Home / Слово архипастырю / Рождество – с нами Бог!

Рождество – с нами Бог!

Сегодня исполняется 232 года со дня рождения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. В рождественские дни давайте вспомним слова этого замечательного проповедника о Рождении Господа и Спасителя нашего.

Приидите, пастыри кроткие, и облобызайте Агнца и Пастыря, – Агнца, пасущаго пастырей, и Пастыря, имеющаго собрать во едино мирное стадо с агнцами волков и юнцев со львами. Приидите, волхвы мудрые, и поклонитесь тайнам древняго младенца; научитеся от Слова немотствующаго, вкусите от ангельскаго хлеба на трапезе безсловесных, и видите, яко благ Господь. Сонмы небесных сил, восхвалившие Господа, егда сотворены быша звезды! удвойте и утройте ваши славословия пред вашим Солнцем, и для нас восходящим. Христос раждается.

***

Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых: однако Иосиф и Мария не имели в нем ниже убогой хижины, ниже пяди земли наследственной, ни пребывания постояннаго. Провидение рукою кесаря привело их в сие место, из котораго предопределено было изыти Вождю Израиля (Мф. 2. 6). Чуждые в земле предков своих, пришельцы в своем отечестве дали отечество Сыну Того, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3. 15).

 ***

Иисус, ничего не заняв от мира в своем рождении, по-видимому, не хотел и ему показать ничего собственнаго. Древодел получил имя отца его; носившая его во чреве, по ея признанию, не принесла к сему служению другаго достоинства, кроме чувствования своего недостоинства: призре на смирение рабы своея (Лк. 1. 48); Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения; престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью – пелены, первыми слугами Царствия – пастыри стада; Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества. Но кто может измерить расстояние от высоты Божественнаго Существа Его до глубины Его уничижения? Конечный ум не может следовать за Ним как в его восхождении превыше всех небес, так и в его нисхождении до бездн падшаго естества. Что же при виде толикаго смирения должно чувствовать сердце, желающее быть сообразным образу Иисуса?

Слово в Александро-Невской лавре, 1811 год

Подивимся, христиане, произвольному для нас умалению Великаго Бога и Спаса нашего − но сего еще мало. Возблагоговеем пред сим умалением Его− но и сего не довольно. Сие да мудрствуется в вас, учит нас апостол, еже и во Христе Иисусе. Имейте и вы такия же чувствования, какия имел Иисус Христос; располагайте себя также, как Он расположен был. Что сие значит? – Сие изъясняет сам апостол, сказав пред приведенным изречением: ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честиюбольша себе творяще (Флп. 2. 3). Из сего видно, что учит он нас по примеру Иисуса Христа не ставить высоко самих себя, и не превозноситься какими-либо преимуществами, но смиряться, и в самих себе, и пред другими.

1826 год (напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)

Ныне ангелы проповедуют вам, христиане, и ангелы же показывают, что вам должно делать по их проповеди: что может быть лучше сего поучения, и нужно ли после сего другое? Ангел является и проповедует человекам: се, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас (Лк. 2. 10-11). Надлежало бы человекам на сию радостную проповедь воскликнуть: аминь, и прославить Бога за сие благовестие.

Но с ангелом проповедником ангелы же являются и слушателями. И внезапу, то есть как скоро произнес он проповедь о Рождестве Христовом, они целым воинством восклицают: слава в вышних Богу! Восклицают же так, что не только горния, им принадлежащия обители, но и дольний мир оглашается их славословием. Для чего? Без сомнения, для того, чтоб и дольний мир последовал горнему, чтобы к славословию Ангельскому присоединилось человеческое славословие. Итак, будем послушны поучению ангельскому. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Пс. 94, 1). Слава в вышних Богу!

 ***

…Когда НебесныяСилы проповедывали и торжествовали Рождество нашего Спасителя, кроме немн огих пастырей, весь дольний мир погружен был в сон и не слыхал их проповеди и славословия. Неужели, – скажут, вероятно, некоторые, – неужели и мы среди яснаго дня Господня можем продремать великое славословие Церкви? – Не укоряя сим никого, я напомню только, что Давид, который, без сомнения, бодрственнее нас был в славословии, нужным находил иногда пробуждать свою славу: востани, слава моя (Пс. 107, 2)! Испытаем и мы, размышлением о славе Божией в рождении Спасителя нашего, пробуждать нашу славу, или, яснее сказать, нашу ревность к славе Божией.

 ***

Братия! Помыслите, что ангелы так торжественно прославляют Бога не за их спасение, но за наше. С какою же ревностию должны мы прославлять Его за себя самих! Кто даст мне искру небеснаго огня, Ангельской любви к Богу, чтобы я мог возжечь ею сердца ваши к ангельскому, неумолкному, не имеющему покоя славословию? Ибо знаю, что мир уже готовится заглушить в душе вашей отголосок ангельскагославословия, шумом празднующих, суетными беседами, пением растлевающим чистоту духа, отягчить сердца ваши объядением и пиянством (Лук. XXI, 34).

Слово в Чудовом монастыре, 1821 год

Ко Христу приходят с благоговением пастыри и волхвы, несмотря на убожество и неизвестность, которыя отделяли Его, по-видимому, от всего мира: так и соединяющийся со Христом соединяется в Нем со всеми верными Ему, столько же неразрывным, сколько непостижимым союзом; тот Дух, который образует из них единое общество, или паче единое тело, иногда нечаянно, всегда благовременно, сближает их друг со другом, дабы взаимно наставлять и поучаться, утешать и принимать утешение, исповедывать милость и славу Божию. – Христу приносятся дары: злато, яко Царю; ливан, яко Богу; смирна, яко мертвому за смертных: но не обещает ли Он и нам, что ищущим Царствия Божия вся приложатся (Мф. 6. 33)? Не хощет ли сотворить нас Цари и Иереи Богу и Отцу своему (Апок. I. 6)? Не сопрягает ли нашего духовнаго рождения с тою животворящею смертию, после коей живот наш будет вместе с Ним сокровен в Бозе (Кол. III. 3)?

Слово в Александро-Невской лавре, 1811 год

***

Неоднократно замечает святый евангелист Матфей, что все обстоятельства и происшествия, которыми ознаменовалось рождение на земли воплощеннаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, были не просто стекшияся обстоятельства и происшествия, но точныя события пророческих предсказаний. Замечание, важное не для одних Иудеев, которые и на то, что можно рассмотреть простыми глазами, не иначе хотели смотреть, как сквозь зрительное стекло Пророков, но и для всякаго, кто желает в перепутанных случайностями путях человеческих открывать следы Провидения, и в происшествиях мира усматривать дела Божии. Не очевидно ли Божие дело, когда предсказанное за несколько столетий точно сбывается, и особенно, когда сбывается то, что по обыкновенным понятиям и соображениям представлялось несбыточным?..

***

При сем рассуждении о точном исполнении пророческих слов, относящихся к Рождеству Господа нашего Иисуса Христа, может кто-либо спросить: почему не столь, по-видимому, точно исполнилось предсказание о Его имени? Поелику пророк Исаия преднарек Ему имя Еммануила: но вместо того Ангел повелел нарещи Ему имя: Иисус. На сие, во-первых, ответствую, что если прочияпредсказанныя подробности о Сыне Девы, а в числе их и менее существенныя, каково, например, есть назначение места рождения Его, сбылись в точности: возможно ли, чтобы Творец Пророчества, Дух Святый, допустил оному быть неточным в том, что составляет сущность, дух и цель всех предсказанных подробностей, именно, что в Сыне Девы сближается с нами Бог, или иначе сказать, что мы Им спасаемся!

…Что препятствует нам, человекам, да будет с нами Бог? Греси ваши (Ис. 59, 2), говорит пророк, разлучают между вами и между Богом. И так разлучение от Бога, и состояние греховное, есть одно и тоже. Следственно, приближение к Богу, и спасение от грехов, суть опять одно и тоже. Следственно,Еммануил – с нами Бог, и Иисус – Спаситель от грехов, также есть одно и тоже. Следственно, и пророчество точно, и событие верно пророчеству. Еммануил есть Спаситель; Иисус есть с нами Бог.

С нами Бог во Иисусе, по самому воплощению: поелику в Нем естество Божеское и наше человеческое, не только сближены, но соединены нераздельно, впрочем и неслиянно, во единое лице Богочеловека; и потому Он не стыдится (Евр. 2, 11), как говорит апостол, братию нарицати нас…

1824 год (напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *