Home / Православие повсюду / Старейшая прихожанка

Старейшая прихожанка


Москвичка Вера Глазова и в сто лет готова путешествовать. За тридевять земель. «Господь хранит. Что же жаловаться?!» – говорит она. Вековой юбилей Вера Николаевна отпраздновала в 2015 году, ее чествовали в храме Илии Обыденного, что на Остоженке, прихожанкой которого она стала 82 года назад.

Наша героиня живет в спальном районе столицы совершенно одна. Вернее, с Богом. С московской юго-западной окраины в храм на Остоженке ей ехать за 30 верст – обыденно и есть. Когда-то, да, далеко было, ничего не скажешь, а нынче – рукой подать, говорит она.

То ли дело накануне собственного столетнего юбилея отправиться в… Бари! Или, как говорили когда-то на Руси, в Барийский град – туда, где покоятся мощи, пожалуй, самого почитаемого на Руси святого – Николая Чудотворца. На далекий-предалекий юго-восточный берег Италии – земли, что славна своими святынями не менее Отечества нашего. Там у раки с честными мощами жившего в III-IV веках святителя Мир Ликийских русских паломников можно встретить чаще всего. Некоторые копят на поездку всю свою жизнь. Долгие годы копила и Вера Николаевна. Что делать, не оказалось подле нее господ спонсоров да товарищей филантропов. Однако привел Господь – толстосумы не понадобились.

Паломница с Остоженки –
ровесница Патриарха Пимена

Кажется, вы недавно и на Святой Земле побывали?

– Для моей жизни, Вы правы, это и правда не самый большой срок, но все-таки уже пятнадцать лет прошло с тех пор.

А не так давно итальянцы были совершенно поражены, увидев столь почтенного пилигрима, да еще прекрасного пола… Вы так любите путешествовать?

– Святая Земля и Бари – особые места для православного человека, и надо постараться сделать все возможное, чтобы там побывать. И вообще, пока Господь дает силы, пока Он тебя хранит, надо жить, а не жаловаться.

Вы всего лишь на несколько месяцев моложе Патриарха Пимена…

– Да, и помню его с младых лет, когда он был иеромонахом. Но чаще всего я видела его уже Патриархом, когда он служил в храме Илии Обыденного на Остоженке. Неподалеку, в Чистом переулке, была его резиденция, и Патриарх часто приходил служить в наш храм. Он обязательно всегда молился перед иконой Богородицы «Нечаянная радость».

…Но это было куда позже. Вера Глазова тогда не первый год уже служила редактором в издательстве. Все было, как говорится, более или менее… Впрочем, и в тяжелые, голодные 20-е маленькая Вера была окружена любовью приемной семьи (ее родителей не стало, когда малютке не исполнилось и года), которая своей теплотой и лаской, что встречались разве что в задушевных книгах Лидии Чарской и Клавдии Лукашевич, подарила сироте счастливое детство.

Дитя Божедомки –
о святых современниках

В воспоминаниях собеседницы все живо – от первой до последней картины далекого прошлого. Память Веры Николаевны, сохранившая даже малейшие нюансы тех или иных обстоятельств, делает ее рассказ удивительно выпуклым и выразительным. Мельчайшие детали почти что столетней давности не ускользают. То мы на Божедомке, то уже переносимся в Донской монастырь… Визави с пышно убранными – по старинной моде – седыми волосами говорит порой так увлеченно и живо, изредка даже почти энергично жестикулируя, что порой некогда вставить свою очередную реплику.

– Мне довелось знать филолога Николая Ивановича Либана, который был посошником у святого Патриарха Тихона. Патриарх неоднократно служил у нас в Крестовоздвиженском храме на углу Божедомки (сейчас улица Дурова – прим.). Ну, а потом я видела его в Донском монастыре, когда Святейший был уже под домашним арестом.

Думаете, Патриарх Тихон был все же отравлен большевиками?

– Не знаю… Так говорили. Сколько же народу пришло с ним проститься! Его так любили.

Сегодня он святой, как и митрополит Трифон (Туркестанов)…

– Его я тоже хорошо помню. Какие были замечательные проповеди владыки Трифона! И сколько же выпало на его долю, аристократа княжеской крови. Я всю жизнь дружила с его духовной дочерью Ксюшей. Она последние годы даже жила у меня, как я в невероятно трудное время – у нее. Мы дружили больше 70 лет. А прожила Ксюша 95, и все ждала своего мужа, который пропал без вести в 1941 году.

Уходящая натура… Штучный товар… Казалось бы, и не заметишь ее в толпе молящихся. Ни тебе нарядов, ни специально отведенного в храме места, когда все вокруг тебя и для тебя… А в то же время нельзя не заметить. Потому что штучный товар, потому что уходящая натура…

Столетие Веры Николаевны было молитвенным. Но и «шумным». До сих пор вспоминают… Свидетельнице всех Патриархов новейшего времени букет белых роз был удивительно к лицу. А многолетие звучало так радостно и так торжественно, так свежо и молодо, что, казалось, возглашается оно хором первый раз на белом свете. И слышно его было далеко-далеко окрест.

Сергей ЛИТВИН

Фото Т.В. Качалы
опубликовано сайтом Илиинского храма в Обыденском переулке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *