Home / Слово архипастырю / Практическая вера

Практическая вера

«Да все у вас там сложно, и вообще – что я буду ходить в храм, если эти верующие не лучше меня?» – примерно такие слова можно услышать от человека, который заявляет, что Бог у него «в душе», а в «официальную Церковь» он не пойдет. Что можно ответить такому человеку, а также о том, что такое идеальная приходская община и кому не стоит смотреть православные фильмы, рассказывает епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан.

Вера не должна пылиться

Кто, с точки зрения Церкви, может называть себя православным христианином?

– Церковь – это люди, а не организация. То есть, с точки зрения Церкви, православным христианином себя может называть только человек, который составляет Церковь: ходит регулярно в храм, участвует в богослужениях, церковных Таинствах. И, конечно же, этот человек должен быть крещен в православной вере.

Без крещения невозможно войти в Церковь. Священники епархии во время огласительных бесед рассказывают человеку или его родителям, в случае, если человечек слишком мал, чтобы воспринимать услышанное, об основах веры, а далее участники подобных встреч принимают решение, хотят ли они присоединиться к Церкви. Если решили, что им это необходимо, человек принимает крещение и с этого момента становится равноправным членом Православной Церкви.

Что бы Вы сказали людям, которые «верят в Бога в душе» и не считают для себя нужным взаимодействовать с «официальной Церковью»?

– Как бы объяснить… Бесы тоже «веруют и трепещут», по словам святого апостола Иакова, а остаются врагами Божиими. А потом, как можно верить и не выполнять заповеди Того, Кому ты веришь? Не жить согласно тому, что тебе предложил Тот, в существовании Кого ты не сомневаешься?

«Душевная» вера похожа на сундук с замечательными книгами, он стоит себе где-то на чердаке, замкнут на замок, и его внутренние сокровища хозяином не востребованы. Получается, и вера где-то там, глубоко в душе, пылится и не нужна своему владельцу?

Но если для человека вера – действительно вещь практическая, которой он пользуется каждый день, то он и есть православный христианин, который является членом Церкви. Недаром Господь Христос говорит: «Верующий в меня заповеди мои соблюдет».

Красота снаружи и внутри

В одном из своих интервью Вы упомянули красоту и жизненную силу Православия. Поясните, пожалуйста, в чем она заключается.

– Давайте вначале об эстетической стороне поговорим. Вы никогда не перепутаете православный храм с каким-либо другим религиозным сооружением. У православной церкви особая красивая архитектура, и внутреннее устройство и убранство ей под стать. В здании вы услышите красивое церковное пение, которое настраивает участника богослужения на определенный лад: либо на лад покаяния, либо, если это, например, Пасха, на лад радостного, особенного, духовного торжества. Церковная иконография также привлекает нас своими яркими образами. И все это творится людьми по воле Божией, чтобы христианам было не только комфортно и интересно в храме, но и полезно.

Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Творец красоты – Бог. Мир, который создан Богом, красив. А человек как образ Божий, наделенный Им бессмертием души, свободной волей, творческими способностями, повторяет своего Творца и может создавать вещи красивые, полезные для всех людей.

В песнопениях и молитвах, которые звучат в храме, мы слышим глубокое духовное содержание, которое заставляет нас содрогнуться от грехов и пороков, совершаемых в жизни, и понуждает нас к исправлению. Это ли не красота? Был человек алчным, похотливым, ненавистным, пьяницей и так далее, и вдруг он отрезвляется тем, что услышал. Он делает для себя открытие, что существует иная жизнь, лучше той, которая проживается им. И именно та – другая жизнь – угодна Богу.

Господь хочет, чтобы человек был совершенным существом, и молитвы, песнопения, отрывки из Евангелия, звучащие в храме, настраивают меня принять жизненную позицию, которую предлагает мне Бог. Если меня это не тронуло содержание религиозных текстов, значит, я духовно умершее существо. Значит, не понимаю, что мои грехи, мои пороки, мои страсти являются причиной страдания многих окружающих меня людей. Значит, совесть во мне умерла, и оказывается, что я глубоко несчастное существо.

И вот, человек, обратившись к вере, стал на путь исправления: пьяница перестал пить, супруг, который бросил семью и жил блудно, вернулся к жене и детям и стал примерным семьянином. Жадный и скупой заметил несчастных и начал помогать им. Начальник из гордого и черствого существа превратился в тактичного руководителя, который уважительно относится к подчиненным. В этом и заключается жизненная сила Православия.

Православие заставляет человека перемениться. И не просто предлагает ему как некую идею: ты, пожалуйста, вот так живи – а еще и дает средства к тому, чтобы исправиться. Ими являются и молитвословия, и православные традиции, и Таинства церковные. В храме, как в лечебнице, пришедшему не только укажут на болезнь, но и предложат средства для выздоровления. Церковь – это и есть лечебница для людей, которые имеют духовные болезни. А если учесть, что все люди, потомки Адама, являются грешниками, то Церковь предлагает всем спасение от болезни, которая называется грехом. В этом и есть жизненная сила православной веры.

Симптом один – причины разные

Существуют верующие, которые вне пределов храма демонстрируют далеко не христианское поведение. И вроде человек склоняется, чтобы познакомиться с Православие поближе, но как-то не хочется ему быть членом организации, в которой пришлось бы называть таких людей братьями по вере. Прокомментируйте подобные сомнения.

– Я хочу христианам напомнить слова Иисуса Христа, который говорит: «Горе человеку, через которого соблазн приходит в мир. И горе тому, кто соблазнит единого от малых сил (под малыми разумеют и младенцев в вере, и младенцев в буквальном смысле слова)».

Вот ходит наш христианин в церковь. В храме он один человек: примерный, благочестивый, дома – другой (может быть, и тиран свои близких), а в обществе уже третий – компромиссный, угодливый. Он себя ведет так, как ему выгодно, или так, как хочется. Своим вызывающим поведением он многих соблазняет. А тот, кто является соблазном, сам себе в перспективе готовит страдание в вечной жизни. Лучше бы было этому человеку не родиться, по словам Господа. Поэтому, если православный человек является соблазном, то это, конечно, очень плохо.

Но обратим внимание на такой момент. Если Церковь воспринимать как лечебницу, в которой люди получают лекарство от греха, то представьте больницу, в которую приходят нездоровые люди. У них разная степень всевозможных болезней: одним достаточно всего лишь мазью помазать воспаленный участок, и они исцеляются, а другим и операция не помогает. Иногда пациенты и умирают на больничной койке. И если грех считать тяжелой наследственной болезнью, то как может, например, парализованный человек, у которого тяжелый недуг, сам выздороветь? И как мы можем его укорять в том, что вот он лежит? Дескать, какой ты нехороший, разлегся тут, ну-ка вставай и иди. А он встать не может!

Грех в разной степени поражает человека; разбитый духовным параличом, он ненавидит в себе болезнь – грех, а сделать с собой ничего не может. Он ходит в храм, как в больницу, в надежде, что когда-то ему полегчает, что ему помогут справиться с противоестественным состоянием беззакония как нарушением нормы человеческого бытия, определенного Богом.

Я думаю, что при оценке неблагочестивого поведения необходимо обе причины учитывать. В первом случае нужно сказать тем, через которых искушения приходят в мир, чтобы они перестали соблазн сеять, раскаялись. Во втором случае напомню христианскую мудрость: «Не судите, и вы не будете судимы. Ибо каким судом судите, таким и вы будете судимы».

Если мы считаем, что мы лучше, а другой человек – вон какой плохой, то значит, что мы духовно слепые. Значит, мы еще не начинали духовного пути. Каждый пациент в больнице сострадает такому же больному, как сам. Поэтому не осуждать нужно человека за его грех и за неправильное поведение, а искренне за него молиться.

С любовью и без притворства

Может быть, благодаря общению со священнослужителями, возможно, независимо от этого у взрослого, пусть уже крещеного, человека появился интерес к религиозной жизни. С чего ему следует начать свое воцерковление?

– Следует ходить в храм. Регулярно. Каждое воскресенье, и не переставая. И внимательно слушать, о чем говорят священнослужители. Я думаю, новообращенный станет образцовым христианином, если будет выполнять наставлениям священников.

Настоящая воцерковленность наделяет человека статусом «прихожанин». Расскажите, каким, по вашему мнению, выглядит идеальный приход и идеальная православная община?

– Господь Иисус Христос говорит: «Так узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собой». Община церковная – эта единая семья. Если в общине миряне живут единодушно, не проходят мимо горя друг друга, вместе умеют радоваться и вместе могут переносить страдания, то эта община может считаться образцовой, это подлинно христианская община.

Но мы должны помнить, что центром общины может быть только Бог. Христиане понимают, что без Господа Иисуса Христа спасения нет.

Каким должен быть христианин в миру?

– Таким же, как и в церкви. Христианин должен быть везде христианином: хоть дома, хоть на работе, хоть в храме. Плохо, если верующий в храме – набожный и смиренный человек, а дома – невыносимый тиран, который всех уничтожает и унижает. Но это уже не христианин, а лицемер.

Православному человеку стоит жить обычной жизнью, быть самим собой и стараться исполнять заповеди Бога. И тогда ты будешь и добрым, и смиренным, и терпеливым, и заботливым, и трудолюбивым, и мужественным. Вот тогда окружающие увидят вашу добрую жизнь и прославят Отца Небесного и сами обратятся к вере христианской.

Не смотрите православные фильмы

Может ли христианин стать современным героем нашего времени?

– Вы понимаете, в чем проблема… Господь нас учит быть скромным. Не выпячиваться себя, не геройствовать понапрасну. Добрые поступки совершать можно и нужно, но при этом не трезвонить об этом на каждом углу. Если будет угодно, Господь сам достойного мирянина прославит. Люди узнают, что он совершил хороший, достойный человеческий поступок, и тогда христианин может стать примером для подражания как молодому поколению, так и людям старшего возраста.

Владыка, в Год российского кино посоветуйте фильмы, которые было бы полезно посмотреть…

– Скажу так: не советую смотреть православные фильмы, потому что они заставляют человека размышлять о своем поведении, оценивать его с точки зрения нравственных норм. Не замечайте православного кино, если хотите жить спокойно. Если же хотите стать человеком, смотрите обязательно.

Беседовал Максим ВАТУТИН

Ответы на вопросы корреспондента
Выселковской газеты «Власть Советов»
цитируются по публикации сайта Тихорецкой епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *