Но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16. 33). В то самое время, как наш мир в очередной раз одномоментно схлопнулся, конечно, хочется впасть в нравоучения, указать на ошибки и потоптаться на разъевшей человечество греховности. И непременно начать клеймить всех вокруг: вот, допрыгались, нечестивцы! Так вот вам всем и надо. Но таким образом могут себя вести только гремучие сектанты, цель которых – запугать всех вокруг и на страхе прирастать адептами, уничтожать людей и самоутверждаться на горбах других. А что же мы, церковные люди? Что родим в это странное время мировой самоизоляции из-за пандемии коронавирусной инфекции, погрузившей левых и правых, либералов и ретроградов, верующих и неверующих в одни лабораторные колбы? Итоги первой карантинной недели в России, с 28 марта по 5 апреля 2020 года, в ЕЖенедельном комментарии главного редактора портала «Приходы».
Помните, в священных текстах часто встречается фраза учеников Христа, обращенная к Богу: «Для чего это было?» Мы с вами сейчас находимся в эпицентре этого «это было». Понять, для чего оно, все мы сможем, когда выйдем из него. Уверена, выводов будет предостаточно и долгое время, потому что сей час – лишь элемент большого пути человечества к последним временам. Но было бы слишком амбициозно и горделиво думать, что именно теперь наступает на Землю апокалипсис. Разве дошло слово о Христе до самых до окраин? Разве видим мы множество других признаков, упомянутых апостолом Иоанном Богословом в Откровении? Однако же и делать вид, что ничего не произошло, и жить, не обращая внимания на события начала 2020 века, было бы весьма специфической формой прекраснодушия и потворством духовной близорукости.
Новая реальность, совпавшая с Великим постом и подготовкой к празднованию Светлого Христова Воскресения, удивительна. В ней члены семьи вновь под одним кровом: учатся быть вместе, слышать и видеть друг друга, не спешить и делать что-то сообща. Общество атомизировалось до предела, но в тот же самый момент эти атомы уплотнились внутри себя, приросли, скрепились – через семейное заточение, через невозможность вырваться наружу, через сужение мира до предела скворечника в многоэтажке (кому-то повезло, и его мир более широк – равен дачному участку или загородным угодьям в сельской местности). Как-то сразу выяснилось, что та ценность, о которой нам твердят с детства, оказывается, и самое большое богатство в жизни, и самое большое искушение. Нам ведь как говорили? Человеку «обязательно нужно жениться или выйти замуж», «нарожать детей», а то ведь не по-людски. Совершенно очевидно теперь, что соблюдение формализма в таких делах – хорошая ширма в мире суеты и атомная бомба в период карантинного испытания. Безгранично жаль, если семьи не смогут пережить самоизоляционный кризис и распадутся. Но хочется надеяться, что большинство семей все-таки переродится, найдет что-то новое или вернется к корням, забытым в пустой беготне родовым традициям. Например, станут вновь нормой семейные обеды или ужины, совместный досуг без праздных компаний. Чтение и размышление, просмотры фильмов и их обсуждение. И, конечно, мы все иначе посмотрим на Божий мир, когда станем вновь без чьих-либо разрешений покидать свои жилища. Будем рады свежему воздуху и возможности бывать беспрепятственно на улице, даже когда там холодно и колко.
Великий пост ведь для того и есть в жизни, чтобы сбросить все то лишнее, что мы на себя нацепили с прошлого праздника Пасхи до нынешнего Пасхального торжества. Почему-то весной духовной 2020 года Господь нам дал в полной мере прочувствовать ценность жизни и каждому вручил средство для обновления себя. Как бы страшны ни были причины пандемии, христианину в этих условиях можно только усилить благодарственные молитвы, ибо Бог избавил нас от необходимости оправдываться и сокрушаться, что «работа-нагрузки-обязанности и вот… опять не прочитал Евангелие постом, или ни разу не помолился спокойно дома, или не прочитал ни одной полезной книги, или не посмотрел фильма для возрастания души и ума…». Сегодня и до самых Страстных дней и даже после чествования Святой Пасхи у нас есть все то, что преобразует нас в «новую тварь», с истинным ликованием произносящей в Фомино воскресенье Воскресшему Спасителю: «Господь и Бог мой» (светилен в Антипасху).
Но карантин может быть полезен обществу не только потому, что позволяет людям избавиться от мишуры и наносного в жизни. Самоизоляция открывает глаза на действительно сто́ящие вещи и те ценности, без которых мы превращаемся в бесчувственных болванчиков. Многие из нас, особенно жители городов и мегаполисов, привыкли видеть храмы открытыми, без особых подвигов бывать на богослужениях, в любой момент, по сути, зайти в дом Божий, по своему усмотрению приобщиться к церковному Таинству. Огромная часть паствы современной Русской Православной Церкви подзабыла об исповедничестве, а кто-то знает об этих временах только по рассказам других людей. Когда приходилось скрывать, что ты крещеный. Когда нельзя было просто так зайти в храм. Когда невозможно было достать ни Библии, ни молитвослова.
Нас критикуют, нам говорят, что слишком много понастроено храмов и создано приходов больше, чем нужно. Над нами насмехаются за наши религиозные чувства, а нам и дела нет. Иногда, бывало, огрызнемся, а так – пройдем мимо и ничего не скажем. Сегодня мы можем сколько угодно не замечать подобных агрессивных выпадов со стороны антицерковных сил. Поскольку новые самоизоляционные условия лишили нас самого главного – права свободно и без пропусков ходить в «понастроенные» храмы. Нет больше лени вставать в воскресное утро на литургию. Потому что нельзя на эту самую литургию прийти – режим такой. Ленись-не ленись, доленился. Наступил момент истины. Кто-то решит, что и правда, мир не рушится без посещения храма, что нет нужды в еженедельном причастии… Кто-то, напротив, изберет сугубо церковную жизнь, потому что оказался без нее, как рыба, выброшенная из моря, осознал ценность Воды Живой.
Ограничение в наших передвижениях поставило под удар полноценное существование Церкви в привычных в нынешнее время форматах. Последние тридцать лет мы наращивали массу. Теперь нам придется как-то в этом большом теле существовать. Неминуемо начнут открываться слабые звенья. Первоя из них – как содержать храмовые и монастырские здания, из каких средств возмещать коммунальные платежи? Церковь ведет масштабную социальную, просветительскую, культурную миссию, содержала до самого последнего месяца тысячи инициатив по воспитанию детей, молодежи. А сколько среди нашего духовенства и мирян многодетных? Все те, кто профессионально связал свою жизнь с Церковью, попали в число самых уязвимых в финансовом плане, а потому малоимущих граждан. Зарплаты, ЖКХ, вся деятельность Церкви покрывалась пожертвованиями прихожан, приобретающих свечи и передающих деньги на помин души о здравии и об упокоении. Из каких средств делать это в марте, в апреле 2020 года? А если, не дай Бог, все затянется? Храмы опустели, и на Мариино стояние народу на службе стояло меньше, чем в советское время.
Церковь – мощный гражданский институт, уникальный по своей природе, потому что вся ее деятельность охватывает миллионы людей, и при этом она построена на добровольных началах, на умении соединять людей. В последние годы получила широкое распространение практика народного финансирования (в интернете, на специальных площадках, когда ты описываешь свою идею, и другие начинают тебе на нее скидывать разные суммы денег). Так вот, Церковь на протяжении своего существования – это одна большая система народного соединения, а через это и финансирования социально значимых и актуальных инициатив. Но все это получается, когда нет препятствий для соединения. Великим же постом 2020 года такие препятствия не просто появились, но кажутся почти что непреодолимыми. Как тут не задуматься о природе коронавирусной заразы. Не от отца лжи ли она, ведь именно он на протяжении всех человеческой истории желает отвести людей от Бога, а последние две тысячи лет – всеми правдами и неправдами помешать сиянию Воскресения Христова над Землей.
Но как бы он не старался, мы-то уже точно знаем, что Христос воскрес из мертвых, смертью Своей смерть победил и всему человечеству – атеистам, агностикам, а еще критиканам, всяким там злонамеренным и нерадивым людям, в том числе и из христиан, даровал вечную Жизнь. Как бы кто не хотел сожрать празднование Пасхи и лишить Церковь, то есть крещеных людей, петь «Христос воскресе», мы знаем, что и эти смутные времена переживем. Сколько бы нас ни пытались принудить закрыть храмы, сколько бы ни держали верующих по домам без Таинств, плевелы будут отобраны от зерен. Карантинный Великий пост способствует оздоровлению церковного организма, в том числе и от тех, для кого Церковь стала прибежищем для сластолюбия, властострастия и наживы. Кто из нас окажется зерном, а кто плевелом, будет явлено по благовремении. Рано или поздно оно все равно наступит на главу всякой заразы.
Евгения ЖУКОВСКАЯ