Двести лет отделяют друг от друга два храма в селе Степановском, что в Раменском районе Московской области, и все-таки это единый храмовый комплекс, история которого причудливо переплетается с историей государства Российского.
Вотчина Романовых
Первое упоминание этих земель в писцовых книгах относится к началу XVI века, когда Иван IV Грозный в благодарность за участие во взятии Казани в 1552 году пожаловал село брату своей первой жены Анастасии – Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, внук которого впоследствии стал первым царем из династии Романовых. Никита Романович возвел в селе одноглавую Благовещенскую церковь, а за этими местами закрепилось название «колыбели Романовых».
Когда в начале XVII века Борис Годунов отправил сыновей Захарьина-Юрьева вместе с их семьями в ссылку, село было возвращено в казну, и только почти 50 лет спустя вновь оказалось в частном владении, став вотчиной окольничего Михаила Тимофеевича Лихачева, любимца царя Федора Алексеевича. В 1689−1690 годах и в 1706 году Лихачев управлял Оружейной палатой. По желанию нового владельца церковь была перестроена в стиле нарышкинского барокко – архитектурного стиля Москвы конца XVII века. Михаил Тимофеевич пережил всех своих детей, и по его кончине село оказалось во владении нового управляющего Оружейной палатой − князя Матвея Петровича Гагарина. Впоследствии, находясь на посту коменданта Москвы, тот в разгар Северной войны готовил Первопрестольный град к обороне от шведов, а затем был назначен первым Сибирским губернатором.
О том времени напоминала хранившаяся в Благовещенском храме икона святого апостола Иоанна Богослова, точеная из бивня слона или мамонта в 1715 году мастерами царского двора в Санкт-Петербурге. Образ был подарен императором Петром I. Бережно сохранялись также бархатные ризы с дарственной надписью Матвею Петровичу Гагарину как губернатору Сибири.
Но довелось князю испытать на себе и царскую немилость: в 1721 году его казнили по обвинению в сокрытии доходов и злоупотреблении властью.
За сто лет до Исаакиевского собора
А в истории храма этот год сохранился как время начала строительство ступенчатого храма-колокольни во имя преподобного Исаакия Далматского, особо почитавшегося императором Петром I, который был рожден в день памяти этого святого. Наверное, можно сказать, что сооружение этого храма более чем на сто лет предвосхищает возведение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Строительство затянулось более чем на десятилетие − освящение храма-колокольни было совершено в 1732 году, когда село уже долгое время принадлежало графу Андрею Ивановичу Остерману. В течение 20 лет он руководил внутренней и внешней политикой России: подписал Ништадский мирный договор, окончивший Северную войну, был вице-канцлером, главой Верховного тайного совета, великим канцлером, генерал-адмиралом. После государственного переворота 25 ноября 1741 года, когда на престол вступила дочь Петра I Елизавета Петровна, граф А.И. Остерман был сослан в Сибирь и умер в ссылке.
Как память о нем остался храм Исаакия Далматского «под звоном». Архитектурные формы храма-колокольни не характерны для отечественных построек того времени. Это, очевидно, объясняется вкусовыми предпочтениями и происхождением графа, который в детстве и юности видел подобные сооружения на своей родине − в Германии. Архитектору и строителям, имена которых до нас, к сожалению, не дошли, удалось достичь органичного сочетания постройки с более древней церковью Благовещения, с которой храм-колокольня составил единый ансамбль.
Сын Андрея Ивановича Остермана передал в Благовещенский храм византийского письма икону святителя Николая Чудотворца с частицей мощей этого святого, доставленной из итальянского города Бари.
От правнучки графа А.И. Остермана Степановское впоследствии перешло к брату ее мужа Валериану Михайловичу Голицыну. За причастность к декабристам он был лишен чинов и дворянства, сослан на поселение в Сибирь, а позже рядовым участвовал в Кавказской войне. Титул князя был возвращен ему только в 1856 году благодаря амнистии декабристов после вступления на престол Александра II. В.А. Голицын побывал в Степановском лишь в конце жизни.
Последними хозяевами села был его сын Мстислав и выкупивший у него эти земли богатый крестьянин Перепелов. С 1889 года в селе работала церковно-приходская школа.
Корона на куполе
А во времена государственной борьбы с верой храмы у сельской православной общины отобрали − в 1938 году они были закрыты и переданы местному совхозу под складские помещения. В верхних ярусах колокольни хранили зерно, в нижних – цемент; затвердевшие остатки его можно увидеть там и сейчас.
Пережив годы разрушений, Благовещенский храм сохраняет напоминание о принадлежности к царской династии: символом этого является корона на кресте купола. Считается, что ее поместили туда по желанию Петра I как указание на то, что село является наследственной царской вотчиной. В этих местах бытуют интересные, но малоправдоподобные предания, объясняющие, почему корона на кресте покосилась. По одной из версий, ее задел крылом низко пролетавший самолет, по другой – это произошло, когда в храме обвенчали брата и сестру, не знавших о своем кровном родстве.
Об истории села напоминают также сохранившиеся за церковными постройками руины усадебного дома и часть парка. На одном из двух сельских прудов прежде была немецкая мельница.
[image_error src=»https://prichod.ru/upload/medialibrary/e23/7.jpg»]
…И вновь начало
За время «нецелевого использования» храмы были доведены до аварийного состояния, и все-таки им стараются дать новую жизнь, а со временем вернуть и былое благолепие. Силами церковной общины в 2000 году была расчищена прихрамовая территория. Затем сделали архитектурный проект восстановления храма, в соответствии с которым сейчас проводятся аварийные и восстановительные работы.
Около двух лет назад в стороне от домов жителями села был обнаружен родник и остатки старых бревен. Похоже, в прежние времена здесь мог находиться святой источник. Стараниями верующих была сооружена купель, поставлен деревянный крест, сложен удобный колодец для сбора воды. 1 сентября 2014 года источник освятили.
Греет сердце надежда, что благодаря неравнодушным людям удастся восстановить храмы села Степановского – как место молитвы, как монументальную книгу русской истории, по слову Николая Васильевича Гоголя: «Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда молчат уже и песни и предания…».
Дарья АКУЛОВА