22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, особо вспоминают всех воинов. Но есть в России два места, где о павших молятся каждый день. Такая старинная традиция возобновлена пятнадцать лет назад в Смоленском скиту на Валааме. Новый монастырь, где поминаются погибшие защитники Отечества, строится под Вязьмой.
Монастырский Одигитриевский комплекс возводится у Богородицкого поля, где за неполный месяц осенью 1941 года потери составили более полумиллиона человек. Каждый день здесь звучит молитва «о упокоении душ вождей и воинов, за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному».
На сайте монастыря публикуются истории, которые рассказывают в письмах родные тех, кто сложил свою голову здесь или в других землях и других войнах, кто без вести пропал. На сей день в помяннике собрано 15 тысяч имен. Список пополняется постоянно: люди присылают имена своих родных, кроме того, каждую осень поисковики производят захоронения обнаруженных останков. Полностью списки прочитывают два-три раза в год. Монастырь строящийся, а посему малолюдный. Когда достроится, то, наверное, будет возможность каждому человеку остановиться в церковной гостинице, помолиться о своих родных, о всей России и всем мире. Вдали от суеты душе легче сосредоточиться на главном в жизни, и самой жизни придается другое измерение. «Там общение идет уже на совсем другом уровне», – говорит игумения Ангелина (Нестерова).
От учёной до игумении.
От внешнего познания к познанию сути вещей
Для неё это исконно родные места. Родилась Валентина Федоровна Нестерова в 1944 году. Отец осенью 41-го воевал на территории соседней калужской земли. Об ужасах «вяземского котла» узнала через много лет. Советские люди знают эту традицию – о многом не говорилось вслух. «Вообще было такое воспитание: спросил, тебе ответили – спасибо, не ответили – успокойся. Никаких «что», «почему», «зачем», «как». Есть порядок», – делится матушка Ангелина.
После школы училась в других местах, а сюда только в гости приезжала. Ленинград, Рига. А в начале 90-х вернулась, работала заместителем директора музея по экологии в грибоедовской Хмелите. А потом позвали христианским просвещением заниматься.
Послужной список разделился пополам: четверть века связана с научной жизнью, и четверть века – с духовной. Доктор биологических наук, руководитель лаборатории информационно-вычислительных систем Всесоюзного научно-исследовательского института кибернетики в Латвии, а затем – монахиня, игумения монастыря.
Как в Вашей жизни, матушка Ангелина, эти сферы сочетаются? Противоречат ли друг другу наука и религия?
– А как же Мендель? Монах, но почитается как первый генетик. Или Менделеев… Что Господь дает познать, то человек и открывает. Например, мы же пользуемся помощью врачей. По сути, это познание мира с двух сторон – материальной и духовной. Но духовная глубже и всеобъемлюща, это познание сути вещей.
Кстати, недавно появилось сообщение: рукопись монаха Грегора Иоганна Менделя, считающегося основателем генетики, выставлена для всеобщего обозрения в музее Старобрненского монастыря в чешском городе Брно, где жил и работал знаменитый ученый. Манускрипт, написанный черными чернилами каллиграфическим почерком Менделя, – результат десятилетних экспериментов над различными растениями, произраставшими в монастырском саду. В 1865 году рукопись была напечатана под названием «Опыты над растительными гибридами».
– В конце 70-х годов ХХ века мне довелось побывать на месте трудов монаха Менделя. Хорошо, что сейчас у людей есть возможность увидеть оригинал рукописи.
В последние годы генетика сделала невообразимый скачок. Генная инженерия борется с наследственными болезнями. Западные лаборатории работают над новыми свойствами человека, чтобы придавать желаемые исследователю возможности организма…
– Я, конечно, беру на себя очень большой риск, но если серьезно говорить мы же генетику человека не до конца знаем, и не до конца понимаем, и не все изучили. Это сложные связи, мутации в каких-то очень тонких хромосомных структурах. Причем эта мутация непостоянная, она может проявляться в одном случае так, в другом иначе, почему ее и трудно определить. Но что касается состояния человека, это, в первую очередь, дух. А дух может изменить мир, материю.
«Спасибо» Богу продлевает радость
К христианству Вы пришли на рубеже слома эпох или раньше? Менялось ли Ваше понимание духовного мира?
– Родители, вся семья были верующими, хотя в советские годы это было прикровенно. Верила я всегда, а понимание – да, менялось. Бывало, особенно в работе с аспирантами (при выборе темы, например), когда я уже совсем не понимала, что дать человеку, чем он может заняться, в чем принести пользу, я Божией Матери молилась. Проходит какое-то время, и раз – все выстраивается! Тогда Божия Матерь помогла, и ты забыла, что Она тебе помогла. А теперь говоришь «спасибо» и больше и дольше радуешься. А тогда на потребление было больше похоже.
И сейчас люди в храм идут, чтобы получить, получить, получить, а не поблагодарить.
Вы вспомнили свою научную деятельность, работу в европейском научном центре в Риге. А что Вы тогда читали, какие книги?
– Есенина любила. Очень красиво о природе пишет. Латышских поэтов полюбила. И на латышском языке до сих пор помню стихи и Яниса Петерса, и Имана Зиедониса. И песни пели на латышском.
В самом деле!? А как Вы относитесь, что сейчас в Латвии русский язык ущемляют, не разрешают на нем в школе преподавать?
– Знаете, меня больше беспокоит, что сами латыши на своем языке больше не поют.
Недавно ученый-нейролингвист Татьяна Черниговская на одной из конференций, посвященных будущему развитию страны, высказала мнение: повсеместное введение уроков музыки в России даст поколение с новым типом мышления, более глубоким, всеобъемлющим, придаст новые грани радости в познании Божия мира, так как искусство способствует созданию новых нейронных связей в мозге.
– В дореволюционной и даже в советской школе было повсеместное обучение музыке. Конечно, в этом есть смысл. Музыка была повсюду. У дворян своя, у крестьян своя – у них рояли дома не стояли, но они же без песни не жили! Они начинали день с песней и заканчивали его с песней. И не только музыка – у нас, например, и рисование было у всех. Искусство – это же Творец нам дал! Пение, рисование, созерцание.
А сейчас что читаете?
– Все-таки самая любимая книга у меня — это Апостол. Я очень люблю читать апостола Павла. Там дух настолько сильный, насколько сильный и интеллект. Там такой альянс – любовь и ум вместе. Это же как Господь в нем соединил!
Осмысление бытия поэзией
Жизнь наша познается разными способами, и они действуют внутри не раздельно, а дополняя друг друга. Высшее понимание происходит, как отметила игумения Ангелина, на духовном уровне, во внутреннем общении с Богом. В этом ракурсе познается и красота Божия мира, и его материальное устройство и законы, а через музыку, поэзию – соединение с нематериальным миром.
Прекрасно выразил то военное время поэт Давид Самойлов:
И холодно ротам. И губы стынут.
И однообразно звучат голоса.
В тот день начиналась эпоха плаката
С безжалостной правдой: убей и умри!
Философ был натуго в скатку закатан,
В котомке похрустывали сухари.
В тот день начиналась эпоха солдата
И шли пехотинцы куда-то, куда-то,
К заставам, к окраинам с самой зари.
Это было написано в 1941 году. Той осенью он рыл окопы под Вязьмой. Но вяземские впечатления, видимо, вылились чуть позже, в 42-м.
…Стояли два солдата на посту придорожном,
ветром покрыты, дождем огорожены.
Ни сухарика в сумке, ни махорки в кисете —
голодно солдатам, холодно им на свете.
Взяла их Богородица за белые —
нет! —
за черные руки;
в рай повела, чтоб не ведали муки.
Привела их к раю, дверь отворила,
хлеба отрезала, щей наварила;
мол, – ешьте, православные, кушайте досыта,
хватит в раю
живности и жита.
Хватит вам, солдатам, на земле тужити,
не любо ль вам, солдатам, Мне послужити…
Называется это стихотворение «Слово о Богородице и русских солдатах». Что-то должно было потрясти мальчика из еврейской семьи, чтобы в советское безбожное время написать такие стихи! Может быть, события под Вязьмой, которые ему довелось застать. Бытуют рассказы, и не одного человека, как солдаты в том «вяземском котле» чувствовали и видели покров Божией Матери над ними. И еще как во время устройства окопов, которые они рыли касками, вдруг появился некий старичок с лопатами и потом исчез. Эти сюжеты отражены в современных иконах и картинах.
Елена ДОРОФЕЕВА
Фото автора