Ищу себя!

«Делать что-то полезное не только для себя, но и для другого – это и есть христианское обретение себя»… Что такое молодежное служение в Церкви, зачем оно нужно, и кто им занимается? Об этом зашла речь в беседе с руководителем отдела Смоленской епархии по работе с молодежью иереем Андреем Волковым и сотрудниками отдела – студентами Смоленской семинарии диаконом Максимом Костюковым и Елизаветой Кузнецовой.

Почему работа с молодежью в Церкви считается особо значимой?

О. Андрей: Церковь всегда смотрит в будущее. Если мы не будем работать со всеми возрастными группами, то в какой-то момент останемся не у дел. Понятно, что люди приходят в храм, может быть, даже независимо от наших усилий. Но мы должны задавать вектор нашей деятельности и видеть перспективу. Это первое. Второе – понимать, что с молодежью надо именно работать. У человека идет формирование ценностей, причем фундаментальное, которое на всю жизнь закладывается. Если этот процесс пустить на самотек, то в ближайшем будущем не только в Церкви, но даже в государстве мы придем к фиаско. Поэтому работа необходима. Третье: если мы берем религиозный аспект, то стремимся донести мысль о том, что Православие – это радость. Это радостное иго Христово, которое Господь нам помогает нести.

Православные добровольцы
готовят в социальной столовой обед для бездомных

Молодежь – это, на самом деле, разновозрастная группа, от 15 до 35 лет. От момента, когда человек становится членом гражданского общества, до момента, когда он уже является членом молодой семьи, в которой появляются дети и которая, возможно сталкивается с какими-то проблемами. Поэтому я считаю, что молодежное служение начинается со старших классов школы и заканчивается молодыми семьями.

В наше время всевозможных вызовов самая яркая проповедь – это когда молодая семья полным составом осознанно идет в храм. Для меня как священника это зримый плод нашей работы и большая радость, потому что сегодня одна из главных проблем – разрыв в понимании между поколениями.

Иерей Андрей Волков

Сейчас в православном интернете активно обсуждается тема ухода молодежи из Церкви. Какие есть пути решения этой проблемы?

О. Андрей: Что-то можно списать на проблемы роста, возраста, переоценки ценностей. На самом деле, если вовлечь человека не в формальную часть жизни Церкви, а в ее таинственную жизнь, такого не произойдет. Наша цель – чтобы как можно больше людей, в частности, молодежи, жили во Христе. Если это есть изначально, то выпадение молодого человека из церковной жизни не происходит, просто начинается новый этап жизни. Но если мы что-то не проработали, если наши дети, а теперь молодежь, были в Церкви лишь формально, без чего-то внутреннего, духовного, глубокого, то будут проблемы.

Иерей Андрей с прихожанами
храма святителя Спиридона Тримифутского

Мы общаемся с настоятелями смоленских храмов и приходим к выводу, что мостики между поколениями нужно обязательно перекидывать, и потом вовлекать в церковную деятельность уже подростков. Проблема ведь не том, что они уходят (это следствие), а в том, что они не видят приложения своим талантам в Церкви.

Отец Максим, Елизавета, вопрос к вам: все так или иначе переживают подростковый кризис. Что вам позволило остаться в Церкви в этот период, что удержало от необдуманных поступков?

Елизавета: Мне в этом плане повезло: я выросла в религиозной семье, и потому конфликт отцов и детей меня почти не затронул. Конечно, были сомнения, искушения, но я все-таки осталась в Церкви. Думаю, что мы, православная молодежь, должны показать сверстникам и взрослым, что быть христианином – то это не только пребывание в храме на службах, что мы не ставим перед собой цель разбивать колени в кровь (хотя и в этом нет ничего плохого). Что у нас есть свои интересы, хобби, мы собираемся вместе, общаемся. Вера и жизнь в Церкви – это как глубочайший океан, который нужно постоянно познавать, но никогда не получится узнать полностью. Наша задача – привлечение молодежи не только из Церкви, но и извне, постоянная проповедь внешним людям – нашей музыкой, нашими книгами, нашими страницами в соцсетях.

Диакон Максим Костюков

О. Максим: Главное, что позволяет пережить внутренний конфликт, кризис подросткового возраста – реальное участие молодого человека в жизни Церкви. Например, помощь в алтаре, пение на клиросе, другие послушания. Когда человек отдает, он не хочет покидать место, где вложил свои силы. Дети ярче переживают эмоции и тоньше чувствуют фальшь. Они понимают, когда к ним относятся по-настоящему, когда хотят сделать частью общины, частью церковной семьи, а когда преследуют какие-то другие цели. Я пережил подростковый кризис, свои внутренние противоречия благодаря тому, что нес послушания. Я видел, что нужен храму, людям, моя помощь необходима.

К сожалению, сейчас многие дети, выросшие при храме, никак не задействованы в приходской жизни – в основном, все делают взрослые. Поэтому мы теряем понимание того, зачем приходим на литургию, что это за «общее дело», и как раз за этим теряется роль детей. Как мне видится, наша главная задача – включить всех в это общее дело, чтобы каждый был нужен и востребован.

Не сложно общаться пятнадцатилетним и тем, кто достиг уже 35 лет?

О. Андрей: Нет. Если есть осознание общей цели, то все остальное нивелируется.

О. Максим: У нас сейчас общение в основном виртуальное, а молодежь – это та часть общества, которой именно личного общения не хватает.

А как выйти из виртуального пространства и полюбить общение вживую?

О. Максим: Нет каких-то специальных рецептов. Это выбор человека. Есть мнение, что люди пришли в интернет, и проповедь Христа тоже пошла в интернет. В виртуальном мире мы тоже находим возможность искренне говорить о настоящем, неподдельном, но нельзя заставить человека покинуть то или иное место – можно лишь что-то объяснить, а он уже сам примет решение, как поступить.

Что может заинтересовать молодежь, кроме чисто церковных послушаний (чтение, пение, помощь в алтаре)?

О. Максим: Беседы евангельские, но не только они. Обратная связь, обсуждение, вопросы. На наших встречах рождается живое общение. Это привлекает людей снова и снова. Они приходят, так как начинают видеть многие вещи с непривычной стороны.

Молодежный велоквест, июнь 2019 года

О. Андрей: Если брать движение православных добровольцев, то оно обширно. У нас есть совместные занятия спортом. Недавно прошел историко-патриотический велоквест, православно-ориентированный. Там не все были воцерковленные ребята – просто молодежь, человек двадцать. Но инициатива исходила от православной молодежи.

Были разного рода задания на маршруте: помощь ближнему, подготовка продуктов питания для малоимущих и другие, все с элементами экшна. Это было знакомство молодежи с историей города, с делами милосердия, с жизнью Церкви.

О. Максим: На квест пришли люди, которые не просто хотели участвовать, но и помочь в организации: кто-то мог фотографировать, кто-то – расставить точки маршрута. Поэтому квест вышел таким дружным.

О. Андрей: Мы сейчас несколькими отделами епархии делаем общее дело, чтобы объединять молодежь, и не просто для создания «вау-эффекта»: мы встретимся, и всем хорошо. Есть реальные плоды деятельности. Помощь в детских домах, домах престарелых – это труд.

Добровольцы после рождественского спектакля
в Гедеоновской больнице

О. Максим: Это объединяет поколения.

О. Андрей: Да, и у человека происходит «перезагрузка» ценностей. Когда ты сидишь дома перед монитором, ты погружен в свои проблемы и в чем-то ты неискренен, ты играешь. А если приезжаешь туда, где боль человеческая, где есть в тебе потребность, ты уже не можешь быть фальшивым. Ты вовлекаешься в полноценную человеческую жизнь, потому что человек – это тот, кто сострадает, тот, кто рядом с ближним. Быть рядом с ближним – это такая мощная евангельская ценность.

Молодежный велоквест.
Оказание первой помощи – одно из заданий маршрута

О. Максим: Вернусь к послушаниям, которые могут заинтересовать молодежь. Это любого рода занятия, которые показывают, что человек здесь нужен: и волонтерство, и спортивные, культурно-просветительские мероприятия. Молодому человеку важно знать, что он необходим, это первое. Второе – нужно, чтобы ему давали самостоятельность. Если это соблюдается, мы действительно решаем глобальную проблему ухода молодежи из храмов в такие трудные периоды взросления.

Как найти свое предназначение молодому человеку, как Церковь помогает в этом?

О. Андрей: Тут надо просто оглядеться вокруг и спросить себя: кто мой ближний? А это тот, кто рядом со мной сейчас. Делать что-то полезное не только для себя, но и для другого человека – это и есть христианское «обретение себя», когда человек замкнут не только на себя, но свою деятельность, но проецирует свои силы на другого. Это первый этап. Второй – когда ты это делаешь, то начинаешь раскрывать какие-то свои таланты, может быть, глубоко зарытые, и понимаешь, что вот это у тебя получается лучше. Человек раскрывает то, что в нем заложено Богом, не через пассивное состояние, а через служение. Направь себя на служение, и Господь раскроет, чем ты полезен. Бывает, что человек до последнего не понимает, в чем его предназначение. Он начинает что-то делать – жизнь его полностью меняется.

Роспись стен в больнице.
Художник – доброволец Марина Якушева

О. Максим: Организация «Православные добровольцы Смоленщины» – это окружение, в котором человек может себя реализовать, попробовать направления, которые предлагаются, и через это выйти на новый уровень познания себя.

О. Андрей: Нет молодежи плохой или хорошей, есть отсутствие вектора деятельности. Если вектор задать, направить человека, то он вовлекается, и это уже не потерянное поколение, а обретенные сотрудники на ниве Христовой, серьезные и целеустремленные. В совместной работе человек находит себя в мире, в Церкви.

Елизавета – регент хора православных добровольцев

Вопрос Елизавете: как девушка может проявить себя в Церкви, в чем особенности женского молодежного служения?

Елизавета: Современной девушке-христианке трудно в обществе. Ввиду реалий XXI века происходит какой-то когнитивный диссонанс: у тебя есть система ценностей, но общество предлагает нечто прямо противоположное.

Поэтому когда девочка, девушка и в будущем молодая женщина приходит к добровольцам, она там находит там, в первую очередь, понимание, друзей – ребят, которым не все равно, которым есть дело до твоих проблем. Ведь что нужно человеку в первую очередь? Как бы это странно ни звучало – ему нужны уши. Нужен человек, который внимательно выслушает, который сядет рядом и просто побудет с тобой. Знаю не понаслышке, что девочки, приходя в храм, находили не только друзей, но и будущих спутников жизни, так же, как и юноши. И это очень правильно, потому что надо держаться вместе, создавая общину.

Девушка может реализоваться в церкви не только как матушка, свечница, регент хора, но просто как человек, который всегда будет поддерживать людей вокруг себя. Это сестры милосердия, которые совершают неимоверную работу. Их труд еще раз доказывает, что женщина только кажется слабым существом, но несет на себе тоже очень большой тяжелый крест. Подобно женам-мироносицам, которые, несмотря на все трудности, оставались верны Господу.

Или такие простые мелочи, как принести сладкое к чаю на евангельских беседах, поговорить с девочками, дать дружеский совет. Это, может быть, похоже на клуб по интересам, но очень нужно. Каждому человеку нужен друг, каждому нужен человек на расстоянии телефонного звонка. Можно просто позвонить, и ты знаешь, что там, на улице Урицкого, там, где-то в епархии, тебя ждут.

О. Максим: Большинство добровольцев – девушки. В храме тоже большинство женщин.

Были разные времена, когда мужчины уходили на фронт, функции женщин менялись. Продолжительность жизни мужчины всегда была ниже… И тетушки, бабушки, потеряв своих супругов, приходят в храм. Роли мужские и женские тоже сегодня поменялись. Но работа Церкви в том, чтобы каждый был при своих талантах и своем служении, чтобы человек гармонически развивался, не потому что один хуже, а другой лучше, а потому, что у каждого из нас есть потенциал, реализуя который, мы будем счастливы.

Учение Церкви строится так, чтобы показать роли мужчины и женщины в мире, в христианской миссии. Мы должны опираться на те основы, которые были нам даны в первые века христианства.

Молодежное служение во многом сродни миссионерскому. Насколько нужно быть похожими на тех, к кому обращена проповедь? Например, необходимо ли перенимать молодежный сленг священнику?

О. Максим: Есть евангельское выражение: вы соль земли. Если соль не будет соленой, ее выбрасывают. Если священник или мирянин не теряет в проповеди главных христианских качеств, общаясь в неправославной среде, то все хорошо. Другое дело, если человек начинает отказываться от каких-то основополагающих принципов, если он теряет что-то важное. Мы встречались и встречаемся сейчас с этим на просторах интернета. В Церкви нет профессионалов, и миссия – не исключение, мы формируемся как профессионалы в своем деле. Главное – не потерять свою «соленость».

Одна из точек маршрута православного велоквеста
на Владимирской набережной

О. Андрей: …И не забыть свое главное призвание. Какое-то погружение в среду для миссионера возможно. Язык проповеди должен быть понятным внимающим, чтобы слова коснулись сердца. При этом батюшка должен всегда оставаться батюшкой, и православный блогер должен быть всегда идентичен самому себе, когда он вещает на аудиторию, и когда он просто живет. Не должно быть разрыва между тем, что я несу в массы, и тем, что я есть. Не должно быть масок, только искренность. Мир меняется – ценности остаются, и наша проповедь должна быть о тех же ценностях, но может быть, немного другими средствами.

Цель проповеди – не произнести красивые слова о высоком, а помочь человеку изменить жизнь к лучшему, увидеть высший смысл. И очень важно, чтобы не было разрыва между тем, какой ты «в кадре», и какой в жизни.

Иерей Андрей Волков

О.Максим: Могут возникнуть критические замечания: вот Церковь спохватилась в последний момент, когда увидела, что молодежь уходит, бабушки остаются. С одной стороны, так это и есть.

Но если вопрос возник, он требует решения. Нельзя сказать, что нужно было раньше или нужно было позже. Главное, что сейчас работа началась, и это положительный сдвиг в сторону объединения молодых православных христиан. Нет в человеческом мире понятий «поздно» или «рано» – есть лишь наше делание, которое приводит к результатам.

О. Андрей: Нужно не забывать, что наши усилия восполняет Господь, Который пришел в мир, чтобы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Эта жизнь с избытком возможна в Церкви.

Я призываю к тому, чтобы каждый нашел Христа, и в нахождении себя в Церкви видел свое служение. Христа спрашивали люди разных сословий: а что нам делать, чтобы спастись? И Он отвечал, что нужно нести свое служение там, где человек поставлен: воинам – быть хорошими воинами, учителям, священникам нести свое служение. Делай свое дело хорошо, делай для ближнего, делай для Бога. Не надо быть сверхчеловеком, не надо пытаться спасти вселенную. Есть только один Человек – Господь наш, Который это сделал и нас всех спас.

Беседовала Екатерина ДМИТРАКОВА

В основе материала – публикация сайта Смоленской митрополии

Фото: пресс-служба Смоленской епархии, личный архив участников беседы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *