Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Соборный труд

03:00, 26 ноября 2014
Слово архипастырю

О жизни в российской глубинке и в Средней Азии, взаимоотношениях с духовенством и дружбе с мусульманами – один из самых молодых архиереев Русской Церкви епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил.

Жизнь до

Вы росли в церковной среде?

– Я с малого возраста в Церкви. Воцерковленными и очень набожными были мои деды и прадеды, а родители – нет. Я крестил папу, когда тот был уже при смерти. Он стеснялся креститься в храме, просил, чтобы я совершил Таинство дома. Но я отказывался. Когда с ним случился инсульт, я спросил о крещении. Папа, не колеблясь, согласился. Я крестил его, после он причастился. А через день умер.

Мама была крещена маленькой. В сознательном возрасте в храме бывала нечасто. Но в последние годы жизни она уже ходила на богослужения, исповедовалась и причащалась.

Архиерейский крест

Вы поступили в Саратовскую духовную семинарию сразу после окончания школы. Вы хотели принять священный сан, или это желание пришло позднее?

– Я шел в семинарию, чтобы быть священником.

И архиереем?

– Нет. К архиерейству я никогда не стремился. Но раз сказали надо, значит, надо. Зачем спорить с Промыслом Божиим? Мы знаем, что каждый из нас должен нести свой крест и тогда, надеемся, Господь помилует нас. К тому же нет креста не по силам. А если откажешься от него, еще неизвестно, какой крест Господь даст тебе взамен.

Вы один из самых молодых архиереев Русской Православной Церкви. Епископская хиротония была совершена в 2012 году, когда Вам было 32 года. Не страшно было начинать святительский путь в таком возрасте?

– Вопроса о страхе не стояло − это послушание. Причем не совсем незнакомое. Я рос среди сильного духовенства. Перенял многое у ныне покойных архиереев: митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) и архиепископа Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева). Они передали мне большой опыт. Истории, которыми они делились, были для меня пастырским наставлением, а сама жизнь их – образцом епископского служения.

Уржум

Расскажите об Уржумской и Омутнинской епархии, которую Вы возглавляли…

– Уржумская кафедра является исторической: в 1919 году Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов постановил учредить Уржумскую епископскую кафедру. Ее возглавил епископ Виктор (Островидов), прославленный Церковью как священноисповедник в 2000 году. Его мощи почивают в Преображенском монастыре города Вятки.

К сожалению, революционное время и советский период не дали развития этой кафедре.

Когда в 2012 году Вятскую и Слободскую епархию разделили на три части, меня назначили на кафедру самой восточной епархии, состоящей из семнадцати районов.

Уржум − небольшой городок с населением в десять тысяч человек. К епархии относятся города Кировской области Уржум, Вятские Поляны и Омутнинск. Протяженность епархии с севера на юг составляет около 720 км. Ездить приходилось много, но я привык преодолевать большие расстояния на машине.

Когда я приехал, в епархии было 32 прихода, когда уезжал – уже сорок восемь.

Каких результатов удалось достичь на этой кафедре?

– Там мне приходилось начинать все сначала. Не было ни достойного кафедрального собора, ни епархиального управления. В соборе, находящемся в разрушенном состоянии, оказалось невозможным совершать богослужения, поэтому люди набивались битком в маленький храм, находившийся возле него. Даже в будни приходило 200-300 человек. Через восемь месяцев мы сделали ремонт в кафедральном соборе, украсили его и стали служить в нем.

Многое сделано на этой кафедре. Хотя это абсолютно не мои труды − в Уржуме очень верующий народ, и все помогали сообща. Я благодарен людям, которые живут и трудятся на Вятской земле и являются основным двигателем в ее православной жизни. Молюсь, чтобы епархия развивалась и дальше.

Земля Кыргызстана

Бишкекская и Кыргызстанская епархия стала Вашей второй кафедрой. Раньше советские власти ссылали духовенство в Среднюю Азию. А что для Вас на значение в Кыргызстан?

– Я благодарю Бога за Кыргызстан, мне здесь очень интересно. Я служу в целом государстве, в таком большом регионе. Конечно, работа немалая, но пока я молодой, могу потрудиться. Буду потихоньку служить. У епархии хороший потенциал.

У меня даже мыслей не было про ссылку. Хотя у меня на родине говорят: тебя, владыка, сослали куда-то. Их можно понять – они ведь имеют только поверхностное представление о Кыргызстане. Но когда в Бишкек, где я уже начал служить, приезжают гости из России, они видят, какая тут доброжелательная обстановка, им нравится тут.

Какие впечатления от Кыргызстана и его народа?

– Кыргызстан – развивающаяся страна, и ему надо развиваться. От кыргызстанского народа я просто в восторге. Он интересный и очень живой. В чем-то − горячий. Гостеприимный и добрый.

В 1990-м году, когда митрополит Владимир (Иким) приехал в Среднюю Азию, он первым делом прочитал священную книгу мусульман Коран. Каков Ваш первый шаг по приезде в Кыргызстан?

– Я начал изучать историю Кыргызстана и продолжаю это делать. Ознакомился с информацией о политической и общественной жизни, и у меня в сознании вырисовалось некое представление о ментальности Кыргызстана, его жизни и народе. А Коран я прочитал полностью еще в семинарии. Даже написал по нему одну из своих студенческих работ.

Кроме того, юг моей предыдущей епархии – частью мусульманский. Там было много татарских деревень и мечетей. А в Казани у меня есть друзья-имамы. Надеюсь, скоро в гости приедут.

Мне было важно в первую очередь познакомиться с культурой Кыргызстана, и делать это очень интересно.

Более 140 лет на земле Средней Азии христиане и мусульмане живут в мире и согласии. Будете ли Вы поддерживать дружественные отношения с мусульманами?

– С мусульманами мы наладили контакт пока частично, но не вижу в этом ничего страшного, ведь я только начал свое служение на земле Кыргызстана. Конечно, мы будем взаимодействовать, будут и встречи, и конференции, и круглые столы.

У нас с мусульманами много общего. Мы живем на одной земле, и нам надо работать вместе.

Общими силами

Бишкекская и Кыргызстанская епархия входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа, который возглавляет митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Подчиняется ли ваша епархия митрополиту?

– У нас самостоятельная епархия. Я несу полную ответственность за управление ею и за то, что в ней происходит. Есть собрание архиереев – Синод Среднеазиатского митрополичьего округа, его возглавляет митрополит Викентий. Он наш отец, который опытнее нас, он является нашим наставником, который помогает, поддерживает, где-то подсказывает. Митрополит старший на службе, и в делах.

Находясь на Уржумской кафедре, в одном из своих интервью Вы сказали, что за количество людей на приходе отвечает священник. Сейчас в Кыргызстане можно наблюдать массовый отток русскоязычного населения, из-за этого и прихожан мало. В этом же не священники виноваты?

– Напоминая известную поговорку «Каков поп, таков и приход», я говорил не о вине священника. Отток или приток населения в той или иной местности не зависит от священнослужителя. Это уже геополитическое явление, и Церковь не играет здесь никакой роли.

А вот на приходе основную роль играет священник, он может быть и разрушителем приходской жизни, и ее созидателем. Своими делами, решениями, словами и служением он может созидать приход и привлекать людей.

Приезжаешь, бывает, на приход, а прихожан у батюшки нет. Священник начинает жаловаться, мол, народ такой-сякой. Но народ-то здесь причем? Бывают, конечно, малочисленные селения. Но я на своей практике испытал: ставишь священника на приход, куда никто не ходил, и тут оказывается, что и людей верующих много, и храм через пару месяцев полный стоит почему-то. Никто не ходил, а сейчас полхрама молодежи стоит. Он их за уши не тянул, ничего особенного не делал. Люди просто увидели пастыря – того человека, который о них заботится и действительно своими трудами созидает жизнь церковную.

Это очень важный момент. Когда священник просто пришел и ушел, просто кадилом помахал, ни с кем не поговорив, никому не уделив внимания, это приводит к непониманию между верующими и священством. Если такой дисбаланс существует, то верующие, естественно, оторваны от Церкви. И за это священник несет личный ответ.

Планируете ли Вы реконструкцию Воскресенского кафедрального собора в Бишкеке?

– За собором у нас есть пристройка, которая пока не действует. Сначала мы должны получить документы о соответствии этого здания всем нормам.

В Бишкеке прихожан много, собор всех не вмещает. Если мы расширим его, это будет очень хорошо.

Планируете ли Вы сделать что-либо, чего в Бишкекской епархии еще нет?

– Пока нет. Я считаю, что не надо придумывать ничего нового. Здесь, на самом деле, уже все есть, самое главное – поддерживать и развивать имеющееся.

Новое придет, может быть, через год-два. Но внедрим мы это только в том случае, если это будет действительно полезно, в чем все духовенство Бишкекской епархии будет единодушно уверено.

Вы будете согласовывать свои решения со священством?

– Да. Я управляю епархией не единолично. Есть вопросы, которые принимает только архиерей, но жизнь епархии всегда строится соборно. Есть епархиальный совет, епархиальное собрание, где решаются общие вопросы и формируется политика жизни епархии.

Когда духовенство с архиереем согласно, они вместе реализуют какую-то идею, какой-то проект. Только тогда это приносит свои плоды.

Если один архиерей примет решение, то оно может не иметь достаточной поддержки, ведь не зря говорят «насильно мил не будешь». А если духовенство принимает какое-то решение самостоятельно, такое решение не имеет законной силы, потому что архиерей есть управляющий местной Церковью при соборном содействии клира и мирян, и без него ничто да не творится. Даже если духовенство что-то хорошее планирует, без архиерея никак.

Но надо понимать, что в чем-то архиерей самостоятелен, а в чем-то − духовенство. Почему апостолы стали рукополагать диаконов и священников? Чтобы делегировать им свою власть. Невозможно человеку одному все делать. Священники являются помощниками в жизни церковной, духовной, душеспасительной. Им передается какая-то власть. На приходе они самостоятельно работают. Зачем им там архиерей? Он может приехать, посмотреть, что-то посоветовать, благословить на что-то.

Лично для меня понятие соборности – неприкосновенно. Где есть соборность, там возникает понимание и нет раздоров.

Серьезно о несерьезном

Вы так хорошо говорите. Наверное, читаете много?

– Расскажу такую историю. После хиротонии одного архиерея митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий сказал ему: «Владыка, у Вас будут три вещи: Вы никогда не будете ходить пешком – Вас будут возить на машине, Вы никогда не услышите правды – Вам будут врать, и Вы никогда не будете читать – потому что Вам будет некогда». Это шутка, конечно. Но в ней есть доля правды. Времени на чтение у меня не хватает. Если читать вечером, я не воспринимаю текст, а просто просматриваю его «на автомате». С документами я работаю очень серьезно. И к докладам на научных конференциях готовлюсь тщательно, использую много источников. Книги читаю редко, но каждый день просматриваю газеты и новости в интернете.

Расскажите, как проходит Ваш день…

– Свой день начинаю с утреннего правила. Если я в Бишкеке, а не в поездке, и если в этот день нет богослужений, в 7:30 уже нахожусь в рабочем кабинете.

С утра я всегда планирую работу по церковной, хозяйственной и общественной частям – что решить, с кем поговорить, кому позвонить.

Рабочий день в епархии начинается с восьми, тогда приходят с вопросами сотрудники. Приходят и посетители со своими вопросами. Я, бывает, сижу в епархиальном уравлении с утра до позднего вечера.

В конце рабочего дня, после ужина, я смотрю новости, чтобы знать, что происходит в стране и в мире.

Потом молюсь и иду спать.

Я стараюсь делать так, чтобы ничего не страдало: ни богослужения, ни работа.

Мои рабочие дни проходят в человеческом общении. Да и не просто в кресле архиерей сидит: где-то надо выйти, кого-то проведать, посмотреть, решить. И люди немного живее начинают работать, когда видят, что владыка всем интересуется.

Беседу вела Надежда ИСАЕВА

 

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх