Home / Православие повсюду / «Владимирский» трофи-рейд

«Владимирский» трофи-рейд

Почему настоятель бедного сельского храма, затерянного в салаирской тайге, организовывает миссионерские трофи-экспедиции? Что, кроме красивых видов и сложных препятствий, зовет в дорогу алтайских джипперов?

Джиппер поневоле

В отдаленной таежной деревне Хмелевка, что в Заринском районе Алтайского края, служит священник Павел Корчагин. Всех «богатств» – полноприводная машина, да и то по необходимости:

– Деревня наша находится в тайге, вблизи населенных пунктов нет, поэтому постоянно приходится и по бездорожью ездить, – делится священнослужитель.

Отец Павел – первый священник здесь за почти сто лет. Жизнь в Хмелевке трудная и, как многим кажется, беспросветная; жители спиваются. Батюшка старается хоть как-то изменить ситуацию, привлечь к этим местам внимание,  оживить людей, но возможностей так мало. Или все-таки?..

– Появилась мысль: коли уж я увлекаюсь таким делом, как джипинг, не попробовать ли организовать трофи-экспедицию? Идея эта пришла в Великий пост, и я подумал, что приурочить экспедицию можно было бы к Пасхе.

Идея хороша, вот только как ее реализовать? Ведь такое путешествие требует тщательной подготовки: сбор участников и оборудования, разработка маршрута, формирование экипажей.

– Не было знакомых людей, которые помогли бы организовать экспедицию, – вспоминает священник. – Слава Богу, худо-бедно, но интернет в нашей деревне имеется – я и зашел на сайт алтайского внедорожного клуба «Алтай 4х4». Подумал: «Напишу с Божьей помощью. Если откликнутся люди, хорошо, а осудят – ну что ж». Написал и сам удивился – сразу же люди стали помогать советами, как что надо сделать. Очень много откликов было. И из других автоклубов тоже стали люди писать, из других регионов.

Ко дню начала экспедиции собралось около восьмидесяти участников из четырех регионов – республики Алтай, Новосибирской и Кемеровской областей, Алтайского края. Сформировали двадцать экипажей.

Таежные кресты

Посвятили Пасхальную экспедицию «По затерянному тракту» памяти священнослужителей, которые в годы гражданской войны были замучены в салаирской тайге роговскими головорезами.  

Жил в Барнаульском уезде человек Григорий Федорович Рогов. Побывал на двух войнах – русско-японской и Первой мировой, за геройство свое был удостоен трех георгиевских крестов, но вот подхватила его муть революционного противостояния и гражданской войны, когда брата на брата шел. И стал он одним из самых жестоких командиров «красных» отрядов, устроивших настоящий террор местных жителей. Они убивали мирных людей, жестоко казнили священников. До сих пор притчей во языцех остаются «роговские чистки». И погиб Григорий Рогов в 1920 году от «своих» – регулярных советских частей. Похоронили его в селе Хмелевка в братской могиле.

Итак, помолясь – в дорогу. За три дня участники экспедиции преодолели около 200 километров. Их ждали лесовозные дороги с глубокой колеей, крутые подъемы и спуски, болота, броды, песок, камни, глина. Спрашиваю, а что еще вспоминается из того путешествия?

– Экспедиция проходила в добром общении. Сам ее мотив себя оправдал, потому что это был миссионерский порыв: люди подходили и спрашивали о вере, обсуждали со священником личные, семейные вопросы. Я, как мог, отвечал. Многие, конечно были удивлены, что трофи-экспедицию организовал священник, многим было приятно, что это первая экспедиция, у которой была идея, потому что обычно такие поездки проводят, просто чтоб посмотреть красивые места.

Очень важными моментами экспедиции для ее участников стали установка поклонных крестов, служение панихид по усопшим в годы Великой Отечественной и гражданской войн. А по завершении пути состоялось освящение  машин.

Единственная «претензия» любителей внедорожников по итогам путешествия – некоторым дорога показалась не такой уж трудной, «не хватило грязи».

В дорогу – именем святого князя Владимира

Это учли при подготовке второй экспедиции, которую в год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира решено посвятить памяти Крестителя Руси. Она пройдет 21–23 августа.

Маршрут проложили на карте, учтя пожелания участников: сделали так, чтобы по пути было побольше болот. Остается провести разведку – заранее пройти его с несколькими добровольцами.

– Пойдем по заброшенным деревням, которые уже не существуют. Но они в этих местах были, и во всех этих населенных пунктах были храмы, говорит иерей Павел Корчагин. – На месте уничтоженных храмов поставим кресты. У многих, кстати, с прошлой экспедиции след в душе остался от того, что они собственноручно в походных условиях эти кресты изготавливали и сами их вкапывали. Решили, что и в этот раз в местах, где стояли храмы, будем устанавливать Поклонные кресты и освящать их.

От реабилитационного центра к приходу

Приходу в Хмелевке всего лишь год, но жизнь свою с этим населенным пунктом отец Павел Корчагин связал раньше.

– Сто лет назад в этой деревне убили священника с женой, и вот век спустя здесь появился я, – делится батюшка. – Когда меня назначили в город Заринск служить, я хотел реализовать свою давнюю мечту: создать реабилитационный центр для наркоманов. Мы с моей матерью взяли кредит, приобрели в Хмелевке дом. Я ездил в деревню, окормлял ее жителей, но общины еще здесь не было. Постепенно организовался реабилитационный центр, и было решено зарегистрировать приход. Тем временем при помощи благотворителя строился деревянный храм.

Храм освятили во имя преподобного Сергия Радонежского. После произошли некоторые изменения. Обеспечение работы реабилитационного центра требует серьезных материальных и иных ресурсов, и сейчас им занимается протоиерей Андрей Ушаков, благочинный Заринского округа.

Отец Павел продолжает окормлять жителей села. Жизнь в Хмелевке не очень здесь сладкая, не все так гладко, как представлялось раньше и как хотелось бы. Почти вековая духовная безотцовщина принесла страшные плоды: село спивается и умирает, в храме даже на праздники собирается человек семь стареньких бабушек.

Приход находится в очень тяжелых условиях.  Чтобы хоть как-то содержать храм, батюшка берется за самую тяжелую работу – лес валить, на пилораме трудиться.

Источник Крестителя

Был в деревне когда-то святой источник – сейчас никто уж и не вспомнит, в честь кого он был назван. Отец Павел вместе с джипперами планирует его восстановить:

– Некоторые участники экспедиции приедут пораньше, и мы все вместе попытаемся родник как-то благоустроить.

По благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия источник освятят во имя святого князя Владимира.

До революции этот источник был почитаемым, к нему приезжали из соседних селений. Может быть, и сейчас к нему потянутся паломники и молитвами Крестителя Руси изменится жизнь населяющих эти места людей…

Наталия БУБЕНЦОВА

Фото сайта Алтайской митрополии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *