сайта «Православное Осколье»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх