Home / Православие повсюду / Жизнь за высоким забором

Жизнь за высоким забором

Чем отличается богослужение в местах заключения от литургии в обычном приходском храме, как одна исповедь может поменять судьбу человека за решеткой, и почему отбывшие срок люди порой попадают в тюрьму снова – об этом зашел разговор с иереем Алексием Болотовым, руководителем отдела по тюремному служению Бобруйской епархии.

Отец Алексий, Вы окормляете особую паству, людей, которых общество, по понятным причинам, сторонится. Изменилось ли Ваше отношение к осужденным после того, как Вы стали нести послушание в колонии?

– Нет, мое отношение к ним не изменилось. Просто появился опыт общения с заключенными. Я с таким же вниманием отношусь к людям, находящимся в местах лишения свободы, как и к обычным прихожанам городских храмов.

Атмосфера колонии накладывает отпечаток и на богослужения, совершаемые в тюремном храме: казалось бы, совершается привычное богослужение, однако молитвы звучат как-то глубже и проникновеннее. По лицам осужденных видно, что не просто так пришел человек на богослужение – душа открывается навстречу Богу и Его Любви.

В чем состоит Ваше участие как священника в жизни этих людей?

– Главное – это регулярное совершение Божественной литургии в тюремном храме и духовное окормление заключенных. Несколько священников нашей епархии регулярно посещают колонию, проводят духовные беседы с заключенными, отвечают на их вопросы. Мы приносим в зону духовные книги, видеодиски и аудиоматериалы на церковную тематику и периодически пополняем библиотеки при тюремных храмах.

Неоднократно посещал колонии, находящиеся в нашем городе, совершал там Божественную литургию и наш правящий архиерей, епископ Бобруйский и Быховский Серафим.

Духовное окормление осуществляется либо через проповедь священника, обращенную к молящимся, либо через Таинство исповеди, где священник имеет возможность услышать человека и разъяснить ему какие-то спорные моменты в его духовной жизни.

Вспомните, пожалуйста, самые значимые моменты Вашего служения в тюрьме.

– Каждое посещение колонии является значимым как для меня лично, так и для тех заключенных, которые приходят на богослужения и для беседы со мной. Думаю, что к этому невозможно привыкнуть.

Что бы Вы сказали людям, которые не понимают, для чего необходимо проявлять милосердие к заключенным?

– Милосердие – это свойство, данное человеку Господом. Это способность проявлять милость и сострадание к людям, на первый взгляд, и не заслуживающим их. Оно уподобляет нас Богу и заложено в нас Творцом. Легко проявлять милосердие по отношению к близким, родным и людям добродетельным. Но насколько же трудно проявлять милосердие к чужому человеку, а тем более – к преступившему закон и оказавшемуся на обочине общественной жизни.

Человек – Божие творение, несет в себе образ и призван к подобию Божию! Божественной во Христе силой мы можем побороть злобу и ненависть к другому, протянув тому руку помощи и сострадания. И это подвиг, это поступок, который возвышает человека над темнотой греха и бездной беззакония.

Мне очень нравятся слова апостола Павла из его послания к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13. 4-7). Это настоящий гимн любви. Без любви мы ничто, даже если много знаем и умеем. Если мы будем проявлять милосердие и любовь к окружающим нас людям, то станем истинными чадами, любящими своего Творца и своих ближних.

Каким образом люди, желающие чем-либо помочь находящимся в заключении, могут осуществить это намерение?

– Исправительная колония – закрытое учреждение со своим режимом и укладом жизни. Какие-то контакты с осужденными возможны только с разрешения тюремной администрации, поэтому возможностей для желающих оказать помощь колонии немного; но они все же есть. Например, мы порой помогаем родственникам заключенных, если таковые проживают рядом с нами. Заключение под стражу кого-то из их родных – это огромный стресс и переживание. Вот здесь и возможна наша посильная помощь как самому заключенному, так и его родственникам.

Священник приходит к заключенному не как к преступнику, а как к страждущему ближнему. Как воспринимают заключенные Вас?

– Как медицинский работник, врачующий телесные немощи, так и священник оказывает духовное врачевание и помощь заключенному. Бывает достаточно нескольких слов ободрения или просто выслушать исповедь, записанную на нескольких листах, чтобы человек воспрянул духом. Поэтому и отношение к священнику в целом положительное. И, как показывает практика, общение с духовным лицом, посещение богослужений, молитва и исповедь оказывают огромное положительное влияние на душу заключенного, способствуя осознанию им своих ошибок и их исправлению.

Лишение свободы дает оступившемуся человеку шанс переоценить свою жизнь и вернуться на свободу с внутренней решимостью исправиться, став законопослушным членом общества. Почему, по Вашему мнению, люди попадают в тюрьмы повторно?

– У каждого человека своя жизнь, свои переживания. Человек – разумное и свободное существо, полностью ответственное за свои выборы и решения. Не все заключенные ведут духовную работу над собой, и потому, не всегда справляясь со своим преступным прошлым, снова попадают за решетку.

Отец Алексий, что, на Ваш взгляд, требуется обществу для того, чтобы тюрьмы опустели?

– Думаю, что ответ может быть такой же, как и на вопрос: «Какая из десяти заповедей главная?» На что Господь Иисус Христос ответил: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12. 30-31).

Если люди станут соблюдать Закон Божий, то неминуемо будут соблюдать и законы государства, и нормы общества; тогда, вероятно, не будет нужды в тюрьмах.

Беседовала Елена ВАБИЩЕВИЧ,
ответственный редактор сайта
Никольского кафедрального собора Бобруйска

Публикация сайта Бобруйской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *