4 февраля 2013 года Архиерейским Собором был принят документ, в котором отражена позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии.
Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия, констатировали участники Собора: «Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью».
Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей, отмечается в документе.
В нем предлагается богословское осмысление вопросов экологии, тема состояния окружающей среды рассматривается в преломлении литургической жизни Церкви, затрагиваются вопросы экологического воспитания, церковного участия в экологической деятельности, соработничества с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии.
Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28), поэтому человек является домоправителем сотворенного мира. «Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25)», — напоминают принявшие документ участники Архиерейского Собора. Таким образом, «в свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром».
Церковь призывает благодать Святого Духа не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Она всегда откликалась молитвой и трудом на события, требовавшие взаимодействия человека и природы, и на ситуации, в которых природные стихии становились для человека враждебными. А в условиях экологических кризисов и катастроф люди крайне нуждаются в молитвенной поддержке. Поэтому на Соборе была отмечена важность адаптирования и издания существующих и создания новых молебных чинов, в которых призывалось бы благословение Божие на сельскохозяйственную деятельность, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды. В дополнение к существующим могут быть созданы богослужебные чины и отдельные молитвы, возносимые во время стихийных бедствий и техногенных катастроф.
«Русская Православная Церковь утверждает, что человек изменяет окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преодоления духовного кризиса человечества, — говорится в документе. — Именно поэтому реальной альтернативой потребительству является христианский образ жизни: православие учит воспитывать в людях умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей, ответственность за свои действия, отказ от излишеств, в том числе от нерачительного использования продуктов питания, уважение к потребностям других людей, понимание важности духовных ценностей для каждого человека».
В принятой на Соборе «Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Эта деятельность в первую очередь должна быть направлена на свидетельство о том, что лишь воздержанность, уважение к другим и ответственность в каждом человеке, основанные на сознательном исполнении заповедей Божиих, позволят человечеству преодолеть возникшие экологические проблемы.
Как отмечается, экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы: «Тема экологии может рассматриваться как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений. Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств».
Одним из примеров воплощения в жизнь принципов, изложенных в принятом на Соборе документе по экологической проблематике, может стать создаваемый в Донской митрополии по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия духовно-просветительский экологический комплекс «Предтеченский посад».
На площади 25 гектаров в городе Азове будут построены скит с храмом в честь Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы, экологический центр с собственным парком, устроены молодежный лагерь «Россия», рекреационно-спортивная территория и бассейн для горожан.
Одна из отличительных черт комплекса – полная энергонезависимость и отсутствие загрязнения окружающей среды. Освещение и отопление зданий будет осуществляться при помощи солнечного питания, ветряных электростанций, теплонасосов. Выделенную территорию огибают водные артерии, делая место возведения комплекса островом, который с северной, южной и восточной стороны ограничивается притоком Дона рекой Азовкой, а с западной стороны – искусственным каналом.
Территориально комплекс расположен неподалеку от центра города, в пятистах метрах от главной магистрали города – Московской улицы. Площадь участка условно разделена на три равных части. Первая – скит в честь Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы и Духовно-просветительский центр Донской митрополии. В центре скита, в котором будет до десяти насельников, — храм в византийском стиле с верхней церковью в честь Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы и в расположенной в крипте церковью святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
За храмом, в парковом массиве, будет построен духовно-просветительский центр Донской митрополии. Здесь в будущем будут проводиться важные встречи, конференции и совещания по церковным и церковно-общественным вопросам, научные форумы.
Вторая часть территории – рекреационно-просветительская. Здесь предполагается размещение экологического парка и экоцентра, гостиничного комплекса «Предтеченский посад», Казачьего института, парка аттракционов для жителей Азова.
Третья, самая дальняя часть «острова» – этнокультурный молодежный лагерь «Россия», который займет пять гектаров. Территория его будет разделена на несколько участков, представляющих особенности регионов России. В административном корпусе, построенном в стилистике исторической застройки российской столицы, разместятся дирекция лагеря, сервисные службы и ресторан для посетителей. Большой киноконцертный зал по своей архитектуре будет напоминать постройки Санкт-Петербурга. Соответственно карте России здесь будут представлены западные области, Поволжье, Сибирь, северные регионы, Дальний Восток, Юг России, Северный Кавказ. На территории лагеря разместится спортивный комплекс, большой крытый плавательный бассейн, который смогут посещать как жители Азова, так и посетители лагеря.
25 декабря 2013 года проект был представлен общественности на заседаниях круглых столов в рамках парламентских встреч «Церковь и экология» и «Церковь, государство, СМИ». Проект представил настоятель Предтеченского подворья игумен Диодор (Соловьев).
Наталия Бубенцова