«Все грешат – чем мы хуже?», − нередко можно услышать от наших современников. Но кто хочет жить, тот должен возлюбить покаяние, ведь оно для согрешающих – источник жизни, напоминает митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии.
Христианская жизнь состоит из многих спасительных добродетелей, но человек, имея падшую природу, не в состоянии всю жизнь пройти исключительно по прямой линии, начиная от Крещения и до врат Царства Небесного. Ему часто приходится сходить на различные тропы, и каждый раз возвратиться назад он может только через покаяние. Если человек постоянно уклоняется, то тогда вся его жизнь состоит из одного покаяния.
Святой праведный Иоанн Кронштадский говорит: «Покаяние дано Богом человеку для того, чтобы он, часто падая в грехи и искажая в себе черты бессмертного образа Божия, постоянно восстанавливал их в себе и возвращал утраченную красоту образа Божия и возненавидел нелепый, безобразный, смертоносный грех и воодушевлялся и укреплялся на добрые дела, любя горячо Бога и ближнего и правду Божию». Каждый грех, который мы совершаем, нуждается в очищении. Душа не может предстать перед Богом нечистой, а неочищенный грех ведет к смерти. Если мы не хотим сами каяться в своих грехах, а просим кого-то за нас помолиться, то такая молитва не будет услышана. Господь не будет внимать даже святому, если мы будем пребывать в грехе.
Преподобный Силуан Афонский говорит: «Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царства. И все, кто приходит туда, приходят через покаяние, которое даровал нам милостивый Господь Своими страданиями».
Чтобы покаяться в грехе, нужна благодатная помощь. Бывает, что пообщаемся мы с людьми глубокой веры и от них получаем уроки покаяния, наша вера укрепляется, мы усиливаем свой молитвенный подвиг. Наши молитвы растворяются духом покаяния, и Господь, внимая нашему сокрушенному сердцу, истребляет из нас всякий грех, исповеданный Ему.
Покаяние – это изменение всей своей жизни, своего ума и настроения, своего внутреннего мира. Какие бы у нас не были грехи, мы не должны думать, что Господь нас не простит. Господь прощает все грехи, кроме нашего нераскаяния и упорства во грехах.
«Будучи во грехах, − говорит святитель Иоанн Златоуст, − не станем отчаиваться, но и не будем беспечны. Будем носить истинное сокрушение в сердце, а не на языке только. Ибо я знаю многих, которые плачут о своих грехах, но ничего доброго не делают. Они постятся, носят на себе грубую одежду, а между тем так же жадны к деньгам, как ростовщики; предаются гневу, как свирепые звери и любят о ближнем говорить более зла, нежели другие добра. Это не покаяние, а только признак его».
Грех изгоняется из нас благодатью Божией. Чтобы получить вновь освящение, нам необходимо отпущение грехов, нам необходимо возненавидеть свои грехи, перестать грешить.
Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «Содеянный грех почти тотчас гонит кающегося к Богу, как только он примет в чувство зловоние, тяготу и неистовство греха. Человека же, не хотящего покаяться, грех удерживает при себе и вяжет его неразрешимыми узами, делая сильнейшими и лютейшими его пагубные пожелания».
Как бы ни были мы закоснены во многих греховных привычках, с ними надо расставаться как можно быстрее. От нас требуется возлюбить все чистое и благоугодное Богу, и все, что оскорбляет благость Божию, христиане должны однозначно отвергать. Если за грехи неведения нам придется держать ответ, то что говорить о сознательных грехах? Наши прародители согрешили в раю и не собирались каяться, и Господь их за это выгнал из райского сада.
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «У Бога всемогущество с правдою, милость с мерою и весом − поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни даже того, кто не просит, не ищет и сам не милует другого».
В этом мире зло разлито повсюду, и проживая даже один день, нельзя где-то не замараться. Но мы не просто должны взирать на имеющиеся грехи в мире, но и бороться со всяким злом.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты из жестокосердного и вора сделался милостивым, то исцелил сухую руку; если, оставив нескромные зрелища, пошел в Церковь, то исправил хромую ногу; если отвратил глаза свои от блудниц, то отверз слепые очи, если вместо сатанинских развратных песен выучил духовные псалмы, то, будучи немым, стал говорить; то произошли с тобой знамения и чудеса, и явления милости Божией».
Каждому христианину нужно стремиться к тому, чтобы его имя было записано не на земле, а в книге Жизни на небе. Пока мы грешим, мы вписываем там свои грехи, и они смываются и изглаживаются только слезами покаяния.
Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Иди путем покаяния, чтобы встретило тебя человеколюбие Божие; Херувим, стерегущий вход в рай, отворит тебе двери; древо жизни с радостью протянет тебе плод жизни; все веселящиеся в брачных чертогах возрадуются о тебе».
Получается так, что покаяние для нас, великих грешников, является источником жизни. Кто хочет жить, тот должен возлюбить покаяние.
В нашем предстоянии перед Богом мы, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, можем иметь только одно ощущение – это «плач о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей», покрываясь плачем, покаянием, сокрушением духа, как и сказано: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).
Святитель Игнатий Брянчанинов в другом месте предостерегает: «Иудейские книжники и фарисеи по их душевному состоянию сделались не только чуждыми Богу, но врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются и подвижники молитвы, извергая из своего подвига покаяние, усилившиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, наслаждение, восторг; они соделывают себя чуждыми Богу, вступают в общение с сатаной и заражаются ненавистью к Святому Духу».
Одни люди чувствуют свои грехи, для других тяжесть греха непонятна. Но нам приходится не раз слышать на исповеди, когда люди, получая прощение своих грехов, с радостью говорят: «Слава Богу, как будто свалилась с плеч гора». Вот какая бывает тяжесть, когда мы долго носим в себе нераскаянный грех. Грехи, как снежный ком, возрастают, и так заковывают душу в кандалы, что она бывает неспособна ни к какому движению в сторону Бога.
Грехи конечно надо чувствовать, и в них каяться. «Каяться, − учит святой праведный Иоанн Кронштадский, − (это) значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно Святого и бесконечно гнушающегося грехом, значит всею душою желать исправления и заглаждения их».
Постараемся, дорогие братья и сестры, не оправдывать себя, что, мол, такая сейчас жизнь, нельзя не грешить. Наверное, так говорили и современники Ноя. Ной не грешил, а, исполняя повеление Господне, спасся. А все те, кто не слышал проповеди о покаянии, или даже слушать не хотели – погибли.
Избежим их участи, перестанем упорствовать во грехах, а принесем Богу покаяние с просьбой, чтобы Он пощадил нас, и помог встать на прямой путь добродетели.