Home / По страницам истории / Ходил по Святой Земле, возносясь духом до Небес

Ходил по Святой Земле, возносясь духом до Небес

В предпразднство Рождества Христова мы погружаемся в контекст Евангельских событий, происшедших более двух тысяч лет назад в далеких от нас местах, которые называют ныне Святой Землей. И, наверное, многих в тот или иной период жизни посещает горячее желание побывать там, ступить на ту землю, по которой ходил Спаситель, прикоснуться к камням пещеры, где произошло Рождество, поклониться многим святыням, молчаливо свидетельствующим о земной жизни воплотившегося Бога Слова. Такое паломничество и в наши времена является большим событием и хоть на какое-то время вырывает отправившегося в путешествие к Святой Земле из обычного течения будней, что же говорить о паломниках прошлых веков? О том, какой отпечаток наложило совершенное паломничество на всю жизнь обычного крестьянина, рассказала одна потерянная, казалось бы, рукопись…

Благочестивый крестьянин села Чистое Челябинского уезда Оренбургской губернии в 1911 году совершил паломничество на Святую Землю. По пути паломники-мужчины побывали еще и на Святой Горе Афон, совершая путешествие на пароходе «Тигр» из Одессы.

Событие, достойное внимания. Хотя в самом по себе посещении Иерусалима или Афона русскими паломниками ничего необычного не было: во второй половине ХIХ – первой половине ХХ века весьма многие наши соотечественники совершали путешествие на Святую Землю. И пусть послушать рассказ о паломничестве Александра Ивановича Брюхова собиралось все село, событие это так и осталось бы делом семейным рода Брюховых, а то и лично Александра Ивановича. Но было одно обстоятельство, которое сделало эту историю событием, достойным внимания потомков.

Александр Иванович написал о своем паломничестве книгу. Кто-­то называет ее «рукописью», потому что напечатана она была только в 1998 году. Но это мало что меняет. Важно, что автор отразил и запечатлел свой опыт в письменном творении, и с этого момента мы уже имеем дело с документом эпохи. Но и это еще не делает историю Брюхова по-­настоящему Событием (с большой буквы). Таковым делает ее содержание передаваемого опыта.

«Иисус Христос на небе!»

Что же такого необычного содержит этот документ? Ответим кратко. Это опыт богообщения человека из народной глубинки, переданный бесхитростным и освященным благодатью Духа Святого слогом. То есть человек ногами ходил по Святой Земле, а духом возносился до Небес… Так что и сам не мог иногда точно сказать, «в теле был или вне тела». И крестьянское здравомыслие автора только добавляет веры всему тому, что он пережил.

Заметим, кстати, что паломничество нашего героя началось задолго до путешествия в Иерусалим. Приведем только одно свидетельство.

Александр Иванович пишет: «Будучи десяти лет во втором классе училища, в девятом часу утра с собравшимися у школы учениками я увидел на небе полотно, на полотне буквы – пресладкое имя Иисуса Христа, украшенное различными тенями радужного цвета. В неизреченном восторге, пав на колени, я взывал: «Братцы, молитесь, молитесь, Иисус Христос на небе!» Они, окружив меня, говорили: «Смотрите, какое у него лицо». Идут в класс. Я и их останавливал, говорил: «Взгляните, взгляните, Иисус Христос на небе!» Потом я прилежно рассматривал каждую букву имени и тени. Сердце мое горело, как огонь, и таяло, как воск. Солнце же я искал глазами и не видел. Видение это продолжалось около получаса и постепенно исчезло».

После таких откровений Саша начал томиться душой, хотел уйти в монастырь. И почти уже ушел по-тихому, никого не предупредив, да промыслительно встретил на дороге взрослого человека из села, который трезвым словом вернул его обратно.

События в жизни и в душе Александра Ивановича с детских лет развивались как бы в двух планах – земном и небесном. И часто эти планы пересекались, проникали друг в друга.

«Была большая картина «Гора Афон» на стене избы, – пишет Александр Иванович. – Я бабушке Лукерье говорю: «Что бы мне побывать на этой горе». Она говорит: «Дивья гора, сынок, какой ты был бы счастливый, удел, жребий Божией Матери. Поклонися горе Афонской. А потом недалеко до Иерусалима ехать». Как хотелось мне. Бабонька говорит: «Да, сынок Шура, молись Богу, Господь сподобит сходить тебе». Вот как бабушка спророчила. И действительно ее слова сбылись. Я был на девятнадцатом году, а сбылось после призыва на двадцать третьем году».

Ищите прежде Царства Божия

Александр Иванович Брюхов всегда в жизни следовал заповеди: ищи прежде Царствия Божия, а все земное приложится. И Божие благословение было на всех делах его.

Старших слушал. По совету бабушки женился, жена попалась хорошая. Обзавелись детьми. И шагу не делал без благословения отца Михаила Троицкого, священника местного сельского храма во имя великомученика Димитрия Солунского, и старца Анастасия.

Собрав однажды невиданный урожай пшеницы и выгодно его продав, Александр Иванович скопил денег и получил благословение отправиться в паломничество на Святую Землю вместе с сестрой Ириной. Об этом путешествии он и рассказывает в своей рукописи. Однако записывать воспоминания о паломничестве он начал не тотчас, а лет через двадцать. Почему так?

Сохранить опыт веры

– Есть сведения, что Александр Иванович Брюхов писал свою книгу о паломничестве на Афон и Святую Землю в 1930­-е годы, – рассказывает хранитель Музея истории Православия на Южном Урале Анна Усманова. – Почему спустя двадцать лет он возвращается к этой теме? Давайте посмотрим, что происходило в ту пору в Челябинске, в области, во всей стране. К 1930-­м годам большинство храмов Челябинска были закрыты, разрушены, многие церковные строения просто поменяли свое назначение. К 1932 году нет уже ни Христорождественского собора, ни храмов Одигитриевского женского монастыря. В 1933 году – снова голод, почти такой же жестокий, как в 1922-­м. И даже небывалый урожай 1935 года не помогает православным. Потому что советское государство расторгает договора аренды с церковными «двадцатками» и забирает храмы области под зернохранилища. Что говорить о 1937 годе… Кровавый серп репрессий прошелся по духовенству, которое к тому времени еще оставалось, по всем церковникам, по людям православным, да и по всем жителям нашего региона.

После того, как в стране началось раскулачивание, Брюховы переехали из Чистого в Челябинск. Это произошло в 1929 году. Православные храмы в Челябинске закрывались или ровнялись с землей. И Александр Иванович, беседуя со старцами во время паломничества, уже загодя, похоже, знал, что так может быть, и был ко многому готов.

Во дворе своего дома в Челябинске Александр Иванович соорудил небольшую часовенку, которая снаружи напоминала сарай или чулан. Никто и предположить не мог, что внутри этого неказистого строения теплится молитвенная жизнь. В это же время он записывает свои воспоминания о паломничестве. Есть предположение, что он записывал воспоминания не просто «для памяти», а делился ими с прихожанами Симеоновской церкви. Однако в какой­-то момент рукопись была им свернута и спрятана в часовне. Почему-­то никому из потомков Александр Иванович ее не стал передавать. Можно предположить, что он не хотел никого подвергать опасности – рукопись могла быть обнаружена, и владелец ее мог пострадать от безбожных властей. Но, вероятнее всего, автор все это сделал, полагаясь на волю Божию. А первоначально испросил в молитве вразумления свыше, как лучше поступить.

Необыкновенная находка

Рукопись была обнаружена в 1995 году внуками Александра Ивановича. В 1998 году значительная часть ее была издана усердием челябинских православных энтузиастов под эгидой Ольги Новгородцевой, руководителя пресс-­службы Челябинской епархии, ныне монахини Феодосии, старшей сестры монашеской общины в селе Булзи – подворья Челябинского Одигитриевского женского монастыря.

– Он построил себе часовенку, которая со стороны не выглядела как часовенка, – рассказывает монахиня Феодосия. – Он ее замаскировал, сделал в ней келью себе. Здесь Александр Иванович уединялся и молился, жил в этой келье и писал в ней свою рукопись. Когда написал, то спрятал рукопись где­-то в досках этой часовни. А когда он почил, часовня пришла в негодность. И родственники решили снести ее: думали, сарайка какая-­то. Когда строение сносили, эту рукопись обнаружили.

Прихожанин Симеоновской церкви в 1990-­х Владимир Ларионов рассказывает: «Дневник был найден чудесным образом. Когда ломали строение, где жил и молился Александр Иванович Брюхов, там, в косяке дверном, обнаружили дневник. Он решил дневник этот никому не передавать, а положился на волю Божию, и поэтому спрятал его в косяке. Когда же начали ломать, чудесным образом обрели этот дневник. Он ходил по рукам у верующих, там очень красивым почерком было все написано, и мы читали и даже копировали его полностью».

Рукопись – это тетрадь примерно в сто листов, исписанная убористым, хорошо разборчивым почерком. Матушка Феодосия также называет ее «дневником», хотя по жанру это ближе к мемуарам или паломническим хроникам.

Будучи филологом, монахиня отмечает особый стиль Александра Ивановича, так что рукопись приходилось «расшифровывать», чтобы верно передать мысли и чувства автора. Этим занялась чета православных краеведов Щегольковых – Александр Григорьевич и Любовь Аркадьевна. Собственно, один из внуков Александра Ивановича, Михаил Брюхов, звонарь храма преподобного Сергия Радонежского в Челябинске, и принес рукопись Александру Щеголькову.

– И когда мы увидели эту рукопись и стали ее читать, поняли, что это нечто необыкновенное, что это свидетельство, которое духоносно само по себе, – рассказывает матушка Феодосия.

«Симеоновская горка»

Вторая половина 1990-­х в Челябинске было временем издательского бума, когда множество новых периодических изданий, журналов и альманахов, литературных, духовных и общественно-­исторических, появлялось и исчезало. По предложению Александра Щеголькова было решено издать рукопись в новом альманахе – Челябинском краеведческом журнале «Симеоновская горка». Православные энтузиасты решили сделать издание периодическим, и первый выпуск открывался публикацией рукописи Александра Ивановича Брюхова «Паломничество в Святой Град Иерусалим». Название журналу придумал Александр Григорьевич, прихожанин Симеоновского храма.

– Храм действительно на горе стоит, – поясняет матушка Феодосия. – И в народе это место всегда называли Симеоновской горкой. Это же кладбищенский храм – Симеоновский. Я, когда была маленькая, жила в тех краях. Помню храм кладбищенский, вокруг которого были заросли. Я даже помню там остатки памятников, крестов. А потом, когда котлованы под наши дома копали, под хрущевки, все время попадали на могилы.

В 1998 году издали вторую часть рукописи – она более проста для понимания, здесь больше действия и меньше религиозно­-богословских рассуждений. Напечатали 500 экземпляров, и это была целиком и полностью частная инициатива. Матушка Феодосия даже точно не помнит, брали ли благословение архиерея на это издание. Издавали для себя, и через церковную лавку альманах распространять не планировали. Весь тираж разошелся очень быстро, среди своих.

Второй выпуск «Симеоновской горки», с первой частью рукописи Александра Ивановича, увидел свет лишь через два года – в 2000-м. Издание осуществлялось по благословению владыки Иова (Тывонюка), общая редакция – священника Димитрия Алферова, тогдашнего руководителя Миссионерского отдела Челябинской епархии. После этого «Симеоновская горка» стала по­-настоящему периодическим изданием и долгое время выходила регулярно.

Проповедь о Новом Иерусалиме

После Великой Отечественной войны Александр Иванович Брюхов был прихожанином Рождество­Богородцкой церкви, стоявшей в районе железнодорожного вокзала. Тогда церковь эта была кафедральным собором Челябинска.

– Прихожане храма Рождества Богородицы, который находился в районе железнодорожного вокзала, и прихожане нашего Симеоновского храма после богослужений встречались с Александром Ивановичем; он рассказывал им о замечательных днях своего паломничества и на Афон, и на Святую Землю. И, конечно, для них это было большое утешение в те суровые годы, тяжелые годы испытаний, – говорит Анна Усманова.

Отношение к жизни и людям было у Александра Ивановича благоговейным, исходящим из глубины его смиренного сердца. Особенно ярко это проявилось в его отношении к духовенству: к отцу Михаилу Троицкому, к старцу Анастасию, к старцу Исидору Афонскому. Они все его тоже очень любили и наставляли на путь духовной жизни. Это трепетное отношение к жизни и святости отразилось и в дневнике Александра Ивановича – недаром же первые издатели отметили, что книга проникнута «пасхальной радостью и светом».

В 1961 году церковь Рождества Богородицы в Челябинске снесли, а Александр Иванович вместе с другими прихожанами перешел в Симеоновскую церковь, единственную оставшуюся в городе. Прихожанам Симеоновского храма «старец Александр» запомнился как человек высокой духовной жизни, очень скромный в личном общении, но всегда отзывчивый, готовый дать душеполезный совет. Отошел ко Господу Александр Иванович в 1965 году, на третий день Святой Пасхи. Последним его земным пристанищем стало челябинское Успенское кладбище.

Знакомство с рукописью не оставляет сомнений: путешествие в святой град Иерусалим стало центральным, важнейшим событием в жизни Александра Ивановича Брюхова. «Путешествие его в святой град Иерусалим земной совпало с внутренним духовным постижением столь им вожделенного Иерусалима Небесного, которое готовилось в сердце его с самого детства», – говорится в предисловии к изданию рукописи в «Симеоновской горке».

Далеко не случайно первая часть рукописи – богословская по содержанию. О Небесном Иерусалиме и пути к нему. А вторая – уже о земном: о детстве, юности, подготовке к паломничеству и самом паломничестве.

– Удивительным образом у нас в Музее истории Православия на Южном Урале оказалась ксерокопия этой рукописи, – рассказывает Анна Усманова. – Листая ее страницы, мы видим почерк, весь этот текст. Невероятная теплота от страниц исходит.

В отношении рукописи Александра Ивановича Брюхова предстоит еще немалая работа. Во­-первых, над музеефикацией оригинала, чтобы сохранить его для потомков. Во-­вторых, над изданием обеих частей, а это невозможно без кропотливого филологического и исторического анализа, потому что современному человеку многие места текста будут непонятны. Будем молиться, чтобы Господь все управил наилучшим образом, и у всех, кто желал бы ознакомиться с ярчайшим документом эпохи, была бы возможность это сделать.

Игорь СТЕПАНОВ

Публикация сайта Челябинской митрополии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *