«Мы все спешим за чудесами!», – поется в знакомой всем песне нашего недалекого прошлого. И хотя время яркой популярности этого музыкального произведения осталось позади, но все же до сих пор точно и четко описывает она нашу жизнь. Мы также спешим куда-то, рвемся покинуть свой дом и только к середине своей жизни или уже к концу ее понимаем, что лучше всего быть «под крышей дома своего». Рано или поздно, но мы все-таки осознаем, что те «чудеса», которые мы искали, были совсем рядом, что укрыты они не кодовыми замками и решетками, а привычной простотой.
Простые чудеса
Давно уже известно, что решение любой, даже сложной, задачи может оказаться простейшим и элементарным. В этом-то и будет заключаться его красота! Только вот мы отвыкли от простоты. Она нам порой кажется даже чем-то архаичным и ненужным. А ведь простота и чистота, поселившись в сердце человеческом, могут действительно сотворить чудо. Неподалеку от Перми, в селе Мокино, мне довелось увидеть такую простоту, услышать о ней и поговорить с замечательными простыми людьми об обыкновенных чудесах.
«Вот какой молодец святитель Николай!», – такими простыми и искренними словами рассказывала о чудесном обретении большой иконы святителя, ныне находящейся в местном музее, Римма Георгиевна Черемных. Дело в том, что когда-то, еще в советское время, вместе с ныне покойным уже супругом Анатолием Максимовичем эта маленькая хрупкая женщина решилась создать музей села, для чего и ходила по окрестным домам, собирая старинные иконы, подсвечники, орудия труда и т.д. Музей существует поныне, и преемница Риммы Георгиевны уже хлопочет о присвоении ему статуса государственного.
Но не музей привел меня в Мокино. Дело в том, что благодаря воспоминаниям этой улыбчивой, простой и трудолюбивой бабушки впервые на нашей земле усилиями множества людей удалось обрести мощи священномучеников – иерея Павла Аношкина и диакона Григория Смирнова, пострадавших в годы безбожной власти.
5 февраля Римме Георгиевне исполнилось 90 лет, чему не верится при виде этого жизнерадостного и активного человека. Договорившись с ее дочерью Светланой Анатольевной заранее, мы, работники епархиального информационного отдела, вчетвером, включая водителя, приехали в гости к бабушке Римме на следующей день после ее юбилея. И то ли из-за цели нашей поездки, а может, и просто по милости Божией весь тот день проходил у нас словно бы под знаменем простоты и чудес.
Начну, пожалуй, с того, что на епархиальном церковном складе я долго не мог определиться с подарком для нашей юбилярши и в конце концов мой выбор пал на небольшой скромный складень. Чуть позже, когда мы в самом начале нашего визита подарили этот складень Римме Георгиевне, она с дочерями были очень растроганы именно таким подарком. Оказывается, в прошлом году при пожаре был практически утрачен большой семейный складень, на котором все же чудесным образом не опаленными пламенем сохранились лики.
Промыслительная навигация
Следующим чудом стала наши неожиданная остановка в селе Говырино, в которое мы попали, следуя указаниям навигатора. Оказалось, что передвижение через это село возможно только летом, о чем к сожалению, не предупредил наш гаджет.
Принимая эту остановку за некий знак Божий, мы решили зайти в храм. Удивительная роспись, редкие образа… Какое-то особое чувство простоты поселилось в нас после посещения этой церкви. Только по приезде обратно в Пермь вспомним мы о том, что Говырино связано напрямую с главной целью нашей поездки – побывать в местах, связанных с именами священномучеников Павла и Григория Мокинских. Дело в том, что именно говыринский священник Петр Семенович Конюхов совершил отпевание новомучеников.
Вот как рассказывается о том в книге монахини Сергии (Королевой) «Пермской земли дар светоносный»:
«Он был сыном расстрелянного 15/28 октября 1918 года в Оханске священника Введенской церкви села Говырино священномученика Симеона Конюхова. В 1927 году отца Петра арестовали. «На следствии» он дал следующие показания: «В конце 1918 года в нашей местности началась гражданская война. 1 января 1919 года (нового стиля) в моей квартире был поставлен штаб бригады Красной Армии, который стоял до 12 января нового стиля 1919 года и уехал [в этот день] в село Шерью за 15 верст от Говырина. 13 января 1919 года в мою же квартиру был поставлен штаб полка Красной Армии, который уехал на другой день. В самом селе Говырино гражданской войны в это время не было, а были сражения в окрестностях его, как было слышно по выстрелам. …С 15 января нового стиля по 19 января нового стиля 1919 года никаких войск в Говырино не было. 18 января нового стиля 1919 года с диаконом Кенсарином Ганимедовым я был вызван официальной бумагой командиром полка Белой гвардии в село Мокино для погребения убитых – священника Павла Аношкина, диакона Григория (фамилию не помню), крестьянина и офицера».
Поскольку в метрической книге Никольской церкви дата погребения указана 31 декабря (13 января по новому стилю), а в показаниях священника Петра Конюхова говорится, что он ездил на отпевание 18 января (5 января по старому стилю), то можно предположить, что отпевание священномучеников было совершено «заочно», то есть после их погребения».
Вернемся к нашей удивительной поездке. Побывав в храме села Говырино, мы попытались все же, следуя указаниям навигатора, «поползти» на нашем «ларгусе» по снегу, но побоялись окончательно завязнуть, вернулись с проселочной дороги на трассу и поехали немного в обход. И тут неожиданно всем нам эта дорога показалась очень знакомой. Оказывается, неподалеку от места назначения – села Мокина – находятся дачи наших родственников. Соответственно, чрез это «обычное» село мы ездили не раз, не подозревая о том, сколько тайн оно хранит в своей простоте.
Чудеса продолжаются
Добравшись до Мокина и решив созвониться с родственниками Риммы Георгиевны, мы неожиданно обнаружили отсутствие связи на своих мобильных телефонах. На какое-то время путешественниками овладели уныние и растерянность, но вспомнив о том, что поездка уже преподносила нам приятные сюрпризы, мы решили, надеясь на милость Божью, напрямую обратиться к людям.
Остановившись рядом с «ФАПом» (под странной аббревиатурой скрывается всего лишь фельдшерско-акушерский пункт, то есть сельская больница), мы решили поинтересоваться, как найти Римму Георгиевну Черемных. На пороге нас встретила женщина невысокого роста, и чудо снова случилось! Узнав о нашей проблеме и безуспешно позвонив несколько раз по телефону, она без всяких просьб сказала: «Пойдемте, я Вам покажу дорогу!» Снова встретилась лицом к лицу с нами простота. Слава Богу за простых людей, которых Он нам посылает!
Около дома нас радостно встречает дочь Риммы Георгиевны Светлана Анатольевна. «Ничего себе! Только трубку взяла звонить вам, а тут вы у калитки! Чудо какое-то», – удивляясь, произносит она. А мы уже, в общем, и не удивлены, ведь вся поездка чудесная. Познакомившись и поздравив нашу дорогую бабушку Римму с юбилеем, мы спешим скорей перейти к делу, но не тут-то было. Для нас, оказывается, приготовлен праздничный стол. Во время трапезы, не теряя времени, нам рассказывают о том, что, оказывается, не просто на этом месте, но непосредственно в этом здании, сменяя друг друга, находились в разное время церковно-приходская школа (ее возглавлял священномученик Павел Аношкин), ставка «красных», ставка «белых», и лишь относительно недавно флигель, в котором долгое время жила чета Черемных, был обращен в гараж. Снова чудо!
«Мы ведь после прошлогоднего пожара кое-как дом восстановили. Помогали все!», –рассказывает со слезами на глазах Римма Георгиевна. В прошлом году еще жив был ее муж Анатолий Максимович, участник Великой Отечественной войны, бессменный на протяжении многих лет директор сельской школы, человек, трудами которого в Мокино появился мемориал, посвященный памяти воинов войны 1941-1945 годов. Не преувеличивая, можно сказать, что Анатолий Максимович вместе с Риммой Георгиевной сохранили большой пласт истории села Мокино и именно благодаря их трудам не просто создан музей, но воспитано несколько поколений мокинцев, знающих удивительную и вместе с тем трагическую историю своего села.
Пообедав, мы, не прекращая беседы, переместились из кухни в зал. По пути расплавленный пластик на холодильнике снова напомнил нам о пожаре. Кстати, тогда тоже случилось чудо: сплотившись в едином порыве, селяне закидали снегом полыхающий дом. Тем самым были спасены не только люди и жилище, но и огромное количество бесценных записей и фотоальбомов. Пожарная бригада тогда очень опоздала, при этом даже потребовала возместить ущерб якобы за ложный вызов! Благодаря еще одному «обычному чуду» мы, усевшись на диван просматриваем один за другим удивительные фотоальбомы.
Вот фотография, на которой Римме Георгиевне примерно лет пять. Именно тогда произошел с маленькой девочкой Риммой примечательный случай, благодаря которому удалось обрести мощи священномучеников Павла Аношкина и Григория Смирнова. В 1930-е годы ее дедушка Степан Васильевич Черемных работал сторожем зернохранилища, расположенного в здании храма. Однажды бабушка, Анисья Алексеевна, понесла мужу обед и взяла с собой внучку. Римма убежала за храм и за алтарной частью стала собирать цветы. Бабушка подошла к ней и сказала: «Риммочка, не рви цветочки, здесь батюшка похоронен».
Могилу священномучеников Павла Аношкина и Григория Смирнова, а вместе с ней и церковную территорию жители села оберегали в течение многих лет. Были попытки на месте, где стоял храм, построить жилой дом. Однако любящие свое село и хранящие его историю жители Мокино воспрепятствовали этому начинанию и отстояли святое для них место.
«Дедушка очень дружен был отцом Павлом», – рассказывает Римма Георгиевна. «Тот молодой был, красивый, целеустремленный. Все село буквально утопало в стонах, когда их, забрав со службы и раздев до исподнего, безбожные палачи волокли, издеваясь, на казнь», – заключает она.
Батюшки
Здесь стоит ненадолго прервать повествование о нашем путешествии и рассказать о жизни священномучеников Павла и Григория.
Священник Павел Аношкин происходил из семьи кунгурских мещан, окончил Пермскую духовную семинарию. В 1913 году молодой пастырь был переведен на служение в Никольскую церковь села Мокино. Как и все сельские батюшки того времени, отец Павел занимался преподавательской деятельностью – в Мокинской церковно-приходской школе, в Усть-Талицкой и Кошелевской школах. Был одним из инициаторов создания Мокинского двухклассного училища, основал в селе «павленковскую библиотеку». Книги для нее привозили из Нытвы, а также из Перми.
В 1916 году решением епископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского) отец Павел был назначен благочинным 1-го округа Оханского уезда Пермской епархии.
С января 1917 года на служение в Никольской церкви Мокино поступил псаломщик Григорий Смирнов, прибывший из одного из старинных сел севера Вятской губернии. Вскоре он был рукоположен в диаконский сан. Кроме непосредственного участия в богослужениях диакон Григорий преподавал церковное пение в Мокинском двухклассном училище.
А отец Павел в 1917-м стал студентом юридического факультета незадолго до того открывшегося Пермского университета – с разрешения консистории и при условии учиться без ущерба «для прямого его пастырского дела». Закончить учебное заведение молодому священнику не довелось.
Иерей Павел Аношкин вместе с диаконом Григорием Смирновым были взяты под стражу прямо во время богослужения. По воспоминаниям жителей села, их выволокли из храма и прогнали босиком по снегу. Затем привязали за волосы к хвостам лошадей и потащили сначала по селу, потом по дороге в направлении деревни Якимята, к Широкому логу, что в одном километре от Мокино. Священника и диакона расстреляли и искололи штыками, тела бросили у реки Березовки, запретив хоронить.
Но местные мужики под страхом смерти ночью выкопали за алтарем мокинского храма могилу и похоронили священнослужителей. Вскоре село заняли «белые».
Согласно материалам Государственного архива Пермского края, в метрической книге Николаевской церкви села Мокино Оханского уезда за 1918 год записано:
«Священник сей церкви Павел Павлов Аношкин, 26 лет, убит.
Диакон сей церкви Григорий Прокопьев Смирнов, 27 лет, убит.
Дата смерти: 29 декабря 1918 года.
Дата погребения: 31 декабря 1918 года»
В графе «Кто совершал погребение и где погребены» запись отсутствует.
Непростое место
Незаметно пролетели два с половиной часа за разговором с Риммой Георгиевной и ее дочерьми Светланой и Ангелиной. Мы не только узнали о жизни и подвиге новомучеников, но также познакомились с удивительными сведениями о репрессированных, об участниках войны и многих других мокинцах. Только подумайте, ведь все эти уникальные «сборники» и фотоальбомы могли погибнуть в пожаре! Господь сохранил не только вещественные исторические свидетельства, но саму «собирательницу истории» Римму Георгиевну. Долго мы прощались и стояли на пороге, договариваясь о возможной следующей встрече, но все же время продолжало свой ход и неумолимо спешило вперед.
Поблагодарив за гостеприимство и радушие всех трех хозяек, мы поспешили, воспользовавшись уже совсем небольшим запасом отведенного нам времени побывать на том месте, где стоял Никольский храм, за алтарем которого были погребены священномученики Павел и Григорий. А перед тем добрались до Широкого лога – места их мученического подвига. Зимой к сожалению, с дороги не видно реку Березовку, но отчетливо и ясно заметен сам лог. По случайности или же по Божию промыслу в логу между рядами словно стеной стоящих деревьев перед нашими взорами предстала страшная картина: несколько поломанных, видимо, грозой и ветром деревьев, повалившись друг на друга, стали похожи на огромный кусок колючей проволоки, торчащей во все стороны. Будто сама природа говорила о том, что место это не простое.
А вот на том месте, где стоял Никольский храм, за алтарем которого были погребены мокинские священномученики, мы снова были словно бы прощальным подарком одарены еще одним чудесным событием. Из-за серых темных туч, так часто нависающих над нашим краем, вдруг показалось солнышко и ярким лучом словно бы указало на крест, установленный на месте, где совсем недавно были обретены мощи священномучеников Павла Аношкина и Григория Смирнова.
Яркий вечерний солнечный луч, словно бы желая нам доброй дороги, провожал нас домой, а повешенная селянами неподалеку от этого места «информационная доска» на прощание вновь напомнила нам о простоте: «Это место Святое! Выпас и прогон скота запрещен. Штраф 500 рублей».
Юрий КИЩУК