«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности», – эта мысль, высказанная в прошлом столетии Бернтраном Расселом, кажется, прозвучала только вчера. Более того, читая обсуждения в соцсетях, да и просто вступая в разговор с разными людьми, приходишь к ощущению, что теперь быть готовым понять собеседника – дурной тон в дискуссии, а выслушать человека, который заведомо лучше разбирается в том или ином опросе, – признак слабости. В чем причины этого, и есть ли выход из тупика, размышляет епископ Александрийский и Светловодский Боголеп.
Очевидно ничего нового, дорогой читатель, не открою, сказав, что невежество, хамство и просто элементарная невоспитанность, безграмотность сегодня стали нормой нашей жизни. Враг рода человеческого не скупится на изощренные способы одурачивания и зомбирования людей. Причин такого состояния множество, одна из главных заключается в том, что современная цивилизация, которая в полной мере «пленила» наше прогрессивное общество, объявила главным фактором определяющим жизнь homo sapiens – самого человека.
Если совсем недавно Бог через нашу совесть был главным судией, а первым авторитетом был Его закон, то уже сегодня таким авторитетом и мерилом истины становится право человека определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Только на основе непререкаемого авторитета человеческой личности и ее прав может и должно формироваться жизнь общества – вот новый постулат мировоззрения современной европейской цивилизации, которая «изгнала» Бога из жизни человека и, наделив того иллюзорными свободами, обрекла на рабство греху, пусть даже оправданному на законодательном уровне. Не буду утомлять читателя очередным нудным повествованием о последствиях «дехристианизации», всем и так прекрасно известны яркие признаки глобальной духовной катастрофы, предложу вашему вниманию лишь некие характерные черты этого опасного явления, которые становятся для нас привычными и нормальными.
Часто приходится сталкиваться с горделивым состоянием человека, который для себя «железобетонно» определяет некую личную позицию в отношении тех явлений или сторон нашей жизни, в которых, мягко говоря, совсем не ориентируется. Человек ничего не смыслящий в социологии, не знающий истории, прочитавший за всю жизнь несколько книг, нередко мнит себя экспертом в геополитике, может безапелляционно и решительно предлагать рецепты экономических преобразований, оценивать действия или бездействие политиков. Другие в погоне за наживой становятся знахарями, провидцами, лекарями и запросто дают советы медицинского характера, указывают, что нужно делать человеку для достижения счастья. Люди, от природы лишенные чувства юмора, обожают рассказывать анекдоты. Автомобилисты, едва способные держаться в своей полосе, обожают учить других, как управлять машиной. Менеджеры, у которых нет даже базовых представлений о сфере, в которой они работают, обожают вызывать специалистов на ковер и распекать их за то, что они ничего не понимают в своей работе.
А некоторые могут с пеной у рта навязывать свои суждения по поводу религиозных вопросов, будучи, по сути, безбожниками и невеждами. Очень горько и страшно становится от того, что люди, никогда не заходившие в храм, не имеющие за спиной элементарного религиозного опыта, могут запросто цеплять ярлыки и определять истину, рассуждать о патриархатах и биться в истерике за право быть услышанными. Скажите, имеют право!? Возможно, но почему их глупость должна портить жизнь другим людям? Или у последних меньше прав?
Причем во всем этом интересная вырисовывается закономерность: люди, имеющие низкий уровень квалификации и узкий кругозор, в силу своих скромных способностей не могут понять, что их мнения и понимание могут быть ошибочны, а таланты, которыми они себя наделяют, – ложны. Вот почему им кажется, что они правы во всех своих действиях и лучше других понимают ситуацию.
Со временем это мироощущение приобретает характер навязчивого состояния. Ограниченный человек начинает отстаивать свое видение ситуации именно потому, что чувствует: допусти он лишь мысль о том, что неправ, и его потеснят с «насиженного места» более талантливые.
И, наоборот, люди, имеющие незаурядные способности, хорошо понимают, насколько сложны законы реальности и насколько обширно поле знаний, которым в перспективе можно овладеть. «Я знаю, что ничего не знаю», – повторял Сократ, который вел более чем скромную жизнь и постоянно подвергался нападкам со стороны глупцов, уверенных в своей правоте. Способен ли кто-то из ограниченных людей признаться себе в этом? Похоже, нет.
Ну почему, почему все эти люди так вопиюще некомпетентны и не замечают этого? Ответ прост: они заражены вирусом «безбожного личного права». Инфицированные, как мы уже упоминали, рассматривают себя мерилом истины, не зная Бога, не почитая Его закона. Они не боятся ошибаться, ведь если Я определяю истину, как могу ошибаться? Если Я определяю истину, я могу быть агрессивным к тем, кто считает иначе и посягает на мою истину. Впрочем, надежда на то, что слепцы, неспособные узреть бездну своего невежества и сияющие вершины знаний, которых достигли другие люди, смогут «прозреть», все-таки существует. Рецепт прост.
Нужно смирение: трезвое и честное признание своей несостоятельности рассуждать, о тех или иных вещах. Необходимо просвещение: больше читать «умных и нужных книг», и лучше начать с Евангелия. Больше слушать. Учитесь воздержанию: меньше смотрите телевизор, не слушайте сплетен, не осуждайте и не делайте поспешных выводов, дозируйте и конкретизируйте пребывание в социальных сетях и вообще интернет-пространстве. Отвыкайте от привычки безудержно и часто напоказ критиковать, не имея планов и предложений по улучшению. Развивайте в себе настоящую (богоподобную) личность – совершенствуйте свой внутренний мир.
Духовно развитая личность имеет внутренний запас прочности, чтобы не идти на поводу у технологов, формирующих сознание современного человека. Не бездействуйте, предоставляя возможность действовать всякого рода негодяям и проходимцам, которые творят вместо нас нашу реальность и историю. Страна, общество, мир таковы, каковы мы. Жизнь, которую мы проживаем и передаем своим детям, всецело зависит от нас…
Напоследок небольшое напоминание. Все мы гости в этом мире. Попробуем сделать попытку оставить в памяти наших наследников, что-то доброе и хорошее о себе. Поверьте, когда наше краткое земное путешествие закончится, это может сильно пригодиться.
Публикация сайта Александрийской епархии
приводится в сокращении