Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - По страницам истории - Монахини на войне: быть первой

Монахини на войне: быть первой

03:00, 02 сентября 2023
По страницам истории

Сколько их, душу положивших за други своя… Сколько тайных молитвенников и молитвенниц, творивших подвиг любви ко Христу и милосердия к ближнему в непростые годы Великой Отечественной войны. Эти имена открываются не сразу, и именно тогда, когда события их жизни, как некий духовный костыль, помогают нам переживать испытания и не предавать правду. Воинский подвиг монахинь Кесарии (Алешиной) и Виталии (Барабановой) представлен в экспозиции Брянского краеведческого музея. В канун 78-й годовщины окончания Второй мировой войны попытаемся восстановить ход событий их трудных судеб на основе рассказов монахинь Серафимы (Голосовой), Тавифы (Новиковой) и очерка о Петропавловском монастыре, составленного игуменией Сергией (Ежиковой).

«А на что я тебе?» – «На всю жизнь»

Монахиня Кесария (Ксения Ивановна Алешина) родилась 24 января 1899 года в деревне Алексеевке Рославльского уезда Смоленской губернии (сейчас Клетнянский район Брянской области). Юную Ксению отец привез в известный на всю дореволюционную Россию Петропавловский монастырь в 1915 году. Почему? То ли семья была многодетной и устройство девушки в обитель снимало многие проблемы, то ли с детства она выказывала приверженность вере и ей не было места в миру. Скорее всего, верно и то, и другое.

Ксения рано полюбила богослужения, церковный Устав и, обладая прекрасным слухом и голосом, ангельски пела на клиросе. Строгость аскезы, ответственность к послушанию, монастырская убогость, которая могла напугать мирскую девушку, – все легло на подготовленную почву. Прижилась и какой дала духовный плод…

Возможно, именно в эти годы она сблизилась с Дарьей Никифоровной Барабановой, которая пришла в монастырь чуть позже, в 1917 году, из деревни Ореховичи (теперь поселок Выгоничи).

«А на что я тебе?» – «На всю жизнь».

На этапе – «Христос Воскресе!»

Испытания для обеих девушек начались сразу после 1917-го. В 1921 году обитель закрыли. Монахини, не уехавшие к родственникам, осели близ монастыря. Ксения Ивановна, оставаясь послушницей, поступила сиделкой в 3-ю Советскую больницу Брянска и продолжала петь на клиросе, только в Горне-Никольском храме. Жила на Верхней Лубянке с 70-летней монахиней Антонией (Белоусовой), молилась и ухаживала за страждущими. Говорят, медицинская одежда Ксению украшала, подчеркивая сердечность и душевную чистоту.

Дарья Никифоровна в эти годы жила в бывшем монастырском корпусе, занималась рукоделием – простегивала одеяла, вышивала. Праздности никто из них никогда не знал. Трудились и, главное, собирались на богослужения.

Скорее всего, именно в эти годы Ксения Ивановна и Дарья Никифоровна приняли постриг с именами Кесария и Виталия.


Новая власть недолго попустительствовала тайным собраниям: в сентябре 1930 года около двадцати монахинь бывшей Петропавловской обители были арестованы по обвинению в том, что «входили в состав контрреволюционной группировки церковников, проводили среди населения антисоветскую агитацию с целью организации масс на открытое выступление против советской власти». Кесарию и Виталию приговорили к трем годам лагерей.

Монахиня Тавифа: Матушка Виталия как-то проговорилась о том, что в камерах даже присесть было негде, только стоять. Или к стене прислониться… Сутками! На измор брали. На наши восклицания и сетования: «Матушка, как выжили?» – отвечала: «Господь укреплял».

На этапе монахинь предупредили, чтобы они не пели и вслух не молились. И, тем не менее, на Пасху разнеслось окрест: «Христос Воскресе!»… Что-то удержало руку конвоиров от ударов. Мало того, матушке Кесарии было поручено присматривать за детьми начальника лагеря, который разрешал ей тайком носить пищу другим монахиням, сидевшим в одиночках…

Война «сосватала»

Воистину «то, что нас не убивает, делает сильнее». Три года тяжелейших испытаний не сломили, не ожесточили, наоборот – монахини вернулись в Брянск закаленными, духовно сильными личностями, готовыми к самопожертвованию ради ближнего. Рядом с Кесарией отогревались детские сердца в яслях № 6, куда она была принята на работу, параллельно в 1940-м окончила школу медсестер. И все это время молилась.

Монахиня Тавифа: Мать Кесария рассказывала, что еще до закрытия монастыря ей приснился сон: «Подходит ко мне военный с цветами и говорит, мол, я пришел к тебе свататься. Я отвечаю, что я монахиня, Богу дала обет, не пойду за тебя замуж. А он: нет, мол, пойдешь. Я испугалась и – проснулась. Наутро рассказала о тревожном сне матушке игуменье. А она мне в ответ: «Деточка, ты на войну пойдешь. Сосватали тебя военные!»

…Началась Великая Отечественная. 12 июля 1941 года монахиня Кесария была переведена в эвакопункт, через месяц поступила в госпиталь 6-й Гвардейской танковой армии. Это был и ее фронт, и ее храм, где она совершала свой подвиг милосердия и молитвы. Число раненых в палате достигало 350 человек, и каждый чувствовал ее внимание и сопереживание боли. В представлении к награде читаем: «Палатная медицинская сестра терапевтического отделения своей чуткостью и материнским отношением к больным воплощает лучшие традиции русских сестер милосердия».

Однако за жертвенностью и милосердием скрывались решительность и строгость. На фронте, когда начиналась бомбежка, все старались держаться поближе к Ксении Ивановне и молиться. А однажды был такой случай. К поезду подбежал напуганный ребенок. Он потерял маму и, не переставая, звал ее, рискуя попасть под колеса. Не раздумывая, монахиня Кесария прыгнула с подножки, оттолкнула малыша в ров, тем самым спасла его от гибели, а себе разбила лицо, ударом о землю у нее оказались выбиты верхние зубы…

Ксения Ивановна награждена медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги» и «За победу над Японией». Кроме того, за личные подвиги была представлена к правительственной награде – ордену «Красная Звезда». К наградному списку монахини Кесарии следует добавить медаль «За боевые заслуги», Патриаршую грамоту, орден Отечественной войны (II степени) и юбилейную медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Что касается монахини Виталии, она также принимала участие в боевых действиях, но свидетельств о тех годах не оставила.

«Нам всегда было хорошо…»

Монахини Кесария и Виталия после демобилизации в 1946 году вернулись в родную Петропавловскую обитель, открывшуюся в годы Великой Отечественной войны. Кесария продолжала работать медсестрой, Виталия трудилась на швейной фабрике. Жили в одной келье, где стол да две кровати. Послушание несли прежнее – регентовали. С радостью принимали тех, кто пробовал петь, учили молитве… «Виталия была пожестче, а Кесария терпеливее, но, несмотря на разницу характеров, так благодатно было с ними рядом! Надежно. Отогревалась душа», – вспоминает подвизавшаяся тогда на клиросе Зинаида Гавриловна Новикова, будущая монахиня Тавифа.

Монахиня Серафима: Какой Кесария была? Очень преданной Богу. Соблюдала правила. Чтобы все было четко и правильно. Чтобы в храм заходили, как положено одеты, не накрашены… Но грубо не останавливала – могла подойти и тихонечко сказать: мол, деточка, юбочку подлиннее бы тебе и краску смыть – была бы красавица. При этом о храме расскажет, о вере… Она очень добрая была. Человек ведь чувствуется по душе, какой он. Одно дело – строго говорить, а другое – с любовью, мирно наставлять… Потом и самой стыдно станет, что без платка в храм зашла… Ее все любили! И Кесарию, и Виталию.

Однако это была внешняя сторона их жизни. Преследования и гонения на них, правда, не столь откровенные, как в 1930-м, не прекращались… Мало кто знал, что обеих часто беспокоили соответствующие органы – не только о войне рассказать юному поколению, но и на «гражданскую зрелость» пройти проверку.

Порой они вызывали недоверие и среди насельниц обители: мол, воевали, «красные» – значит, новой власти служат… Однако монахини жили внутренней жизнью и никогда не жаловались. Говорили, что им всегда было хорошо. Пережив лагерь и войну, не знали страха, кроме страха Божия, и только радовались скорбям: мол, значит, можем Господу послужить…

«А была бы ты у нас игуменья!»

Страдания и непрестанная молитва очищали сердца матушек, взращивали духовную зрелость, давшую свои плоды. Например, дар прозорливости. Монахиня Кесария как-то сказала портнихе Марии Шагаровой, у которой были светская работа, дети, муж: «А была бы ты у нас игуменья!»

Шагарова познакомилась с матушками в трудный период своей жизни – у нее умерла мама. Кесария и Виталия утешали ее, сблизились, подружились. И через некоторое время мастер по пошиву одежды Мария Шагарова стала игуменьей Мариам и занялась возрождением древнего Николо-Одрина монастыря под Карачевом…

«Чисты в молитве, преданы Богу…»

Многими дарами наградил Господь монахиню Кесарию. Помимо прекрасного голоса (чистоту и ясность его матушка сохранила до 90 лет!) она привлекала душевной чистотой. Щедрость ее порой не знала границ. «Помню, увидела на мне, молодой еще, новый платок и обрадованно воскликнула: «Как хорошо! Хочешь, я дам тебе денег, купи себе еще что-нибудь красивое», – вспоминает мать Тавифа.

Монахиня Тавифа: Это люди глубокой духовности и скромности. Чисты в молитве, преданы Богу – и больше ничего на уме. Твердость же и настойчивость могли проявить в том, что касается послушаний и заповедей Божиих. Выполняли все, что положено монашествующим. Это внешне. А как внутренний путь складывался, о том один Господь ведает…

Сами же монахини соблюдали аскезу во всем. «Пост пришел – наша еда капуста да картошка». А дело – послушание. Сосредоточенны и немногословны. Вместе со священником держали молитвенный дух в храме и того же требовали от тех, кто подвизался на клиросе.

При строгости к себе – ласка и искренность к входящим.

Монахини ненамного пережили друг друга. У обеих с годами вызрели серьезные болезни, которые физически и сломили их. Кончина Кесарии была тихой и светлой, она преставилась 13 ноября 1986 года. А через пять лет, 29 ноября 1991 года, ушла в мир иной монахиня Виталия. Погребены они на центральном кладбище Брянска в одной могиле с монахинями Петропавловского монастыря Неониллой и Акиндиной.

Реабилитированы Прокуратурой Брянской области 5 июля 1989 года наряду с остальными репрессированными насельницами обители.

«Знаешь ли ты, – писал преподобный Алексий, зосимовский затворник, одной из своих духовных чад, – что люди оттого только и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распятого нас ради. Помни: где горе и беда, ты должна быть первой». Быть первой. Брать на себя чужое душевное страдание. Нырнуть туда, где боль и горечь. Стать нервом и опорой. Монахини Кесария и Виталия жили именно так. А мы сможем?

Елена СТАРОДУМОВА
Фото Владислава Абакумова,
из архива
монахини Серафимы (Голосовой),
архива Брянской епархии

Публикация журнала «Брянские миряне»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх