Что можно написать о святом? Если его не знал лично, не общался с ним вживую? Ничего. Между тем, если нечего сказать, то как сообщить о человеке, которого Церковь признала особым и выделила в сонм небесных жителей, способных прямо обращаться к Богу и получающих от Него быстрый ответ? Неужели единственной формой станет изложение чуда? Но в чем оно? Только ли в прозрении слепого или исцелении увечного?
Сила Слова, обращенная мятущимся людям, переживающим кровавые революционные дни в Ташкенте, соделала одного горожанина сначала диаконом, затем священником и вскоре архиереем. Так известный в Ташкенте врач Валентин Войно-Ясенецкий стал владыкой Лукой. Он служил словом и делом. Лечил искалеченные демоническим временем души и тела в храме, в больнице, в лагере, в ссылке, на кафедре, на покое, в здравии и болезни. , – писал позже он в своем дневнике. Но в поворотный момент будущий пастырь заблудших овец пошел и начал говорить. И своими речами он заражал массу людей импульсом жизни во Христе, отчего священноначалию стало ясно: такой человек достоин стать священнослужителем.
Украинско-белорусская творческая группа попыталась рассказать нам, практически современникам святителя Луки, об этом исповеднике веры Христовой XX века. В киноленте «Лука» все события реальны, все совпадения не случайны. Создатели использовали дневниковые записи владыки, а также воспоминания его ближайшего круга. Воссозданы эпизоды из жизни в Ташкенте до и во время революции, мучения в тюрьме и служение в ссылке, последние дни жизни в Крыму с воспоминаниями о начале и последних месяцах архиерейства на этом южном полуострове страны. В ней все повествование воспринимается как чудо. И тогда, когда речь идет об исцелении страждущих, и когда показаны истязания святителя в тюрьме.
Выход фильма «Лука» на экраны в начале 2014 года можно назвать символическим. Работа над ним велась в течение пяти лет и, конечно, никто и подумать не мог, что к премьере Украину охватит гражданская война, что жители Крыма выступят против братоубийства и единодушно вернутся в Россию. Сцены из революционного Ташкента словно взяты из нынешних телевизионных хроник боевых действий на юго-востоке Украины. Будто бы съемочная группа заглянула в будущее и прозрела разразившееся бедствие. Впрочем, если не забывать, что повествование идет о покровителей Киева (здесь прошли молодые годы художника Валентина), Дальнего Востока (в Чите Валентин Войно-Ясенецкий вел врачебную практику), Симбирской и Курской земли, Ярославщины (здесь он также был врачом), Средней Азии (здесь он служил врачом, а потом диаконом, священником, архиереем – уже с именем Лука), Москвы (в молодости он здесь врачевал, а в зрелом возрасте находился в тюрьме), Сибири (в Красноярском крае он был в тюрьме и в ссылке, также работал в Томске), Севера (в Архангельской области прошла вторая ссылка, а потом и врачебная практика), Юга (после войны возглавлял в Крыму архиерейскую кафедру пятнадцать лет), то понимаешь, что чертил абрис экранизации жития сам святитель, уже пребывающий в вечности, где нет времени.
Лента выполнена в лучших хрестоматийных традициях повествования о жизни святого человека. В ней практически неуловимы слабые стороны героя, он изображен исключительным, совершенным, иным, – как это и принято в агиографической практике.
Он предстает пред нами личностью с выпуклыми евангельскими чертами, лишенной борений и страхов, только апостольские дерзновение и порыв, сила Духа, стойкость в Истине. Мы видим определенный путь, по которому святой шел без лишних колебаний, воспринимаем и восхищаемся этим подвигом. Он содрогает ум и сердце, потому что невозможно вместить в себя всю мощь энергии и харизмы святителя. Однако в этом подспудно прячется искушение выделить угодника Божия из разряда обычных людей: «Ну, он же святой, ему положено быть таким. А мы? А мы люди грешные, мы к святости не призваны, нам не до нее. Прокормиться бы, житейское счастье устроить, чтобы родные-близкие были здоровы, чтобы все у них ладилось. До святости ли, в суете-то, нам?»
Отсутствие в «Луке» падений святителя, о которых он подробно, без украс, честно рассказывает в дневниковых заметках, известных широкому кругу под названием «Я полюбил страдание…», записанных в Симферополе в 1958 году секретарем Е.П.Лейкфельд со слов полностью ослепшего к тому времени архиепископа Луки, делает ленту современным экшном, невероятной историей о сверхчеловеке. Зрителя не покидает чувство восхищения, сожаления, сопереживания. И – что неожиданно – в конечном счете заставляет смотрящего воззвать к Небу с молитвой «Господи, помилуй нас грешных». И во время операций раненых, и на смертном одре жены Валентина Феликсовича, и при расстреле священнослужителей, и при падении расстриги Зверева, и при исцелении слепого юноши, и при архиерейской молитве в крымском соборе, и на смертном ложе святителя Луки. Непроизвольно, впечатлившись кадрами фильма, думаешь: «Не оставь нас, Господи». Зритель готов криком кричать, как орала толпа верующих, упавших в 1923 году на рельсы, не давая ход поезду, в котором покидал Ташкент епископ Лука (Войно-Ясенецкий).
И как нужна сегодня эта всеобщая мольба к Богу. Дабы на Украине прекратилось кровопролитие. Дабы в остальных частях Руси люди содрогнулись в молитве, захотели изменить свою жизнь и познакомились со святым, жизнь которого испещрена падениями, борениями, страданиями, – как у всех у нас. Но были у него и взлеты из бездны отчаяния и греха, и преодоления зла и эгоизма, и счастье, исполненное веры и любви.
Фильм «Лука» дает надежду каждому из нас исцелиться по молитвам врача, сумевшего исцелить себя.
Евгения Жуковская
От редакции:
В России показ киноленты ограничен, было лишь несколько закрытых демонстраций. Одна из последних состоялась в Российском православном университете 3 июля 2014 года. Фильм «Лука» дал старт программе Дни святителя Луки. Она с большим успехом прошла в украинских городах, в ближайшее время ее планируется провести в Крыму. На время Дней в место демонстрации фильма привозятся мощи святителя, верующие могут не только познакомиться с экранизированным житием архиепископа Крымского Луки, но и поклониться его честным мощам. И как бы важно было провести святыню и фильм по тем городам и странам, где нес служение архиерей-хирург, связав в одну нить его земную жизнь и жизнь тысяч людей из этих весей.