Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - Православие повсюду - Трудная радость любви

Трудная радость любви

03:00, 03 августа 2015
Православие повсюду


Очень часто мы относимся к христианству как к магическому средству обретения блаженства. Многие уверены, что сумма определенных действий: регулярная исповедь, причастие раз в какой-то срок и исполнение определенных обрядов, среди которых есть даже цветовая дифференциация платков (!), может привести в рай. На самом деле, если мы прислушаемся внимательно к словам Самого Спасителя, то поймем, что Он-то как раз ждет от нас прежде всего милосердия, а вовсе не соблюдения запретов или предписаний: «Алкал Я, жаждал, был наг, был болен, был в темнице… и вы пришли ко Мне. Как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Милосердие, жизнь по любви – это и есть христианское отношение к ближним, это и есть «гарантия» пропуска ко Христу.

Чудо любви к Богу… и ближним

Каждый совершает свое чудо обретения Бога по-своему. Я слышала множество таких удивительных историй, какие ни один современный фантаст не придумает. Наверное, сколько людей, столько и путей к Богу. Но каждый раз – это история любви, история любви Господа к этому конкретному человеку. Поэтому заповедь любви – это, безусловно, самая главная заповедь для христианина.

Любить Бога и любить ближнего, как самого себя… и вот второе, пожалуй,  представляется наиболее трудным. Почему? Потому что близкий человек предстает перед нами не всегда в приятном расположении духа, не всегда в красивом виде: с нами он и есть такой, какой он на самом деле, – без нарядной одежды на теле и душе. Мы его знаем, «как облупленного». Такой вот «пасхальный» образ: вот оно – красное пасхальное яйцо – твердое и прочное в своей броне-скорлупе, но стоит его очистить, облупить, и оно окажется мягким и беззащитным.

Так и мы перед своими близкими: они знают все наши слабости и недостатки, они помнят все наши промахи и ошибки, они могут даже предугадать, что мы скажем или сделаем в следующую минуту… Да, в этом-то и трудность христианского подвига любви – любить своих близких такими, какие они есть на самом деле, без всяких «если бы».

Истинная любовь – это постоянное забвение себя

Когда мы с мужем венчались, батюшка напутствовал нас словами о «мученическом венце брака». В тот момент меня это даже не очень приятно поразило: всегда венцы воспринимаются как царские, как нечто красивое и приятное, даже праздничное, а тут вдруг – мученичество. И только теперь я понимаю, какое мудрое слово он сказал, как пытался предупредить нас, подготовить к тому, что любовь – это постоянная жертва милосердия, постоянное забвение себя.

В какой-то книге прочитала недавно: если хочешь сохранить любовь, забудь о гордости. Как это верно! Мне кажется, люди сегодня слишком любят себя и совсем не хотят любить никого другого, потому что эта любовь неизбежно потребует от них отказаться от своих желаний и привычек, а иной раз даже от самых необходимых вещей. Жить одному гораздо проще: не надо приспосабливаться, терпеть раздражающие бытовые мелочи (незакрытый тюбик зубной пасты, брошенные, где попало, вещи, разлитый и невытертый чай), невольные или нарочитые грубости, невнимание к своей великой персоне или даже раздражение твоим присутствием – все рано или поздно, редко или часто случается. И все это надо – просто необходимо!  – терпеть, «если ты хочешь сохранить любовь». А уж когда появляются дети…

Монстр в углу или…

Неоднократно слышала такое мнение: «Больше трех – уже все равно, сколько детей!» Уж не знаю, кто это сказал первый, но сомневаюсь, что это была многодетная матушка. Поверьте мне, каждый ребенок – хоть первый, хоть десятый – это особая личность и особый труд, это дополнительное напряжение всех душевных и телесных сил, потому что каждому нужно ваши внимание, любовь и – опять – милосердие.

На самом деле, довольно часто милые дети умеют довести тебя до точки кипения, когда не остается никаких добрых чувств, кроме одного: отлупить – и в угол на всю оставшуюся жизнь! И вот как раз в этот момент мы вспоминаем вдруг о христианской любви, о том, что этот самый «монстр» и есть воплощение ее. И пусть раздражение не уходит совсем, но возникает чувство жалости к этому орущему непослушному человечку. И ты находишь нужные слова… и производишь нужные действия. Надо только вовремя вспомнить о любви…

Не бывает христианства без распятия

А что касается жертвы… Даже старшие дети это уже понимают, когда говорят: «Жаль, что Еленка такая маленькая, можно было бы в горы всем вместе пойти с ночевкой… или поехать на море на целый день!» А я могла бы продолжить список: выспаться, как следует, или пойти на концерт, или в театр, или поехать в гости к друзьям в любой момент – прямо вот тогда, когда захотелось… или просто подольше полежать в ванне! Думаете, не хочется?

Действительно, чем больше детей, тем меньше остается этих «хотений»: все свои личные желания отходят на второй, третий, шестой план и, что интересно, этого уже не замечаешь, такое состояние становится естественным. Жаль только, что зачастую и твои близкие настолько привыкают к твоей постоянной жертве, что ее уже не замечают и не пытаются переложить часть твоей ноши себе на плечи.

Но нашей душе это приносит огромную пользу, потому что «Христос почивает там, где благородство и великодушие, там, где дух жертвенности…» (преподобный Паисий Святогорец, «Слова», т. 3). И еще, там же: «…для того, чтобы пережить сверхъестественное, мы должны жить сверх естества».

Если мы хотим действительно преобразиться, стать сынами Божиими, надо быть готовыми приносить себя, то есть свои желания и удобства, свои пользы и выгоды, в жертву близким, не ожидая при этом награды или признания.  А мы все пытаемся переложить свое на плечи другого, да еще оправдываемся, не желая себя ни в чем ограничить, другими словами, «стремимся к христианству без распятия», к «христианству сиюминутного воскресения» (там же).

«Если не я, то кто же?..»

Очень часто дети на просьбу старших сделать что-нибудь, отвечают: «А почему всегда я?» И мне лично очень обидно это слышать. Я всегда вспоминаю слова Жанны Д’Арк: «Если не я, то кто же?» И если оглянуться назад, то мы увидим, что раньше люди так и жили – для других прежде всего, не задумываясь, а выгодно ли это мне, любимому? Даже наши родители, то есть бабушки и дедушки наших детей, еще живут милосердно: забывают себя ради детей и внуков, а вот наши дети, к сожалению, на первое место ставят себя, а потом уже остальной мир. Так их сейчас учат – с экранов ТВ, через интернет и даже со страниц некоторых учебников в школе. Так сильна окружающая их атмосфера себялюбия, что сопротивляться очень-очень трудно. И все-таки мы должны бороться за настоящую жизнь и искать в ней христианский смысл, на то мы и христиане.

Милосердие – это естественное проявление любви к ближним. При этом мы должны помнить, что по-христиански нашими ближними являются все люди, повстречавшиеся на нашем пути:  и неприглядный бомж, при взгляде на которого, чувство брезгливости возникает скорее, чем чувство жалости. И незнакомая старушка, которая «навяливает» нам ненужные и жалкие по виду ягодки-цветочки со своего огорода. И прохожий, внезапно упавший на остановке, – пьяный или «сердечник»? Или забытый всеми зэк…

Как-то я спросила детей, в чем смысл нашей жизни. Старшие задумались, а младший сын очень серьезно сказал: «Вот Господь нас так сильно любит… наверное, мы должны научиться тоже так любить». Я думаю, это именно тот случай, когда «устами младенца глаголет истина».

Юлия КОМАРОВА,
 мать шести детей

Публикация сайта Симферопольской епархии

 

 

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх