Когда в восстанавливаемую сельскую церковь вернулась храмовая икона Божией Матери «Тихвинская», и священник, и первые прихожане словно получили новые силы. «Что значит быть под Ее покровом? То же, что значит для путника крыша в проливной дождь, то же, что значит для путника тень в пустыне. То же, что значат родители для ребенка», − рассказывает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе села Три Озера (республика Татарстан) иерей Георгий Кондратьев.
«О Божьем не думал тогда»
Отец Георгий родился в Ульяновске. Мечтал быть столяром или плотником. Он успешно учился в профессиональном училище, и за хорошую учебу его наградили путешествием на теплоходе, во время которого он и познакомился с Галией, своей будущей супругой.
Молодые друг другу понравились, стали дружить. Матушка Галина рассказывала, как однажды катались они с Юрием на велосипедах, и зашел разговор о крещении:
– Юра, а ты крещен?
– Да, в крещении я Георгий.
– А почему у тебя крестика нет?
– Не знаю!
Батюшка вспоминает о тех временах: «О Божьем не думал тогда. Цели были только земные: быть столяром, создать семью, получить квартиру».
После окончания учебы Юрий и Галия поженились. Родилась у них первая дочь. По желанию Галии дочь крестить не стали и назвали мусульманским именем – Юлия (ударение на последнем слоге).
«Шло время, но семейного счастья все не было, – вспоминает матушка Галина, – отношения наши зашли в тупик. Юрий обратился за отеческим советом к отцу Валентину (Головину). Батюшка сказал, что жена должна идти за мужем, как нитка за иголкой, и что нужно нам венчаться и жить по-Божьи, если мы хотим сохранить семью».
Как снег на голову
Долго размышляла над этими словами Галия. По совету отца Валентина молодые приехали в Болгар в гости к батюшке Владимиру (Головину), который открыл Юре волю Божью: жить им в Трех Озерах, быть ему священником.
«Когда я узнал, что мое призвание – священство, проявил трусость и малодушие. Это откровение было, как снег на голову, – рассказывает батюшка Георгий. – Как я решился на переезд? Я сказал себе, что теперь я знаю правду Божью. Рано или поздно, через болезни или другие скорби, – все равно я к этому приду. Мне умереть предстоит и пред Богом отвечать».
Молодые супруги окрестили дочку в Ульяновске. В ноябре 1996 года, перед Рождественским постом, Галия тоже решилась принять крещение и стала Галиной.
«Как я решилась на это? – улыбается матушка Галина, – тогда мы уже переехали в Болгар. Нас окружали только верующие церковные люди. Я видела, что они очень добрые и честные, думала, что если Юрий за ними пойдёт, то станет лучше! Мы сразу повенчались. Стали ближе друг другу, я это почувствовала. Все стали делать вместе: поститься, молиться, посещать храм. Георгий там служил диаконом. И все то время мы находились рядом с чудотворным Тихвинским образом Богородицы».
В 1998 году, в феврале, Георгия рукоположили во иерея.
Батюшка рассказывает: «Какие были мысли? Теперь я лицо Церкви, поэтому должен вести себя по-Божьи! Появилась ответственность перед собой, перед людьми. Серьезнее стал относиться к молитвенному правилу. Нужно было решаться на переезд в село Три Озера, восстанавливать заброшенный храм. Если бы я знал тогда, с какими трудностями столкнусь здесь, то, наверное, переезд бы отложил! Но мысль, что за Богом идти – это хорошо, мне помогли решиться».
Хозяюшка
В 1998 году семья Кондратьевых переехала в село Три Озера. Матушка Галина вспоминает:
− Своего жилья не имели, снимали. Было очень тяжело, в том числе и в материальном плане. Храмов поблизости не было, и мы по благословению батюшки Владимира ездили в соседние села, совершали молебны, крещение, соборование. Несли людям проповедь о Христе. Наш храм Рождества Пресвятой Богородицы был, как говорится, в мерзости запустения: ни крыши, ни окон, ни газа, ни электричества. Внутри – огромные кучи мусора. В 1998 году, на Троицкую родительскую субботу, мы первый раз совершили панихиду. Затянули окна целлофаном, поставили один столик. Из прихожан – только бабушки. Они приносили из дома старые иконы, которые сумели сохранить в безбожные годы. В июле на свое место вернулась икона Богородицы «Тихвинская». Батюшка ласково зовет ее Хозяюшкой. 21 сентября, в день Рождества Божией Матери, мы совершили первую Божественную литургию. Позже в храме сделали печки, и мы смогли служить на Рождество Христово».
Восстановление храма с Божьей помощью продолжалось. Матушка Галина с бабульками ездили по селам и собирали пожертвования. Реакция людей была разная: и радость, и насмешки, и осуждение, но матушка и пожилые прихожанки терпеливо все это переносили. В 2000 году нашлись средства для того, чтобы поменять кровлю на храме. Это была великая радость для верующих. Свежо еще в памяти пасхальное богослужение, которое прошло после проливного дождя. Тогда все насквозь промокло – и облачения, и книги.
В 2003 году, в первое воскресенье нового месяца, началось чтение акафиста Богородице перед Ее иконой, именуемой «Тихвинская». Сегодня этот акафист читают каждое воскресенье. Молитва была услышана: в том же году Бог послал человека – Андрея Владимировича Гурьянова, загоревшегося желанием восстановить храм. Благодаря его стараниям в 2004 году были установлены позолоченные главный купол и крест.
Нашлись и другие неравнодушные люди, пожелавшие помочь. За несколько лет была проделана огромная работа: проведено газовое отопление, открыт главный придел в честь Рождества Христова с богатым пятиярусным иконостасом и хорами для певчих, которые красиво украсили киотами.
Сегодня в левом приделе проводятся занятия с детьми воскресной школы. Недавно был сделан ремонт в церковной лавке, а сейчас завершаются строительные работы в помещении, предназначенном для индивидуального помазания болящих. На приходе работает большая трапезная, а сам храм обнесен красивой оградой.
Сегодня церковь в Трех Озерах посещают группы паломников из Ульяновска, Самары, Бузулука, Москвы, Димитровграда и Казани. Верующие читают дома акафисты, а затем рассказывают, как им помог Господь и святые Его.
«Я счастливый человек»
Отец Георгий, что Вы считаете самым главным в своем служении?
− Главная цель – это искренность. Быть свидетелем, делиться с людьми радостью жизни с Богом.
А где находите силы, когда подступает уныние?
− В искренней молитве к Богу. Я говорю себе: мне это не под силу – для Бога же все возможно. Когда искренне помолюсь, то становится легче на душе.
Ваша первая встреча с Богом. Какая она?
– В детстве бабушка водила меня в церковь, и я удивлялся атмосфере в храме. Чувствовал, что это – не от мира сего. В пятом или шестом классе – не помню, что меня подвигло на это – я начал молиться. Учился я слабо, боялся контрольных работ. Однажды перед тем, как заглянуть в тетрадь, которую дежурный раздал после проверки, я под партой перекрестил ее: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Открываю, а там – четверка! Вот радости-то было! Я и с друзьями поделился этим секретом! Но во взрослой жизни такого молитвенного настроя не было.
Вы находитесь в сане семнадцать лет. Какие выводы за это время для себя сделали?
– Кому много дано, с того много и спросится.
Кто и что Вам помогает в деле спасения душ человеческих?
– Я считаю себя очень счастливым человеком. В процессе своего формирования как священника, мужа или отца я ничем не обделен. Господь мне дал духовника, он раскрыл мои крылья и указал, куда лететь. Все это по Промыслу Божьему: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод».
Какие слова Священного Писания Вам были особенно близки семнадцать лет назад? И какие близки сейчас?
– «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». А теперь близки слова из Откровения «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
«Старичок»
Преподобный Серафим Саровский – Ваш небесный покровитель, поскольку Вы родились с ним в один день. Вы замечали какие-нибудь события, связанные с ним?
– Однажды я неожиданно оказался в группе паломников, ехавших в Дивеево. Когда я возвратился домой, то супруга сообщила, что меня будут рукополагать во диакона. В этом я вижу ходатайство батюшки Серафима. До рукоположения, когда я жил и учился в Ульяновске, мне подарили акафист преподобному Серафиму Саровскому на церковнославянском языке, и я его читал. Но тогда я в этом не видел руки Божией. Я это понял только спустя много лет.
Матушка Галина родилась 1 августа – в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Так что этого святого особо почитают в семье Кондратьевых. Матушка вспоминает:
«Когда я была некрещеной, у меня как-то ночью разболелся зуб. Вижу во сне старичка седого, он мне ласково говорит: «Когда же ты, доченька, окрестишься?». А я только потом, когда посетила Дивеево, узнала на иконе этого старичка. Это был батюшка Серафим!»
Есть еще один интересный факт. Читаем в житии святого Серафима: «Когда Прохор проходил столярное послушание, то отличался большим усердием, искусством и успехами, так что в расписании он один из всех назван Прохором-столяром». Видим, что неслучайно и отец Георгий хорошо освоил столярное дело!
Особое внимание – «тихвинятам»
Семья у Вас многодетная: три дочери и сын. Что для Вас значит семья?
– Это мои самые близкие люди. Они все обо мне знают – все отрицательное и положительное. Это помогает мне быть искренним с Богом и людьми. В семье учишься жить по-Божьи. Дети – это наше зеркало. Это наша радость! В общем, и супруга, и дети держат меня в физическом и духовном тонусе.
В вашем храме находится чудотворная мироточивая икона Богоматери «Тихвинская». Быть под Ее покровом – что для Вас это значит?
– То же, что значит для путника крыша в проливной дождь. То же, что значит для путника тень в пустыне. То же, что значат родители для ребенка.
Батюшка, а у Вас есть любимый праздник?
– Да! Это 9 июля – день памяти иконы Божией Матери «Тихвинская». Это наша Хозяюшка, слишком много с Ней связано.
Какие задачи сегодня стоят перед Церковью?
– Для нас важно, прежде всего, духовное возрастание прихожан. В этом деле могут помочь катехизаторские курсы. Большое внимание надо уделять детям, особенно нашим «тихвинятам», чтоб они знали Бога и Матерь Божью. Есть и другие важные вещи: совершение молебна с чтением канона за болящих и чтение Неусыпаемой Псалтири.
Беседовала Наталья СЕРОВА
В основе материала −
публикация сайта «Православие в Татарстане»