Алтайская духовная миссия не была первой в ряду учрежденных в Сибири, не стала она и самой большой по количеству верующих и протяженности территории, однако в 1910 году была признана лучшей и образцовой среди всех других миссий. Почему?
Первом сотрудником миссии, учрежденной Синодом в 1828 году, стал тридцатисемилетний архимандрит Макарий (Глухарев). Уже на первых шагах пришлось столкнуться с огромными трудностями: племена, среди которых предстояло трудиться, были разбросаны в самых труднодоступных местах Горного Алтая, а не зная языка и обычаев алтайцев, отец Макарий не мог вначале до них достучаться − те его просто не понимали. Да еще недоброжелателями был пущен слух, что тех, кого миссионер крестит, забирают в армию…
− Первоочередная задача, с которой столкнулся и которую решил преподобный Макарий, прибыв на Алтай, − это преодоление недоверия, – рассказывает руководитель миссионерского отдела Барнаульской епархии иерей Андрей Ушаков. − Он организовал общину женщин, которые помогали новокрещенным алтайкам вести домашнее хозяйство, заботиться о детях, учили рукоделию, шитью. Он добывал семена, учил алтайцев земледелию. Сам занимался оспопрививанием, лечил местных жителей. И те, увидев, что участие в их жизни преподобного Макария помогает более, нежели участие камов (шаманов), шли к нему и на крещение.
Преподобный Макарий стал проявлять искреннее участие к нуждам местных жителей − новокрещенным он помогал приобретать дома, заводить хозяйства, ведь с христианизацией изменялся и быт алтайцев, кочевые прежде племена стали совершенно добровольно переходить к оседлому образу жизни. Можно сказать, что с его приезда ведет свое начало все сельское хозяйство Горного Алтая – именно отец Макарий (Глухарев) привез местным жителям семена овощей и других культур и научил их выращивать.
Преподобный Макарий и воспитанные им миссионеры не только проповедовали Евангелие, крестили людей, устраивали миссионерские станы, строили храмы и монастыри, но и создали письменность для народов Алтая и Горной Шории, одарили их первыми книгами на родоном языке, устроили школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали от самоуправсотва злых чиновников и нечистых на руку торговцев, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой и благодаря бережному отношению к языку и традициям жителей Алтая способствовали становлению их национальной культуры. Об этом – в документальном фильме, подготовленном Барнаульской епархией.