Home / Православие повсюду / Святитель Николай с гостеприимной русской душой

Святитель Николай с гостеприимной русской душой

Известная православная шутка про «божественную троицу» – Спасителя, Богоматерь и Николу – не просто байка. В ней запечатлено народное почитание святителя Николая Чудотворца, которым преисполнено русское Православие. Изрядному угоднику Христову не только истово молились на Руси испокон веков, но уже с XI века пилигримы устремлялись к италийским брегам, в Бар-град, чтобы поклониться чудотворцу и получить его особое благословение. Прошли века, и сегодня в этом славном итальянском городе у паломников из Русской Православной Церкви есть возможность остановиться в родном доме, на русском подворье. Как организовать поездку сюда, чем живет приход подворья и чем интересно Православие католикам, в интервью интернет-порталу «Приходы» рассказывает настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей БОЙЦОВ.


Русское подворье в Бари – это центр русского Православия или русской культуры? Островок российского государства в итальянском портовом городе, прославленном святителем Николаем Чудотворцем? Как Вам и Вашим прихожанам, паломникам живется здесь?

– После договоренностей, достигнутых Президентом Российской Федерации В.В. Путиным с премьером Италии Сильвио Берлускони в 2007 году, уже к 2008 году специальная совместная комиссия составила документы, и были подписаны соглашения о передаче в собственность Российского государства зданий подворья в Бари, а также территории, на которой оно находится (примерно 0,7 га). Затем все было оформлено в безвозмездное пользование Московскому Патриархату. Символические ключи из рук Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано были вручены тогдашнему Президенту России Д.А. Медведеву в начале 2009 года. Однако итальянские учреждения, находившиеся в зданиях подворья, покинули их не сразу, лишь к концу 2011 года и к середине 2012 года. В январе 2012 года был подписан уже акт о передаче подворья де факто. Настоятель подворья в Бари – официальный представитель Московского Патриархата, ответственный за него и за его территорию.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла здесь устроены кельи для русских паломников. Причем это не фешенебельные апартаменты, а бюджетный вариант, чтобы здесь могли останавливаться малоимущие паломники за минимальную цену. Состоятельные люди сами могут снять себе хорошую гостиницу, оплатить питание и иные расходы. Святейший Владыка озаботился, чтобы здесь у нас была трапезная с профессиональным пищеблоком, чтобы питание для паломников готовилось качественно. Таким образом, постояльцы нашего подворья экономят на питании (весь обед обходится в восемь-двенадцать евро, а за эти деньги в Италии нельзя даже съесть пиццу). Дом паломника официально открылся после реконструкции здания 22 мая 2014 года. Торжество возглавили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и губернатор Подмосковья А.Ю. Воробьев. Подворью на тот момент исполнился 101 год, потому что закладка камня была совершена здесь 22 мая 1913 года.

Через сто с небольшим лет нам удалось наконец-то осуществить мечту нашего последнего императора, царя-страстотерпца Николая II, у которого была идея помочь в паломничестве бедным слоям населения – крестьянству, рабочим. С этой целью программа субсидировалась Императорским православным палестинским обществом. Известно, что в начале ХХ века из Одессы на специальном корабле в Святую Землю, к святыням Греции, на Афон и к италийскому берегу возили до 20 тысяч паломников в год.

Из-за революционных событий подворью в Бари тогда не суждено было стать русским центром для пилигримов, и Русская Православная Церковь утратила права собственности на это здание и территорию.

Подворье вообще не функционировало до революции?

– Тогда здесь подворьем занимался и управлял князь Жевахов. Ему пришлось столкнуться со многими трудностями, и он с ними справлялся: устраивал на подворье госпиталь для раненых военных в годы Первой мировой войны, затем – гостиницу. Сохранились документы того времени, свидетельствующие об этом. Однако к 1936 году, к сожалению, Императорским православным палестинским обществом право собственности было утрачено, здания и территория перешли во владение местного муниципалитета. Однако приход на этом месте был сохранен, он находился в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. За всю историю здесь несли служение четырнадцать священников.

Богослужения совершались в нижнем храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, верхний же храм к тому времени довершен не был. Только после Второй мировой войны были собраны необходимые суммы всей эмигрантской диаспорой первой волны, и в 1955 году верхний храм был освящен. Над иконостасом для него работал театральный художник Бенуа с супругой, тоже эмигрировавшими после революции. Ими написано две фрески.

Где сейчас этот иконостас?

– Он демонтирован, так как сейчас в верхнем храме идут ремонтные работы. Мы хотим сделать этот исторический иконостас частью музея подворья, над экспозицией которого мы сейчас работаем.

А как группе паломников из России сегодня приехать в Бари и остановиться на подворье? Что нужно для этого сделать?

– Вскоре после своего назначения сюда я озаботился созданием сайта подворья, через который можно бронировать места в доме паломника. Большую часть времени года у нас всегда есть свободные кельи. Но некоторые периоды – вблизи зимних и весенних дней памяти святителя Николая Чудотворца – сразу ощущается их нехватка. Вот почему я рекомендовал бы бронировать кельи за два-три месяца.

Есть ли возможность всех разместить именно в праздничные дни? Или вы помогаете найти недорогую гостиницу где-то в городе?

– Можем, конечно, оказать такую помощь, а также помочь с трансфером и с гидами. Пока при подворье не действует туристическое агентство в полном смысле этого слова, так как значительное время сотрудникам приходится уделять вопросам строительства, реконструкции, юридическому оформлению документов, связанных с функционированием подворья. Но со временем мы хотим организовать такое агентство, вероятно, даже с филиалом в Москве. Мы активно сотрудничаем с российскими паломническими службами, а также с греческими компаниями.

Сейчас мы единовременно можем разместить до 70 паломников. А вот, скажем, в мае 2015 года в день памяти святителя Николая в Бари прибыло около четырех тысяч человек, и это только те данные, что насчитала охрана подворья. Столько человек приложилось к мощам с 7:30 утра до позднего вечера.

В эти дни открывается крипта, и любой человек, приезжающий в Бари…

– Понимаете, дело в том, что крипта у католиков всегда открыта с восьми утра до половины девятого вечера, и к мощам можно подойти в частном порядке. Решетка будет закрыта, но прикоснуться рукой к гробнице не возбраняется. Можно постоять или посидеть здесь же и помолиться святителю – никто вас не будет прогонять.

Каждый четверг в базилике клириками подворья совершается Божественная литургия. С 1 июня до 15 октября, в пик туристического сезона, нами получено разрешение на служение второй литургии по вторникам. Таким образом, летом и осенью русские паломники могут побывать в крипте на литургии и по вторникам и четвергам приобщиться Святых Христовых Таин. По субботам мы служим молебен и панихиду. Начало богослужений – в 10:30.

Русское подворье в Бари – место специфическое, через которое проходят тысячи паломников. А существует ли здесь община? Можно ли подворье назвать полноценным приходом?

– Наверное, полноценным нельзя. Община есть, но она очень маленькая. Ввиду тех задач, которые я поставил: организация дома паломников, реставрационные работы. Немаловажен и контингент, проживающий в Бари, – гастарбайтеры Белоруссии, России, немножко Украины, Грузии. Хотя у грузин есть свой приход, но некоторые предпочитают ходить в наш храм. Молдавия частично. Это люди, трудящиеся по специфическому рабочему графику. Подчас прихожане работают целыми днями и могут выбираться в церковь только часа на два. В таких условиях построить общину священнику сложно. Кроме того, здесь очень мало экономически независимых людей хотя бы среднего класса.

Подворье взаимодействует с местной ассоциацией соотечественников. Нами организована школа, в которой учатся, в основном, дети из смешанных семей (чаще всего, отец – итальянец, женившийся на русской, белорусской или украинской женщине). Матери отдают чад в нашу школу, чтобы дети знали русский язык, русскую литературу, изучали географию и историю России. Здесь же им преподаются иконопись, пение.

Это воскресная школа?

– Дети ходят в нее на неделе, потому что воскресенье для итальянцев – это день определенных традиций: воскресного обеда, воскресных встреч в кругу семьи, манкировать которыми не дозволяется. Редко какой итальянский муж в воскресенье жену отпускает в храм. Только самым благочестивым и верующим женщинам удается расположить мужей к Православию и объяснить важность богослужений в русском храме. Буквально несколько пар, иногда с детьми, бывают по воскресеньям и причащают детей. Как правило, для наших женщин большая проблема, как оставаться практикующей христианкой и в церковной строгости воспитывать своих детей.

В этой русской школе учатся бесплатно или платно?

– Ассоциация соотечественников взимает с родителей небольшую сумму в пользу оплаты труда преподавателей. Стоимость по итальянским меркам символическая – около 50 евро. Также школу поддерживает подворье, мы находим благотворителей, чтобы дети дополнительно изучали пение и иконопись.

Выдаются ли какие-либо свидетельства по окончании школы?

– Да, это учебное заведение сертифицировано, а преподаватели регулярно повышают свою квалификацию. Не так давно одна из учительниц признана лучшей по программе преподавания русского языка в Италии. Выпускники получают документ о среднем образовании.

Удается ли детям участвовать в богослужебной жизни подворья?

– Из-за «воскресной проблемы» итальянских семей уже сам факт обучения ребенка в нашей школе – в известной степени подвиг. Детей сюда привозят несколько раз в неделю, некоторые добираются издалека, и если на обучение мужья еще соглашаются, то на третий, воскресный, день отъезда из дома идут крайне неохотно. Но мы стараемся общаться с детьми на церковные темы, совершаем в праздники молебны, ведем беседы.

Получается, что подворье Русской Православной Церкви в Бари – настоящий центр встречи соотечественников в этой части Итальянской Республики. Как Вы считаете, на что нужно ориентироваться в деле развития программ по окормлению соотечественников за рубежом?

– Направления могут быть самые разные – от лекций и чтений, например, Кирилло-Мефодиевских, до епархиальных собраний и межвузовских конференций. Надеюсь, этому в ближайшее время будут способствовать не только инициативы людей, но и помещения, в которых мы трудимся, ведь подворье – это красивая территория с необычным зданием древнерусского стиля, построенным по проекту архитектора Щусева. Однако все-таки все программы держатся на людях. И их нам очень не хватает…

Через местный комитет по туризму мы распространили информацию о том, что подворье готово принимать и проводить экскурсии для всех желающих, для групп из школ, университетов, иных учебных заведений, в том числе для католических семинаристов. Мы открыты для общества и развития культурных связей между нашими соотечественниками и итальянским народом.

Подворье в Бари – это олицетворение уникальной русской судьбы XX века. Устроенное одной государственной властью, еле сохранившееся без всякого попечения со стороны отечественных властей потом, и вот – нынешнее возрождение по воле нового российского государства…

– Да, в 1911 году император Николай поручил Императорскому православному палестинскому обществу озаботиться приемом на италийском берегу русских паломников, он же произвел первый персональный взнос в десять тысяч рублей.

Известно, что пилигримы стали стекаться в Бари уже сразу после перенесения в этот город мощей святителя Николая Чудотворца, в XI веке. Конечно, документальных свидетельств у нас не сохранилось, но разрозненные бумаги XVI века о посещении этих мест русскими паломниками в базилике можно найти. И затем, с каждым веком, число богомольцев только увеличивалось. Известно, что решетки перед спудом с мощами не было, и есть свидетельства людей XIX столетия, описывающие, как они «заглядывали в это окошко, и было особым знамением, если косточку увидишь». А ведь мощи находятся намного ниже, приблизительно в 60 см глубиной и в темноте.

Паломник-писатель А.Н. Муравьев повествует, что у паломников было особое поверье «об окошке и мощах» как знаке особого благоволения. Однако, не препятствуя поклоняться мощам, католики не разрешали здесь служить литургию и даже молебен. Православные молись у мощей частным образом. То есть паломнический подвиг не был полным, не было возможности здесь исповедоваться, причаститься. Русская церковь здесь очень была нужна.

И решить эту проблему без государственного вмешательства было нельзя?

– Да, государи заботились о своих подданных. Так, в Палестине были выкуплены участки, где создали инфраструктуру для русских паломников. Это укрепляло благочестие в народе. Здесь, в Бари, мы тоже видим заботу правителей. Но несмотря на то, что инициатива эта была «сверху», народ всегда активно помогал. Сюда была протоптана многовековая тропа. Муравьев пишет, что он видел женщин-паломниц из Саратова. Представьте себе, в XIX-то веке. Путешествие было длительным, и они несли с собой и зимнее, и летнее платье, продукты, сухари. Так люди паломничали…

А чем сегодня помогает государство?

– Очень дорогостоящий ремонт частично покрывается за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации. Ведь подворье – собственность России. Но какую-то часть нахожу уже через благотворителей я.

Если брать самые популярные точки заграничного паломничества для русских людей, на каком месте будет стоять Бари после Святой Земли?

– Конечно, очень почитаем Афон. Но туда не пускают женщин. Очень популярны маршруты посещения святынь Греции… Бари, как мне кажется, занимает второе, максимум, третье место по интенсивности приезда паломников из России.

Если приезжать в Бари, где еще можно побывать, помимо базилики святителя Николая Чудотворца?

– В наших краях можно прожить не меньше недели! Нужно помнить, что и Калабрия, и Апулия были местом пустынножительства православных отшельников. Особенно в период иконоборчества сюда бежали, спасая иконы, многие монашеские общины. Здесь очень много пещерных монастырей, особенно в Матере. Сотни пещерных подземных церквей, келий. В некоторых я совершал богослужения с паломническими группами, иногда с прихожанами. Кроме того, в 40 километрах от Бари есть город Монополи, в котором пребывают древние святыни. Например, икона Божией Матери византийского письма XI века, приплывшая, по преданию, сюда на плоту. Этот образ очень похож на Тихвинскую икону Царицы Небесной, и у нас даже возникла идея установления побратимства между Монополи и Тихвином.

К «русскому миру» в Италии относятся приветливо?

– Экономически. Понимают, что паломники и туристы влияют благотворно на местный финансовый климат.

Насколько Православие органично католической Италии, центру католицизма? Как Православию здесь живется?

– Когда задают такие вопросы, мне всегда вспоминается Розанов, который сидел на ступенях Кёльнского собора и плакал. Православие и католицизм – просто разные религии. С одной стороны, у нас много схожего – в стремлении к благочестию, к почитанию святынь, в значении для христианина Евхаристии. Но им совершенно неведомо понятие духовной брани. Помню, меня это поразило, когда я впервые был в Италии молодым сотрудником Отдела внешних церковных связей вместе с делегацией русских монашествующих. Когда в беседах с францисканцами, пригласившими нас, речь шла о строительстве, воссоздании обителей, противоречий не было. Но как только заходил разговор о подвигах, возникало непонимание. «Что, какие искушения? У нас этого нет», – говорили католические монахини. Выходит, монастырь – это некий клуб по интересам, где собрались единомышленники, не более.

Между нами нет противоречия, мы просто разные. Итальянский народ очень благочестив. Когда идешь по Бари в рясе, с крестом, многие католики подходят, кланяются, просят благословения, целуют крест, оказывают знаки уважения. Здесь присутствует здоровый клерикализм. Однако при этом видишь, что в Италии христианство очень сильно выхолощено, нет традиции, за которой кроется глубина и смысл.

Выхолощено больше, чем в российских регионах?

– Я говорю не о тех, кто в храм не ходит, будь то в итальянской провинции или в российском регионе. Различие среди тех, кто посещает католические мессы и православные богослужения.

То есть в Италии можно быть практикующим католиком и при этом совершать аборт, условно говоря? То есть откровенно нарушать заповеди? Или как?

– Мне много исповедовалось церковных православных женщин, которые делали аборт, и для меня это до сих пор тяжелая рана на сердце. Но думаю, что у них больше женщин через это прошло. Формализм выхолащивает верующих – как мирян, так и духовенство. И Православие может помочь людям начать глубинный путь в христианство.

Беседовали Елена ЖОСУЛ и Евгения ЖУКОВСКАЯ

Мультимедийный проект #ЕЖЖихи


Фотографии Марии Темновой

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *