Издревле без икон невозможно представить православный храм. Но сам процесс создания иконы до сих пор остается тайной, понять которую дано далеко не каждому пытливому уму. В иконописной мастерской при Смоленском духовном училище эту тайну познают уже более шести лет.
«Кузница кадров»
В 2008 году по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Предстоятеля Русской Церкви) в стенах Смоленского межъепархиального православного духовного училища была создана иконописная мастерская. Планировалось, что в мастерской будут работать выпускники иконописного отделения училища, которые на ее базе пройдут свою практику-отработку. Так на деле и вышло: ежегодно в мастерской стали оставаться по окончании учебного курса два-три выпускника. Кто-то из выпускников решает продолжить свое обучение и поступает в высшие художественные школы и другие учебные заведения, другие возвращаются в родные епархии и продолжают трудиться на местных приходах. Сегодня в мастерской трудятся не только выпускники, но и студенты и преподаватели учебного заведения.
Работа в иконописной мастерской при духовном училище ведется непрерывно вот уже шесть лет. Планируется, что в ближайшее время в состав сотрудников мастерской будут входить не только художники-иконописцы, но и выпускники отделения декоративно-прикладного искусства.
Не «конвейерное производство»
В сознании обывателя мастерская – это место, где стоят в несколько рядов столы и за каждым человек увлеченно над чем-то работает. Но вряд ли можно с поставить в один ряд с такими иконописными мастерскими ту, что действует в Смоленске при духовном училище.
– В крупных городах существуют такие большие мастерские, – рассказывает Елена Олейникова, председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Живопись» (иконописное отделение). – В таких случаях можно говорить о коллективном творчестве. Работа там построена таким образом, что один мастер может писать одежды, другой – лик, и только потому, что это у них лучше получается. На мой взгляд, иконопись нельзя ставить на конвейер, ведь это не только творческий, но и, прежде всего, духовный процесс, а ни о какой сакральности такой «коллективной» иконы уже говорить нельзя. Я считаю, что лучше, если в мастерской трудятся два-три человека, но они любят свое дело, ценят его, и вместе с тем стараются жить по заповедям и совершенствоваться духовно.
Состав сотрудников мастерской за шесть лет по объективным причинам претерпевал много изменений. Людмила Боброва, выпускница иконописного отделения, – единственная, кто работает в мастерской со дня ее основания. В год она пишет около десяти-двенадцати икон.
По мнению педагогов, уровень мастерства далеко не всегда зависит от возраста художника. Например, студенту училища Алексею Пономареву всего семнадцать лет, но он уже в данный момент, под руководством преподавателя Александра Елисеенскова, работает над иконой преподобного Сергия Радонежского для Смоленской епархии.
Среди тех, кто учится на иконописном отделении и в будущем может стать художником иконописной мастерской СМПДУ, есть представители не только других епархий, но даже других стран, в частности, Туркменистана.
– До поступления в училище я окончила лицей по специальности «художник-оформитель», а потом преподавала рисование в воскресной школе в Ашхабаде, – рассказывает Галина Семенова, студентка 4 курса иконописного отделения СМПДУ. – У нас в городе пока не так много православных храмов, и люди мало знакомы с искусством иконописи, поэтому познакомить их с этим искусством предстоит нам.
Фотокопия vs рукописная икона
Несмотря на то, что большое распространение сегодня получили иконы печатные, потребность в иконах рукописных остается всегда. В Смоленском духовном училище будущих иконописцев учат писать икону, соблюдая все правила канона. Особое внимание уделяется изучению образов, созданных в XIV-XV веках – именно это время называют золотым веком русской иконописи.
– Конечно, такие иконы значительно отличаются от фотокопий, которыми пестрят иконные лавки, – говорит Елена Олейникова. – Зачастую люди сегодня хотят видеть что-то «более реалистичное» и яркое. Бесспорно, эти копии красивые и яркие, но только настоящий ценитель понимает истинный, сакральный смысл рукописной иконы. Ведь художник вкладывает в нее душу, постоянно молится, обращается к святым, которых пишет.
Одомашненная традиция
Среди образов, которые сегодня чаще всего пишут иконописцы мастерской, – образы Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и именные иконы. Кроме того, большую популярность получила мерная икона, которая пишется для новорожденных. Как правило, на таких образах изображается небесный покровитель младенца, а сама высота иконы соответствует росту, с которым младенец появился на свет. Зачастую на мерных иконах помимо святого, в честь которого назван ребенок, изображаются также угодники Божии, наиболее почитаемые в данной семье. Педагоги рассказывают, что данная традиция – весьма «одомашненная», но не новая; она уже присутствовала на Руси много веков назад, и теперь активно возрождается.
Кроме того, иконописцы мастерской при СМПДУ часто пишут и довольно редкие образы: например, в прошлом году были написаны иконы святого мученика князя Элизбара, мученицы Акилины, святителя Луки Войно-Ясенецкого, преподобного Ефросина Тверского, преподобных Герасима и Аркадия Болдинских, преподобного Алексия Печерского, пророка Наума, святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Кирилла, святого Паисия Великого.
Виктория САМУЙЛЕНКОВА
Публикация сайта Смоленской епархии