Кованая винтовая лестница ведет куда-то вверх – прочь от земли и поближе к небу. К звоннице Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска (Энгельса) в Саратовской области. Здесь, на высоте двадцать метров на продуваемой всеми ветрами площадке, заливая окрестности медным гулом, ловят утренние лучи солнца и вдыхают вечернюю прохладу звонари… Люди, которые без слов созывают верующих на молитву, прославляют Бога, возвещают о величии Церкви и Божественной идеи. О том, что такое звонарская служба, почему колокола нужно любить, как происходит «воколоколивание» нового звонаря, рассказывают епископ Покровский и Николаевский Пахомий и преподаватель курсов для звонарей Даниил Щербаков.
Как становятся звонарями?
Любое дело верующие начинают с молитвы и благословения. Иногда – с внештатных ситуаций. Для владыки Пахомия звонарское послушание хоть и ушло в прошлое, но оставило яркие воспоминания, навыки искусного владения колоколами и убежденность в том, что на колокольне не оказываются случайно.
«Так получилось, что наше Троицкое подворье в Москве на некоторое время осталось без звонаря. И на праздник Успения Божией Матери я, еще послушник, получил благословение заменить его. Самостоятельно мне не доводилось звонить – мерные удары в благовест не в счет. От меня же требовался праздничный трезвон. И поскольку послушание паче поста и молитвы, я помолился, вспомнил все, что знал … И затрезвонил. Не сразу, ближе к полиелею, но все-таки, – вспоминает архипастырь. – Ну, а потом были месяцы взлетов и падений, духовного роста. Порой казалось, что усилия не влияют на результат, но я трудился, следовал наставлениям нашего звонаря Александра, с которого, по сути, и началось мое «воколоколивание», и в итоге потом с большой радостью нес свое послушание – звонил по праздникам и даже на Патриаршей службе в нашем монастыре. Наставления же Александра были такими: если хочешь стать хорошим звонарем, нужно преодолевать себя, терпеливо, со смирением относиться к неудачам и продолжать учебу, тогда Господь тебя обязательно посетит, придет вдохновение, и все будет получаться».
О какой звоннице мечтает звонарь?
Традиция колокольного звона в Русской Церкви – одна из самых красивых. Русские люди заимствовали ее у греков, переосмыслили и превратили в настоящее искусство. Расцвет традиции пришелся на XIX век, когда практически каждый храм обладал прекрасной колокольней, богатым набором колоколов с превосходными акустическими характеристиками. По слову владыки Пахомия, до сего дня непревзойденными образцами и зодчества, и литейного дела не только в России, но и в мире остаются звонница Успенского собора (Ростовский кремль), колокольня Ивана Великого (Московский кремль), колокольни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Данилова монастыря.
Так, Ростовской звоннице посвящена целая монография «Ростовские колокола и звоны» (1884). В ней искусный звонарь протоиерей Аристарх Израилев детально описал все колокола Успенского собора и создал для них камертоны, переложил на ноты основные праздничные и будничные звоны XVII-XVIII веков, схематично зафиксировал развеску колоколов, расположение звонарей и технику исполнения.
А вот о колокольне Даниловой обители писали современные СМИ. Поводом послужило возвращение в Россию знаменитого ансамбля из восемнадцати старинных колоколов в 2008 году. До этого, с 30-х годов прошлого века, разгара гонений на Церковь, колокола находились на башне студенческого общежития Гарвардского университета. Их выкупил и тем самым сохранил от уничтожения американский промышленник Чарльз Крейн.
Наравне со звонницами славу обретали и мастера. Только известны стали не их имена, а названия звонов – таких как юрьевский, ростовский, звоны Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавры. «Их особенности обусловлены как традицией, так и особенностями механики звонниц. К примеру, с колоколами Ростовской звонницы за раз должны были управляться несколько звонарей. Один отвечал за большой колокол, остальные – за несколько групп колоколов. Эту практику за образец взяли в Центральной России, Ростове, Суздале, Владимире, Новгороде, – объясняет владыка Пахомий. – На лаврской звоннице, наоборот, большое количество колоколов сведено на один звонарский пульт. Уникальна и традиция звона Псково-Печерского монастыря. В ней чувствуется влияние европейской традиции: раскачивают не язык колокола, который очень тяжел, а сам колокол». В России этот способ звона не прижился – стремясь поразить всех благолепием и невидалью, мастера отливали колокола весом до нескольких сотен и даже тысяч пудов. Раскачать такие не представлялось возможным.
Правда ли, что колокола легко разбить?
К сожалению, правда. Несмотря на мощный голос и монументальный внешний вид, колокола, на самом деле, хрупкие создания. Они чахнут без внимания, заботы и любви. Травмы, в том числе несовместимые с дальнейшим служением, им наносит обыкновенное небрежение. Колокол, как отмечает епископ Пахомий, легко испортить по незнанию, нечаянно. «Многие, кто впервые приходит на колокольню, думают, что чем сильнее ударить в колокол, тем лучше. Это не так. Колокольная медь – сплав с добавлением олова и серебра – непрочный материал. Он имеет свойство трескаться и рассыпаться, – объясняет архипастырь. – С колоколами всегда нужно обращаться аккуратно, особенно же в зимнее время. В мороз металл напряжен, его сначала необходимо разогреть, поэтому первые удары в колокол должны быть тихими, мягкими».
Подтверждением этих слов могли бы послужить судьбы колоколов с самых разных звонниц. Но, пожалуй, ярчайшим примером была и остается история Царь-колокола, пострадавшего в пожаре 1737 года. По одной из версий, чтобы предотвратить расплавление, его заливали водой. Не выдержав перепада температур, нагревшаяся медь треснула – от колокола откололся кусок весом 11,5 тонны.
Когда звонит колокол?
На звонницах современных храмов используют три типа колоколов: благовестники (большие), подзвонные (средние) и зазвонные (малые) колокола. Минимальный состав ансамбля – пять колоколов. В остальном все зависит от наличия фантазии и средств.
«Количество, конечно, играет роль, – подчеркивает Даниил Щербаков. Но глубина смысла и полнота звучания достигается только при наличии всех трех типов колоколов». И вот почему. Удары в благовест положены перед службой и во время евхаристического канона. Перебор от большого к малому колоколу с трезвоном «во вся» (во все колокола) звучит на выносе плащаницы в Великую пятницу и символизирует смирение, умаление Бога, Который ради искупления наших грехов стал человеком. Перебор от малого к большому колоколу сопровождает отпевание, знаменует возрастающую жизнь человека, удар во вся – ее обрыв, трезвон – встречу с Богом. Последний вид звона – радостный трезвон – сообщает, что Церковь празднует великое событие.
Являясь участником божественной службы, звонарь остается один на один со своим послушанием. Оторванность от мира он особенно ощущает на колокольне. «Звон привязан к определенному моменту литургии или всенощного бдения. Каждый раз он приходится на разное время, поскольку темп службе задает духовенство. И если перед ее началом можно ориентироваться по часам, то дальше в этом нет смысла», – делится Даниил. Но выход из положения есть. Практически в каждом храме есть специальные кнопки. С их помощью на колокольню подают звуковые и световые сигналы.
Что с техникой безопасности?
Нести служение на колокольне – почетно и незабываемо. Даниил это подтверждает. Потрясающий вид на город, природу. Восприимчивость к красоте Божьего мира здесь обостряется. К погоде тоже. Зимой на колокольне холодно и нужно одеваться теплее, летом – комфортно и круглый год – очень шумно. «Со стороны колокольный звон звучит красиво и приятно, на колокольне же закладывает уши. Пять-десять минут звонишь, пятнадцать – отходишь. Без наушников не обойтись», – признается Даниил.
В копилку знаний о звонарском искусстве от него идет практический совет. Перед тем, как начать звонить, обязательно нужно проверить целостность и натяжение тросов, которые крепятся к языкам колоколов. Мало того, что они могут оборваться и сократить количество рабочих экземпляров, так еще и нанести ответный удар.
Можно ли звонарю импровизировать?
«Можно, это ведь творчество. Любой звонарь – импровизатор», – считает владыка. Звоны строго регламентированы, но только на первый взгляд. Церковные каноны, уставы приходов держат в рамках традиции, однако не запрещают творить. И не потому, что хочется, а потому что по-другому никак. «Невозможно в точности скопировать звон другого человека. Кроме того, есть технически сложные звоны, как, например, звоны Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря. Их трудно воспроизвести», – говорит Даниил. Да и прежде чем браться за работу над авторскими материалами или образцами высококлассных звонарей, неплохо бы освоить свою традицию и базу: научиться держать ритм, одновременно задействовать все типы колоколов, хорошо знать две-три мелодии… И самое главное – понимать, что служение на колокольне – Божье дело: «Звон свидетельствует о службе, а служба – это славословие, молитва Богу. Ее нельзя портить поспешностью, фривольностью».
Как получить место на колокольне?
Желание, упорство, трудолюбие, талант, музыкальный слух, чувство ритма, хорошая координация и физическая подготовка – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых к человеку, который хочет оказаться на колокольне на правах звонаря, а не гостя. Звонарь – это кладезь знаний, умений и дарований. Как врожденных, так и приобретенных. «Научить звонить в колокола можно любого человека вне зависимости от пола и возраста за три-четыре занятия», – утверждает Даниил. Весомости словам предает наличие опыта (как-никак, на колокольне девять лет), педагогического стажа и выпускников, несущих послушание на звонницах Покровской епархии, в том числе и кафедрального собора.
«Важно только перебороть сомнения и страхи насчет того, что ничего не получится, – говорит Даниил. – Хотя какие могут быть страхи, когда послушание звонаря – это несение благой вести за многие и многие километры людям, которые пусть не верят в Бога, не знают о Церкви, но все равно слышат ее».
Совет начинающим
Чем бы ни полнилась звонарская практика – победами или поражениями – принимайте их со смирением и благодарностью. «Заслуги приписывайте не себе, а Богу, – напутствует владыка Пахомий. – Любите колокола, любите свое служение и никогда не стойте на месте. Изучайте тему, читайте, общайтесь с профессионалами. Двигайтесь только вперед».
Дарья ХОХЛОВА
Публикация сайта Покровской епархии